Бакалавриат
2019/2020





Введение в античную и библейскую текстологию
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Самохвалова Наталия Евгеньевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Введение в античную и библейскую текстологию» знакомит с основными понятиями текстологии, основными этапами истории античной и библейской текстологии, учит решать текстологические задачи В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основные понятия науки текстологии; методы филологического исследования в области текстологии; историю нахождения и исследования античных и библейских текстов историю формирования канона Ветхого и Нового Завета. уметь: применять понятийный аппарат текстологического исследования; выбирать методологию исследования при текстологическом анализе текста; фиксировать и интерпретировать результаты текстологического исследования владеть: навыками применения данных и методов текстологии в конкретном текстологическом исследовании; методами теоретического исследования в области текстологии; навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области текстологии. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать историю филологии как науки владеть методиками первичного анализа литературного текста; владеть способами поиска научной информации.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Введение в античную и библейскую текстологию» являются овладение студентами основными понятиями и методами текстологического анализа текста и знание истории исследования античных и библейских текстов.
Планируемые результаты обучения
- знание материала, изложенного на лекции: выполнение домашнего задания (прочтение заданного раздела книги/статьи и владение изложенным там материалом)
- знание материала, изложенного на лекции: выполение домашнего задания (прочтение заданного раздела книги/статьи и владение изложенным там материалом)
- знание материала, изложенного на лекции: выполyение домашнего задания (прочтение заданного раздела книги/статьи и владение изложенным там материалом)
- знание материала, изложенного на лекции: выполение домашнего задания (прочтение заданного раздела книги/статьи и владение изложенным там материалом), умение решать текстологические задачи
Содержание учебной дисциплины
- История рукописной книгиИзготовление книг в древности. Формы и материалы древних книг. Особенности работы древних писцов. Особые вспомогательные средства для помощи читателю в древних рукописях: деление на главы, названия глав, канон, предисловия, аппарат, глоссы, схолии, комментарии, катены, ономастиконы.
- Канон Ветхого и Нового ЗаветаКоличество и классификация ветхозаветных рукописей. Особенности формирования канона Ветхого Завета. Иудейский канон, Тора-Невиим-Кетувим (Ктувим, К'тувим). Христианский и протестанстский канон. Тексты и переводы: протомасоретский текст, масоретский текст, Септуагинта, Вульгата, другие древние переводы. Жизнь и творчество блаженного Иеронима.Количество и классификация новозаветных рукописей. Особенности формирования канона Нового Завета. Апокрифическая литература. Закрытие канона на Востоке и на Западе. Трудности определения канона в древней Церкви. Критерии каноничности. Проблема канона в наши дни.
- Основные этапы складывания понятий текстологии и канонаалександрийская школа и появление понятия литературного канона; гомеровская вульгата; Гомер и Платон как образцовые авторы и тексты у неоплатоников; раннехристианские филологические методы установления текста Священного писания, деятельность Оригена Александрийского; ренессансные ученые-гуманисты
- Методы и пути передачи античных и библейских текстовИстория нахождения основных рукописей. Роль учёных эпохи Возрождения в поиске и изучении античных рукописей. Франческо Петрарка, Джовани Боккаччо, Колуччо Салутатти. Анджело Полициано и его открытия в области текстологии.
- Что такое текстология?Объект, предмет, цель, задачи и методы текстологии как науки. Понятийный аппарат текстологии.
Элементы контроля
- блиц-опрос
- работа на семинарских занятиях
- письменный экзамен, эссеЭкзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MOODLE (et.hse.ru) прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. В случае возникновения вопросов по процедуре прокторинга рекомендуется заранее ознакомиться с инструкциями ВШЭ https://elearning.hse.ru/proctoring2
- письменные работы
- эссе
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * блиц-опрос + 0.25 * письменные работы + 0.25 * письменный экзамен, эссе + 0.25 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Conte, G. B. (2013). Ope Ingenii : Experiences of Textual Criticism. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=641837
- Nelson, R. D. (2019). The Old Testament : Canon, History, and Literature. Nashville: Abingdon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1827580
- Кучаров, А. (2012). The Problem of Dating in Textology. Ученые Записки Худжандского Государственного Университета Им. Академика Б. Гафурова. Гуманитарные Науки, (3 (31)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15695169
Рекомендуемая дополнительная литература
- Brent A. Strawn. (2019). The Old Testament : A Concise Introduction. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2200225