• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Модернизм и постмодернизм в литературе

Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Кто читает: Департамент истории и теории литературы
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Островская Елена Сергеевна
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Магистерский курс «Модернизм и постмодернизм в литературе» ориентирован на студентов, имеющих базовые представления о литературе XX века и знакомых с ее ключевыми текстами и предполагает, с одной сторорны, углубление этого знакомства, а с другой – теоретическую рефлексию. Целями курса являются: освоение основных теоретических понятий, составляющих основы модернизма и постмодернизма; углубление знаний об основных направлениях модернизма, знакомство с манифестами и программными положениями; обсуждение разных текстов модернизма и постмодернизма в контексте соответствующих течений и современной критики и литературоведения. Курс выстроен как компаративный, т.е. русский, западноевроевропейский и американский модернизм сополагаются и сопоставляются на уровне текстов и критической рефлексии. Оценка складывается из участия в семинарских занятиях, устных сообщений и устного экзамена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоение основных теоретических понятий, составляющих основы модернизма и постмодернизма; углубление знаний об основных направлениях модернизма, знакомство с манифестами и программными положениями; обсуждение разных текстов модернизма и постмодернизма в контексте соответствующих течений и современной критики и литературоведения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные теоретические понятия, используемые при обсуждении модернизма; историю направлений, ключевых авторов. уметь: анализировать произведения модернистов в контексте времени; пользоваться теоретическим аппаратом современного гуманитарного знания. владеть: навыками обсуждения и анализа художественных произведений в контексте теоретической мысли; опытом компаративного анализа произведений из разных национальных литератур.
  • знать основные теоретические понятия, используемые при обсуждении постмодернизма; ключевых авторов. уметь: анализировать произведения постмодернистов в контексте времени; пользоваться теоретическим аппаратом современного гуманитарного знания. владеть: навыками обсуждения и анализа художественных произведений в контексте теоретической мысли; опытом компаративного анализа произведений из разных национальных литератур.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модернизм в европейской, американской и русской литературе
    Модернизм в европейской, американской и русской литературе. Т.С.Элиот ”Бесплодная земля”. Трансатлантический модернизм и авангард: имажизм; вортицизм; футуризм; дадаизм; сюрреализм; гарлемский ренессанс. Модернизм и Первая мировая война. Модернистский городской нарратив: Д.Джойс "Улисс", А.Белый "Петербург". Утопия и антиутопия. Немецкий экспрессионизм.
  • Понятие постмодернизма. Постмодернизм и теория. Постмодернизм и литература.
    Понятие постмодернизма. Постмодернизм и теория. Постмодернизм и литература. Поэзия посмодернизма: Дж. Эшбери, Ф. О'Хара, А.Гинзбург, нью-йоркская школа. Постмодернизм и Вторая мировая война (И.Макьюэн "Искупление). Постмодернизм и исторический нарратив; метанарратив (У.Эко "Имя Розы"). Метапроза, инертекстуальность, интермедиальность (Дж.Фаулз "Башня из черного дерева". Ориентализм (О.Памук "Дом тишины). Посмодернизм и современная литература.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий участие в семинарах
  • неблокирующий устная презентация (доклад)
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * устная презентация (доклад) + 0.5 * участие в семинарах + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cathy Caruth. (2014). Parting Words: Trauma, Silence, and Survival. Intervalla : Platform for Intellectual Exchange, 20. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.fa0e5803d8bc4e4091f426dfb620ab0b
  • Donahue, N. H. (2005). A Companion to the Literature of German Expressionism. Rochester, N.Y.: Camden House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=232872
  • Hutcheon, L. (2013). Narcissistic Narrative : The Metafictional Paradox. Waterloo, Ont: Wilfrid Laurier University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1425610
  • La Grande Permission: John Ashbery in the 21st Century. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AC3CF633
  • Perloff, M. (2009). “THE FIRST FUTURIST MANIFESTO REVISITED” Rett Kopi: Manifesto issue: Dokumenterer Fremtiden (2007): 152-56. New Sound: International Magazine for Music, (34), 7–15. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=53293438
  • PERLOFF, M. (2014). Yeats and the Occasional Poem: “Easter 1916.” Papers on Language & Literature, 50(3/4), 326. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=99787333
  • Said, E. W. (1979). Orientalism (Vol. First Vintage books edition). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=842875
  • Учение о подобии : медиаэстетические произведения, Беньямин, В., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • “Machines to generate desire”: Avant-garde Manifestos and Guerrilla Advertising. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CEB4418
  • Bhabha, H. K. . (DE-588)119556154, (DE-576)166197130. (2007). The location of culture / Homi K. Bhabha, with a new preface by the author. London [u.a.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.26555344X
  • Burke, P. (1984). The Name of the Rose (Book Review). History Today, 34(5), 56. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=4870515
  • Demčišák Ján. (2016). The City through the Eyes of Expressionism. Ethnologia Actualis, (1), 79. https://doi.org/10.1515/eas-2016-0005
  • Evelyn Austin. (2014). Locus Solus: The New York School Poets’ Missing Manifesto. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2C233765
  • Hjartarson, P. I., Betts, G., & Smitka, K. (2016). Counterblasting Canada : Marshall McLuhan, Wyndham Lewis, Wilfred Watson, and Sheila Watson (Vol. First electronic edition, 2016). Edmonton, Alberta, Canada: The University of Alberta Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1334727
  • Johnson, A. C. (2014). Making vorticism : the emerging art of Wyndham Lewis, 1908-1915. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.bl.uk.oai.ethos.bl.uk.682173
  • Peters, A., Fletcher, J., Fialkoff, F., Schwarzer, A., & Sutton, J. (1985). Postscript to “The Name of the Rose” (Book). Library Journal, 110(1), 87. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=7580650
  • Posman, S., Bru, S., Reverseau, A., Ayers, D., & Hjartarson, B. (2013). The Aesthetics of Matter: Modernism, The Avant-Garde and Material Exchange. Belgium, Europe: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C35C5A9
  • Richter, D. H. (2018). A Companion to Literary Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1713325
  • Todd Williams. (2009). Eliot’s Alteration of Renaissance Drama through Frazer in The Waste Land L’altération du théâtre de la Renaissance à travers Frazer dans The Waste Land de T.S. Eliot. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1A4CD852
  • Waugh, P. (2003). Metafiction : The Theory and Practice of Self-conscious Fiction. London: Taylor & Francis [CAM]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650159
  • Панарин А.С. Русская культура перед вызовом постмо- дернизма. — М., 2005. — 189 с. ISBN 5-9540-0033-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346281
  • Федоров, А. А. (2016). Концепция литературного творчества Умберто Эко и воплощение модели писателя «Умберто Эко - М-автор». Liberal Arts in Russia / Rossiiskii Gumanitarnyi Zhurnal, 5(6), 543–553. https://doi.org/10.15643/libartrus-2016.6.1