• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет изучения данного курса - история изобразительного искусства и архитектуры в древней Греции с III тыс. до рубежа новой эры и в древнем Риме с VIII в. до н.э. по IV-V вв. н.э. Цель курса - познакомить студентов с фактологической стороной истории искусства античного мира. Задача курса - научить студента понимать произведения античного искусства. Это понимание состоит, с одной стороны, в умении осознанно воспринимать художественный язык архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, в знании формальных приемов построения формы произведения, стилистики и техники художественного творчества. С другой стороны, понимание произведений искусства включает знание его идеологических основ, умение разобраться в общественных условиях существования и развития искусства, выявить социологическую обусловленность художественных стилей и творчества крупнейших мастеров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории;
  • о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира;
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира;
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира;
  • выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира;
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры;
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет основные этапы в развитии искусства Эгейского мира, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • определяет основные виды искусства «тёмных веков», основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • Умеет понимать основные теории генезиса архитектуры архаики и аргументировано излагать их положит. и отрицат. черты, знает основные памятники
  • определяет основные виды искусства периода архаики, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства периода классики, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства эллинизма, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства этрусков, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • определяет основные виды древнеримского изобразительного искусства, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Эгейского мира.
    Периодизация цивилизаций Эгейского мира (начало III тыс. до н.э. – XII в. до н.э.). Географические рамки крито-микенской культуры и основные центры ее развития на островах и материке. Гипотезы о происхождении критской и микенской культур. Вопрос о типологической принадлежности эгейских цивилизаций. Основные черты социально-экономической структуры крито-микенской Греции. Взаимосвязь и взаимовлияние социально-экономических, культурных процессов эгейской культуры с государствами Древнего Востока. Специфика культуры эгейских цивилизаций: динамизм развития, активные контакты с другими культурами в сочетании с очевидной самобытностью. Линейное письмо А и Б. Источники для реконструкции мифо-ритуальной культуры крито-микенской Греции. Особенности религиозно-культовой практики критского общества: сохранение архаичных верований и обрядов, мало дифференцированный пантеон, коллективность обрядов. Особенности религиозно-культовой практики микенского общества: рудиментарный политеизм пантеона, рационально-аналитический взгляд на природу, культ героического. Влияние религиозно-культовой практики на развитие искусства. Понятие о «динамическом» («кинетическом») искусстве Крита. Микенское искусство как стремление к гармоничной и рациональной организации художественного образа. Место крито-микенской цивилизации в истории культуры и искусства античности.
  • Искусство «темных веков» (искусство гомеровского времени) (XI - VIII в. до. н.э.)
    Разрушение главных центров микенской Греции в конце XIII-XII вв. до н.э. в результате серии катастроф. Дискуссии о т.н. «микенском регрессе» и о т. наз. дорийском нашествии. Сложность процессов сложения культуры «тёмных веков». Период «тёмных веков» как путь от состояния хаоса к стадии формирования новых социально-экономических процессов на базе автономной патриархальной семьи раннего полиса. Медленное и очень трудное формирование первых ростков будущей культуры классической Греции и первые попытки зафиксировать эти основы в памятниках архитектуры и изобразительного искусства. Следы минойско-микенских реминисценций в греческой культуре и искусстве Гомеровский эпос как источник по изучению культуры этого времени. Сложение общегреческого пантеона. Периодизация искусства «тёмных веков» и основные дискуссии связанные с ней.
  • Архитектура периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
    Рост городов и превращение их в экономические и культурные центры. Окончательное сложение государственных институтов. Тирания и постепенная замена её на полисное устройство. Олигархия и демократия. Специализация ремёсел и рост производства керамики. Начало греческой колонизации и усиление культурных контактов с Востоком. Сложение понятия “ойкумены”. Расширение в результате колонизации товарного производства и упрочение взаимосвязей внутри государства, сплочённость «эллинов» в противоположность «варварам». Возрастание общественной, воспитательной функции греческого искусства. Основные виды искусства, получившие развитие в период архаики. Выработка иерархии ценностных ориентаций и их влияние на специфику художественного образа. Усиление ориентации на натурный образ при сохранении мифологического содержания как постепенный отказ от условно-символических форм в художественном языке. Появление дидактического эпоса (Гесиод). Гомеровские гимны как важнейшие культовые сказания. Поэзия эпохи архаики и её основные жанры. Сложение древнегреческой трагедии. Формирование древнегреческой философии как особой формы общественного сознания. Сложение системы греческих празднеств. Религиозная жизнь в эпоху архаики. Периодизация искусства периода архаики.
  • Изобразительное искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
    Скульптура. Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Проблема архаической улыбки. Роль цвета в скульптуре архаики. Аттическое и ионийское направления в скульптуре и их отличительные Основные материалы, применяемые в пластике архаики. Ранняя архаика (ок. 650 – 580 г. до н.э.). Сохранение традиций геометрической пластики статуэтках нач. VII в. до н.э. Критская (или дедалическая) школа. Постепенный шаг к гармоническому равновесию в передаче элементов пластической формы при сохранении фронтальности, монументальности пропорций, плоскостности и условности в передаче черт лица, мускулатуры. Спартанская школа. Аргосская школа. Сикионская школа. Ионийские школы. Аттическая школа. Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н.э. Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики (580-530 гг. до н.э.). Приобретение аттической школой главенствующего значения в греческой пластике во второй половине VI в. до н.э. Поздняя архаика (530 – 500/480 гг. до н.э.) Коры с афинского акрополя. Изменение в последней трети VI в. до н.э. концепции пластической формы в женском облике под влиянием стилистики ионийских мастеров. Курос из Пирея как пример позднеархаического куроса. Скульптурное надгробие - особенности художественно-образной программы. Проблемы генезиса и эволюции скульптурного оформления храмов (фронтонов, метоп и фризов).
  • Искусство этрусков и древних италиков
    Периодизация искусств этрусков и проблемы её четкого определения. Этногенез этрусской культуры. Этрусская культура как взаимосвязь култур отдельных городов-государств, создавших первую самобытную культуру в Западном Средиземноморье. Влияние европейсикх и восточных культур на искусство этрусков. Роль художественных контактов с греческими колониям на Аппенинском полуострове. Проблема происхождения и особенности художественной культуры этрусков. Религиозные воззрения этрусков и их роль в формировании образной программы этрусского искусства. Основные центры этрусской культуры. Материалы, харектерные для этрусского искусства.
  • Изобразительное искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.)
    Скульптура. Изменение пластической концепции архаики в отношении понимания темы движения. Новый подход к изображению человека: конкретность пластического образа и его показ состояния действия или способности к нему.
  • Изобразительное искусство и архитектура эллинизма
    Термин «эллинизм» и проблемы его толкования. Феномен эллинизма как исторического явления. Периодизация искусства эллинизма: ранний эллинизм (ок. 320 – 250 гг. до н.э.), высокий (ок.250/240 – 160/150 гг. до н.э), поздний ( ок. 150 – 30 гг. до н.э.). Дискуссии, связанные с определением хронологических рамок эллинизма. Территориальные границы эллинистической эпохи. Дискуссии, связанные с определением географических рамок эллинизма. Основные политические и культурные центры периода эллинизма. Образование новых культурных центров как характерная черта эллинистического времени. Походы Александра Македонского и греко-македонская экспансия на территории Востока. Идеологическая программа Александра Македонского по созданию единой «универсальной» империи и её основные положения. Роль этой программы в формировании культурного «пространства» периода эллинизма. Коренные различия между программой Александра Македонского и исторической реальностью. Особенности социально-политической структуры эллинистического общества. Специфика взаимосвязи в эпоху эллинизма между социально-экономической и культурной структурами. Эллинизм как эпоха постоянной нестабильности, порождаемой постоянными войнами и распадом традиционных полисных связей. Специфика культуры эллинизма, как в целом, так и в рамках отдельного государства. Система ценностей эллинистической культуры. Утрата гражданского самосознания и формирование новых представлений человека о мире и иной системы ценностей. Сложение философских школ стоиков и эпикурейцев как отражение стремления человека замкнуться в границах своего индивидуального мира и обеспечить личности внутреннюю свободу и независимость от обстоятельств. Формирование философии киников. Появление общегреческого языка (койнэ). Отражение в литературе эллинизма желания человека дистанцироваться от общественно-политических проблем, поиска покоя и благополучия в рамках частной жизни, а также интереса к внутреннему миру человека. Возрождение мифологического и исторического эпоса, возникновение новых поэтических форм (например, идиллии). Утверждение в III в. до н.э. крупных центров «низовых» жанров: сатирические диалоги, любовная новелла. Возникновение псевдоисторических описаний подвигов царей и героев. Становление филологии, языкознания и нормативной грамматики как самостоятельных отраслей научного знания. Возникновение новых научных интересов. Значительные успехи в области географии, астрономии, математики и механики. Интенсивное развитие всех художественных форм и их связь, как с греческими, так и с восточными принципами искусства. Отказ от эстетического идеала греческого искусства. Сложность и многоаспектность картины развития эллинистического искусства. Специфика содержательной программы искусства периода эллинизма. Изменения в религиозных представлениях в эпоху эллинизма. Возрастание значения религиозных таинств и мистерий. Возникновение синкретизма в старых культах и появление новых культов как результат взаимодействия верований греческой прослойки эллинистических государств и местного населения.
  • Изобразительное искусство Древнего Рима. Тема 1. Искусство эпохи Республики.
    Вопрос о генезисе римского скульптурного портрета - восковые маски, этрусская и греческая традиции, эллинистические влияния. Римский скульптурный портрет как уникальный исторический источник. Программа первых скульптурных портретов: идеализация типологических черт или попытка передать конкретное? Патрицианский портрет и его роль в сложении программы рисмкого скульптурного портрета. Веризм позднереспубликанского портрета. Эллинистическая линия в позднереспубликанских портретах. Портреты исторических деятелей в позднереспубликанское время: особенности художественно-образной программы. Римское надгробие и его отличительные черты. Особенности композиции, «диалога» со зрителем. Нарастание повествовательности в позднереспубликанских рельефах.
  • Архитектура периода классики (V - IV вв. до н.э.)
    Время расцвета греческой полисной системы и ее культуры. Греко-персидские войны как важный этап в формировании специфики мировоззренческих представлений классики. Возрастание Афин как культурного центра Греции. Высокая классика как наивысший период в развитии греческого искусства. Изменения эстетической программы, связанной с представлениями о Космосе. Кризис полисной системы в IV в. до н.э.: изменение системы ценностей и влияние этих процессов на развитие искусства. Македонская династия и её роль в формировании культуры поздней классики. Появление новой эстетической программы в позднюю классику и роль частного заказа. Роль мастера в искусстве поздней классики. Роль восточных центров в культуре поздней классики. Основные виды искусства, получившие развитие в период классики. Художественные центры классической эпохи. Появление исторических трудов Геродота и Фукидида и специфика понимания ими исторических процессов. Поэзия эпохи классики и её основные жанры. Афинская трагедия и комедия. Формирование риторики как науки. Проблема знания как основная философская проблема V в. до н.э. Платон и Аристотель. Периодизация искусства классики.
  • Архитектура Древнего Рима
    Архитектура Римской республики Архитектура Древнего Рима VII–IV вв.: храм Юпитера Оптимуса Макисмуса на Капитолии (ок.580–510 до н.э.). Распространение эллинистических влияний в III в. до н.э., перестройка храмов Рима. Крупнейшие святилища Лациума — Фортуны Примигении в Пренесте (ок. 150–80 до н.э.) и Геркулеса Виктора в Тибуре (ок. 50 до н.э.). Обращение к эллинистическим образцам: храм Геркулеса Победителя (ок. 120 до н.э.) и пирамида Цестия (18–12 до н.э.) в Риме, мавзолей Юлиев в Глануме (ок.40 до н.э.). Храм Портуна на Бычьем форуме (ок.80–70 до н.э.) как пример римско-эллинистического синтеза. Архитектура от Августа до Адриана Перестройка Рима при Августе: реконструкция Римского форума и Форум Августа с храмом Марса Ультора. Театр Марцелла как начало традиции амфитеатров. Рождение триумфальной арки как архитектурного типа. Августовский классицизм: взаимодействие архитектуры и мраморного скульптурного декора. Золотой дом Нерона и революция в строительной технике. Римский бетон, кирпич и сводчатые конструкции. Колизей и проблема ордера. Форум Траяна и Траяновы рынки как архитектурный комплекс: новые идеи и восточные влияния. Пантеон как апофеоз купольной архитектуры. Вилла Адриана в Тиволи: частная резиденция и садово-парковое искусство. Архитектура поздних Антонинов и Северов II–III вв. как период поступательного развития римской архитектуры, распространение ее достижений на провинции. Императорская архитектура Севров: термы Каракаллы в Риме и город Лептис-Магна. Колоссальный храмовый комплекс в Баальбеке, Асклепейон и Серапейон в Пергаме: сакральное пространство и архитектура. Барокко в римской архитектуре: библиотека Цельса в Эфесе, театр в Сабрате и др. Структура рядового города-колонии и его развитие на примере Куикула (Джемила) и Таммугади (Тимгад). Специфика искусства в контактных зонах: Пальмира и Хатра. Архитектура Диоклетиана и Константина Эпоха радикальной трансформации римской архитектуры. Освоение возможностей новых технологий. Императорская архитектура: дворец Диоклетиана в Сплите, базилика Максенция и императорские мавзолеи в Риме, Трир. Архитектурное воплощение нового религиозного опыта: храмы Соля Инвиктуса в Риме, Гроба Господня в Иерусалиме и Святых Апостолов в Константинополе. Римские храмы времени Константина. Архитектура христианской империи после Константина Эпоха сложения христианской архитектуры (IV–VI вв.): римская традиция и новая типология. Вопросы терминологии: позднеантичная, позднеримская, раннехристианская, ранневизантийская. Утверждение христианства и изменение архитектурной типологии. Архитектура христианских столиц: Рим. Милан и Равенна. Консервативная традиция Африки: базилики в Типасе и Тебессе. Египет: между эллинистической (Абу-Мина) и древнеегипетской (белый монастырь) традициями. Архитектура Сирии, стилистические и литургические особенности. Развитие центрического храма: Ресафа и Босра. Базилики: от Калб-Лузе до Калат-Семана. Постройки Юстиниана как завершение развития римской архитектуры.
  • Тема 2.Искусство эпохи империи. Эпоха Принципата.
    Иконография портретов Августа, Ливии и членов императорской фамилии. Специфика художественно-образной программы скульптурного портрета времени Августа. Роль греческой традиции в формировании программы августовского портрета. Статуи из Прима Порто и из Кум: программа официозного «спектакля». Рельефы Алтаря Мира как важный этап в создании римского исторического рельефа и их программа. Римский миф и его претворение в визуальных текстах. Триумфальная арка: синтез архитектуры и скульптуры. Роль триумфальной арки в трансляции программы римского мифа. Портрет эпохи Юлиев-Клавдиев. Постепенный отход от изобразительных традиций августовского классицизма и стремление к более точной передаче черт лица и характера человека: от идеализации к харАктерному Портрет эпохи Флавиев: особенности художественно- образной программы. Точность портретных характеристик (а иногда и беспощадность), проявление интереса к трактовке внутреннего мира. Активное применение бурава и специфическая роль фактуры в флавиановском портрете. Римский исторический рельеф и его дальнейшее развитие в эпоху Флавиев. Четыре стиля помпейских росписей. Основные сюжеты помпейских росписей. Мифы. Пейзаж и натюрморт. Жанровые и эротические сценки. Портреты. Фрески виллы Мистерий - проблема интерпретации. Портреты Траяна и "Панегирик Траяну" Плиния Младшего. Две линии в траяновском портрете как отражение разницы в трактовке образа императора: ранний траяновский портрет и портрет после 108 г. Использование приёма высверленного зрачка. Колонна Траяна: особенности художественно-образной программы римского исторического рельефа (специфика композиционных построений, взаимоотношение объёма фигур и фона, специфика передачи исторического события, использование разностилевыых приёмов в показе римлян и варваров) Следование греческим образцам в пластике времени Адриана. Опрелённый отход от индивидуальности. Внешний характер адриановского «классицизма», явленный в портретах Антиноя. Стремление к передаче чувств и настроения в портретах Адриана и Сабины. Расцвет искусства портрета в эпоху поздних Антонинов: индивидуальность в передаче внешнего облика и психологической характеристики. Передача глубокого внутреннего содержания эпохи, скрытой динамики духовной жизни в показе образа императора-философа. Рельеф времени Антонинов: постепенное усложнение композиции в сторону динамизации, тяготение к многофигурности, экпрессия пласических решений и светотеневое обогащение поверхности рельефа («живописный рельеф») как проявление нового «характера» искусства и акцент на эмоциональность. Постепенная утрата интереса интереса к живописным композициям и их замена на мозаичные и рельефные. Римская мозаика: основные техники , сюжеты, особенности художественно-образной программы.
  • Тема 3. Конец эпохи принцита.
    Начало правления солдатских императоров, постепенное угасание основ античной культуры и переход её в новое качество. Настороженность как одна из главных черт внутреннего мира героя, постепенная утратаинтереса к тщательно переданному в пластике внешнему облику как свидетельство перемен в восприятии нового портретного образа. «Обнажённость» художественного языка в показе модели, часто нелицеприятная передача внешних и внутренних черт. «Варваризация» портретов III в. н.э. Минимализация художественно-образной структуры: сознательная простота в передаче внешнего обликавледствии показа не глубины внутреннего содержания образа, а его эмоциональной напряженности. Продолжение развития «живопиных» тенденций в рельефе, измельченность, дробность элементов композиции как результат утраты ясност и чёткости римского рельефа и апогея в передаче эмоционального накала сюжета.
  • Тема 4. Время домината.
    Эпоха крихиса натичной художествено-образной программы, постепенный отказ от античного представления о пластическом. Спиритуализм портрета IV-V вв. Переход к уплощённой форме, постепенный отказ от объёма, часто застылость, схематизм и гипретрофия в передаче черт лица, перенос интереса исключительно в область передачи внутреннего состояния и потеря художественного единства образа. Два взаимоисключающих направления в развитии рельефа как свидетельство кризиса античной пластики. Рельеф и его основные художественные качества (суровость, схематизированность, однообразность в передаче фигур, жёсткость, графичность контура, плосткосность как проявление тенденции к уплощению пластической формы, утрате чувства перспективных сокращений и единства фигуры и фона). Второе направление – внешнее сохранение линии развития пластически-объёмного рельефа, гипертрофия скульптурных масс и потеря внутренней органической жизненности пластики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Текущий контроль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Текущий контроль + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер Б. Р., 2010
  • Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 129с. - ISBN: 978-5-534-08094-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vsemirnaya-istoriya-v-2-ch-chast-1-istoriya-drevnego-mira-i-srednih-vekov-433478
  • Под ред. Питулько Г.Н. - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 129с. - ISBN: 978-5-534-11918-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vseobschaya-istoriya-v-2-ch-chast-1-istoriya-drevnego-mira-i-srednih-vekov-446436

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Flower, R. (2016). The Oxford Handbook of Late Antiquity. Early Medieval Europe, 24(2), 244–251. https://doi.org/10.1111/emed.12146
  • Gilhaus, L. R. (2015). The Oxford Handbook of Roman Sculpture [Rezension]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F0121FD8
  • Samama Evelyne. (2013). 4. The Oxford Handbook of Hellenic Studies, ed. Georges Boys-Stones, Barbara Graziosi, Phiroze Vasunia. Revue Des Études Grecques, (2), 649. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reg.0035.2039.2013.num.126.2.8149.t16.0649.0000.2
  • Scullion, S. (2017). The Oxford Handbook of Ancient Greek Religion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE26EEB9
  • Xenia Pausan. (2015). Clemente Marconi (Ed.), the Oxford Handbook of Greek and Roman Art and Architecture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E39812D
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин В. И., Маяк И. Л., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., 2003