• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление персоналом в ритейле

Статус: Курс обязательный (Менеджмент в ритейле)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Менеджмент в ритейле
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина формирует у студентов необходимые компетенции для системного и эффективного управления персоналом в ритейле. Студенты получают знания по интеграции, развития и мотивации в интересах достижения целей организаций, работающих в сфере ритейла, связанных с привлечением клиентов, формированием их лояльности и повышением качества их обслуживания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Управление персоналом в ритейле» – формирование у студентов необходимых компетенций для системного и эффективного управления персоналом, их интеграции, развития и мотивации в интересах достижения целей организаций, работающих в сфере ритейла, связанных с привлечением клиентов, формированием их лояльности и повышением качества их обслуживания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание современных технологий и методов планирования, найма и отбора, стимулирования и оплаты труда, обучения и развития, оценки и аттестации персонала
  • Знание специфических черт, основные проблемы и тенденции управления персоналом в ритейле.
  • Знание классификаций стратегий и особенности политик управления персоналом организаций;
  • Умение разрабатывать стратегию и политику управления персоналом организации
  • Иметь навыки (приобрести опыт) деятельности по поиску и оценке информации для анализа ситуации в области управления персоналом для выявления проблем и причин их породивших, оценки ситуации и проектирования управленческих решений в сфере управления персоналом
  • Умение использовать современные методы и технологии управления персоналом
  • Умение готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами в сфере управления персоналом
  • Иметь навык анализа и адаптации к российским условиям лучших практик и зарубежного опыта в сфере управления персоналом, с учетом конкретной ситуации в компании сферы ритейла.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Управление персоналом: эволюция подходов и современная ситуация в сфере ритейла
    Управление человеческими ресурсами (Human Resources Management) – стратегический и системный подход к управлению наиболее ценными активами организации. Основные функции HR-системы. Факторы, влияющие на состав HR-функции конкретной организации. Внешние факторы, влияющие на формирование HR-функции в современной организации: демографические проблемы, «война за таланты» (War for Talent), снижение корпоративной лояльности, рост темпов изменений, неопределенность внешней среды. Внутренние факторы, влияющие на формирование HR-функции в современной организации. Современные подходы к управлению персоналом: внутренний маркетинг (Internal Marketing), управление по ценностям (Management by Values). Модель управления по ценностям С. Долана и С. Гарсиа. HR – бизнес партнер. Управление человеческими ресурсами в ритейловых компаниях: специфические черты, основные проблемы и тенденции.
  • Стратегия и политика управления персоналом компаний сферы ритейла.
    Понятия «стратегия управления человеческими ресурсами» и «политика управления человеческими ресурсами (кадровая политика)» организации. Общая стратегия организации и стратегия управления человеческими ресурсами: варианты взаимосвязи. Ос-новые этапы и особенности разработки стратегии управления человеческими ресурсами. Классификации стратегий управления человеческими ресурсами. Варианты стратегий управления человеческими ресурсами и особенности кадровых политик организаций сферы гостеприимства и туризма. Семинар 1. Разработка стратегии и политики управления человеческими ресурсами ритейловой компании (практическое задание – кейс). Работа в группах, подготовка и устная защита докладов-презентаций, групповая дискуссия.
  • Проектирование деятельности и планирование персонала
    Процедура планирования персонала. Кто в ритейловых компаниях отвечает за вопросы проектирования деятельности и планирования персонала? Основные этапы процесса планирования персонала. Требования к должности (Job Profile). Требования к должности в ритейловых организациях. Разработка требований к должности (должностная инструкция, модель рабочего места, профессиограмма, карта компетенций, профиль должности). Определение (расчет) численности персонала. Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности ритейловой компании в персонале. Семинар 2. Практическое задание «Разработка профилей должности для ритейловой компании». Должности выбираются студентами самостоятельно. Задание выполняется индивидуально или в группе (не более 2 человек). Презентация и обсуждение результатов (профилей должности).
  • Привлечение и адаптация персонала
    Источники привлечения персонала в ритейловые компании. Процедура отбора персонала: основные этапы. Отбор персонала в ритейловых компаниях. Заочное знакомство с кандидатом. Оформление анкетных данных. Анализ рекомендаций и опыта работы. Собеседование (интервью): основные виды, варианты и этапы проведения. Профессиональная оценка (испытания). Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов. Assessment-Center. Принятие решения о приеме на работу. Оформление приема на работу. Испытательный срок. Понятие «адаптация персонала». Основные цели и задачи адаптации. Направления адаптации (первичная, вторичная). Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Продолжительность адаптационного периода. Особенности адаптации различных категорий персонала. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации персонала. Кто в ритейловых компаниях занимается вопросами адаптации персонала? Документы, регламентирующие процесс адаптации персонала. Основные этапы адаптации персонала. Примеры программ адаптации (ориентации) персонала в ритейловых компаниях. Критерии оценки результатов адаптации. «Симптомы» психологической дезадаптации сотрудника. Разработка «Книги (справочника) сотрудника». Семинар 3. Практическое задание «Разработка процедуры отбора персонала для ритейловой компании». Задание выполняется на основании ранее разработанных профи-лей должности для ритейловых компаний (см. семинар 2). Задание выполняется индивидуально или в группе (не более 2 человек). Презентация и обсуждение результатов (процедур отбора). Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу». Семинар 4. Групповая дискуссия «Программы и проблемы адаптации персонала в ритейловых компаниях». Анализ мини-кейсов.
  • Мотивация и стимулирование персонала
    Понятия «трудовая мотивация» и «стимулирование». Новые подходы к мотивации и стимулированию персонала: мотивация 3.0. Типы мотивации сотрудников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. Типы мотивации сотрудников в ритейловых компаниях. Основные формы стимулирования персонала. Особенности стимулирования сотрудников с разными типами трудовой мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации: основные требования. Структура компенсационного пакета организации: постоянная часть (должностной оклад), условно-постоянная часть (надбавки, доплаты), переменная часть (премии, бонусы, комиссионные). Депремирование. Социальный пакет. Социальные льготы и выплаты: гарантированные государством и предоставляемые организацией. Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility). Особенности стимулирования персонала и структура компенсационного пакета в ритейловых компаниях. Семинар 5. Ролевая игра «Диагностика типов трудовой мотивации сотрудников ритейловых компаний». Практическое задание «Разработка системы стимулирования для сотрудников ритейловых компаний» (выполняется на основе результатов ролевой игры).
  • Развитие персонала
    Подходы к развитию персонала: традиционный и современный. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации (Learning Organization Concept), корпоративный университет (Corporate University), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (Talent Management). Основные направления развития персонала организации. Основные направления развития персонала в ритейловых компаниях. Виды наставничества. Сторителлинг. Модель непрерывного (систематического) обучения персонала. Методы обучения персонала в ритейловых компаниях. Подходы к управлению карьерой. Формирование кадрового резерва организации: понятие, основные цели. Структура кадрового резерва: стратегический резерв, оперативный резерв, резерв молодых специалистов (hi-po). Преемники и дублеры. Нетрадиционные подходы к развитию персонала: «FISH» философия, Sign spinning. Примеры программ развития персонала в ритейловых компаниях. Семинар 6. Анализ кейса «Построение системы обучения персонала в ритейловой компании». Работа в малых группах. Презентация и обсуждение результатов.
  • Система оценки персонала
    Понятие «оценка персонала». Место функции оценки персонала в системе управления человеческими ресурсами организации. Основные цели и формы оценки персонала. Кто проводит оценку персонала в ритейловых компаниях? Основные методы оценки персонала. Методы оценки персонала в ритейловых компаниях. Аттестация персонала. Виды аттестации. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия. Принятие решений по итогам оценки и аттестации. Обратная связь по итогам оценки. Семинар 7. Практическое задание 1 «Анализ результатов оценки (аттестации) сотрудников ритейловых компаний». Практическое задание 2 «Разработка плана беседы (обратной связи) с сотрудниками по результатам оценки (аттестации)». Работа в малых группах. Презентация и обсуждение результатов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Домашняя работа
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Домашняя работа + 0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг М., Мордовина С. К., 2005
  • Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг М., Мордовина С. К., 2009
  • Розничный персонал от А до Я: Пособие / Бабковская В.Н. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 352 с.: ISBN 978-5-9729-0129-6

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kati, S. (2010). Retail Selling Skills (Vol. 1st ed). Mumbai [India]: Himalaya Publishing House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=332344
  • Rudolph, T., Morschett, D., Schnedlitz, P., Schramm-Klein, H., & Swoboda, B. (2012). European Retail Research 2011, Volume 25 Issue II (Vol. 1st ed). Wiesbaden: Gabler Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1178366