• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Историческая текстология

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Специалисты по классической и древневосточной археологии постоянно обращаются к письменным нарративным источникам на древних и восточных языках. Кроме того, в рамках своей деятельности они непосредственно работают с данными папирологии, эпиграфики и палеографии. Для того, чтобы в будущем выпускники программы "Античная и восточная археология" смогли работать с этими данными на должном уровне, в частности, публиковать новые открытия в области эпиграфики, папирологии, нумизматики в соответствии с мировыми стандартами, этот курс призван ознакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования в обязательном соответствии с выбранной специализацией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • научить студентов работать с разными типами текстов как с историческим источником на примере латинской художественной прозы и стихотворных текстов.
  • дать студентам представление о том, как издаются тексты классических памятников, познакомить студентов с теоретическими и практическими проблемами текстологии классических памятников
  • познакомить студентов с основами приципами работы с критическими изданиями классических текстов: дать представление о том, как проводится классификация рукописей и как на ее основе выстраивается публикуемый текст, познакомить студентов с базовыми техниками конъектуральной правки;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент может понять структуру сложного оригинального текста, сделать подстрочный перевод.
  • Знает стилистические особенности изучаемых авторов, может дать грамматический и филологический комментарий к читанному и новому тексту того же автора.
  • Может вписать изучаемое произведение в жанровый контекст, выявить композиционные особенности.
  • Представляет себе исторический контекст, источники биографических сведений об авторах
  • Может сделать обзор литературы: историю исследования текста, новые подходы; умеет пользоваться критическим аппаратом изданий, может объяснить конъектуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие.
    Обоснование выбора авторов и текстов для изучения. Основное внимание направлено на лингвистические проблемы: лексика и стилистика, также уделяется внимание проблеме жанра.
  • Тема 1. Грамматический анализ текста.
    Проводится подробный разбор грамматических особенностей прочитанного произведения; отмечаются особенности, свойственные латинскому художественному языку различных эпох.
  • Тема 2. Лексическо-стилистический анализ текста.
    Основное внимание уделяется синтаксису и стилистике латинского языка (сочетаемости слов, оттенкам смысла глагольного управления, порядку слов в предложении, элементам разговорного стиля). Анализируются и отмечаются также особенности индивидуального авторского использования лексики.
  • Тема 3. Историко-литературный контекст изучаемых авторов.
    Общий обзор литературного и исторического контекста для каждого из авторов. Дается подробный анализ места изучаемого автора в традиции римской словесности; жанровые характеристики; обсуждаются особенности общей композиции произведений.
  • Тема 4. Культурно-исторический контекст изучаемых авторов.
    Изучаются биографические сведения, свидетельства современников или позднейших комментаторов; дается описание исторической и культурной обстановки времени жизни авторов. Проблема идентификации авторов.
  • Тема 5. Научно-критическая работа.
    История изучения читаемого автора, в том числе, в античности. Античные комментарии к тексту. Критика текста. Задачи и содержание текстологии классических памятников, ее специфика. Очерк истории подходов к изданию античных текстов. Сравнение вариантов текста, приводимых разными издателями. Изучение доступных рукописей. Сопоставление и классификация рукописей. Издание новых папирусных фрагментов. Обзор новой научной литературы по выбранным авторам.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y
  • неблокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий самостоятельные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * ОН-ЛАЙН ответы на практических занятиях https://join.skype.com/fNITjU1qcn4Y + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bodel, J. P. (2001). Epigraphic Evidence : Ancient History From Inscriptions. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=506855
  • Bruun, C., & Edmondson, J. C. (2015). The Oxford Handbook of Roman Epigraphy. Oxford [England]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=864689
  • Dickey, E. (2007). Ancient Greek Scholarship : A Guide to Finding, Reading, and Understanding Scholia, Commentaries, Lexica, and Grammatiacl Treatises, From Their Beginnings to the Byzantine Period. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=205549
  • Harrison, S. J., & Wiley InterScience (Online service). (2005). A Companion to Latin Literature. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=132392
  • ИЛЮШЕЧКИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА. (2009). Италия В Описании Дионисия Периэгета (Стт. 339-383): Опыт Комментария. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B94D89A1
  • Корсакова, Ю. (2012). О Развитии Текстологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2591ED45

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bardani, V. N., Clinton, K., Dimitrova, N., Dixon, M. D., Follet, S., Graf, F., … Winters, T. F. (2019). Studies in Greek epigraphy and history in honor of Stefen V. Tracy. France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9598FDB7
  • Dimitrova, N. M., & Bodel, J. P. (2014). Ancient Documents and Their Contexts : First North American Congress of Greek and Latin Epigraphy (2011). Boston: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=919137
  • Hyde, R., & Croally, N. T. (2011). Classical Literature : An Introduction. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=365090
  • Mattingly, H. (2019). Chapter 7. Methodology in Fifth-Century Attic Epigraphy. France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8D41A6C1