• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История исторической науки

Статус: Курс обязательный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание курса включает в себя два блока. В первом из них даётся общий обзор развития исторической науки от античности до начала XXI в. Во втором блоке рассматриваются основные методы и школы исследования в рамках ключевых направлений современной исторической науки (XX – начало XXI вв.) - социальной истории и исторической антропологии, политической истории, экономической истории, исторической компаративистики, интеллектуальной/культуральной истории
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить представление об истории, теории и формах исторического знания в его развитии от античности до начала XXI в., а также о важнейших направлениях исторической мысли XX-XXI вв.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать специфику истории исторической науки как предмета исследования, а также центральные направления в историографии
  • Уметь конспектировать и реферировать научную литературу
  • Владеть навыками интерпретации и анализа историографических языков
  • Владеть навыками сбора и анализа информации по истории исторической науки
  • Знать основные направления в современной историографии, особенности их теоретических оснований и методов
  • Уметь презентовать методологию своего исследования
  • Уметь обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
  • Уметь высказывать критические суждения, необходимые при работе со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего с историографическими текстами разного уровня
  • Владеть навыками коллективной научной работы в рамках дискуссий, навыками научной дискуссии и публичного выступления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Историописание в античности и средние века
    Характерные особенности различных культур памяти в Древнем мире. Ближневосточная историческая мысль. Историческая мысль Древней Греции. Эволюция историописания в Древнем Риме до возникновения христианства. Характерные черты «Истории» Геродота и «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида. Сходство и различия взглядов и методов обоих историков. Оценки обоих историков в последующей традиции. Рождение христианской концепции прошлого. Августин, Иероним, Евсевий Кесарийский, Павел Орозий. Способы периодизации истории, теория «четырех монархий», «перенесения империи» и др. Разнообразие средневековых исторических сочинений и наиболее распространенные их типы. Средневековые биографии, автобиографии и мемуары. Исторические компиляции. Сказания кельтов и скандинавов, саги. Возникновение и основные виды гуманистической историографии в Италии и других европейских странах. Ее характерные черты. Ревизия прошлого в трудах реформаторов: «Магдебургские центурии». «Церковные анналы» Ц. Барония как ответ на вызов реформационной историографии. Гугенотские публицисты и историки
  • Историческая наука в Новое время
    Эрудиты. «Социальная физика», теории естественного права и общественного договора. Т. Гоббс и Дж. Локк. Исторические взгляды Вольтера и других энциклопедистов. Историко-философская концепция Г. Гердера и его работа «Идеи к философии истории человечества». Исторические взгляды А. Шлёцера. Философия истории в труде Дж. Вико. Философия истории (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс). Представления позитивизма о цели исторического познания. Историография позитивизма. Социологический поворот в исторической науке. Роль исторической науки в процессе формирования наций. Monumenta Germaniae Historica. Историзирующие историки (Ф.К. Савиньи, Л. фон Ранке). Французская романтическая историография 1820-1849 гг. (Ф. Гизо и др.). Историописание в России (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев). Развитие метода исторического исследования. Скептическая школа и критика социально ориентированного историописания в России. И.Г. Дройзен. Э. Фримен. Формирование модели национально-государственного нарратива в европейской историографии в первой половине XIX в. Национально-государственный нарратив в системе видов национальной истории XIX - начала XX вв. Рефлексия метода исторического исследования (Э. Бернгейм, В. Ланглуа и Ш. Сеньобос). Психологический поворот в исторической науке. Методологический кризис рубежа XIX-XX вв. Пути его преодоления: Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), русская версия неокантианства (А.С. Лаппо-Данилевский, В.М. Хвостов, И.И. Лапшин). Российская историография. В.О. Ключевский. П.Н. Милюков. Соотношение национально-государственного нарратива и локального (местного) историописания. Выделение предметной области истории исторической науки как маркер перехода к неклассическому типу рациональности в исторической науке. Доминирующее влияние европейской модели истории на практики обращения к прошлому в неевропейских регионах. Кризис линейных и стадиальных моделей историописания. Цивилизационные модели исторического процесса: О. Шпенглер, А. Тойнби, Э. Гуссерль, К. Ясперс. Трансформация структуры исторического знания, формирование направлений исторической науки (экономическая история, социальная история и др.). Изменения соотношения глобальной и локальной истории. Историческое краеведение как социокультурный феномен. Марксистская историография в СССР. Школа М.Н. Покровского. Антропологический поворот в исторической науке. Школа «Анналов». Новая историческая наука. Нарастание междисциплинарности. Новые направления и предметные поля исторического знания
  • Социальная история и историческая антропология
    Социальная история в системе социально-гуманитарных наук. Ключевые категории и понятия социальной истории. Социальная история сегодня: вызовы и перспективы. Современные направления в исследовании социальной проблематики. Демография и семья. История семьи. Мобильность и урбанизация. Городская история. Труд и отдых. Рабочая история. Социальный пол. Гендерная история. Право и преступность. История повседневности. Солидарность и протест. Микроистория. Проблемы методологии, методов и предмета исследования исторической антропологии. Классические исследования в рамках исторической антропологии. Школы и направления исторической антропологии
  • Политическая история
    История государства и его институтов в традиционной и современной историографии. Критика «государственной школы» в отечественной историографии. Сравнительные исследования государства и институтов власти. Институциональная и конституционная история. Проблема возникновения современного (модерного) государства в историографии конца XX – начала XXI вв. Дискуссии об абсолютизме. Новая политическая история. Потестарная имагология: власть и образ в новой политической истории. История революций и социально-политических движений. Революция и новая политическая история. Современные взгляды историков на Французскую революцию. «Ориентализм» как направление историографической критики. «Ориенталистский дискурс» и его влияние на политику и повседневность. Критика ориентализма
  • Экономическая история
    Материальная цивилизация и экономика. История экономики и экономическая история. Сравнительные методы в экономической истории. Современные концепции экономических циклов в истории. Проблема возникновения капитализма в современной историографии. Индустриальная революции в сравнительной перспективе: исследования становления глобальной экономики. Современные историографические дискуссии об экономическом развитии России накануне революции
  • Историческая компаративистика
    Становление и развитие исторической компаративистики. Влияние социологических методов на историческую науку. Сравнительно-историческая социология. Историческая социология. Функции сравнения и его специфика в историческом исследовании. Типология исторических сравнений. Компаративистика в экономической, социальной и политической истории. «Histoire croisée» (Verflechtungsgeschichte). Транснациональная и глобальная история. Судьбы исторической компаративистики в России
  • Интеллектуальная / Культуральная история
    Интеллектуальная история и ее особенности. Лингвистический поворот и его значения для современной исторической науки. Понятие "дискурс" и "политические языки". История идей и ее критика. История понятий. Begriffsgeschichtliche. Кембриджская школа. История дискурса, концептуальная история. Понятие культуры, история культуры и ее перспективы. Теоретики и классики «культуральной истории». Влияние феминизма на исследование культурных стереотипов. История тела. Репрезентация. Проблема конструирования идентичностей. Культурные истории политики, насилия, эмоций, восприятия. Проблема нарратива в культуральной истории
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. работа на семинарах
  • неблокирующий Created with Sketch. реферат
  • неблокирующий Created with Sketch. рецензия
  • неблокирующий Created with Sketch. экзамен в конце 2-го модуля
  • неблокирующий Created with Sketch. экзамен в конце 4-го модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * работа на семинарах + 0.3 * реферат + 0.3 * экзамен в конце 2-го модуля
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * работа на семинарах + 0.3 * рецензия + 0.3 * экзамен в конце 4-го модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Кареев Н.И. — Историка (Теория исторического знания) - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-10108-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/9814
  • - Маркс К. — Манифест Коммунистической партии (Пер. М.Бакунина) - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-11701-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/5930
  • "Циклы Кондратьева" в исторической ретроспективе, Полетаев А. В., Савельева И. М., 2009
  • Assmann, A. (2008). Transformations between History and Memory. Social Research, 75(1), 49. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=32455564
  • White, H. (2014). The Practical Past. United States, North America: eScholarship, University of California. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F380AD09
  • Гегель Г. ; Пер. Воден А. М.-ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ-М.:Издательство Юрайт,2019-378-Антология мысли-978-5-534-09834-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-istorii-428758
  • Елисеев О. П.-КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-469-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07163-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kulturno-istoricheskaya-antropologiya-437491
  • Лаппо-Данилевский А. С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-239-Антология мысли-978-5-534-07070-5, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-1-teoriya-istoricheskogo-znaniya-420751
  • Лаппо-Данилевский А.С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-315-Антология мысли-978-5-534-07072-9, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Между 'ежами' и 'лисами'. Заметки об историках/П.Ю.Уваров - М.: НЛО, 2015. - 280 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека) (Переплёт) ISBN 978-5-4448-0225-0, 1500 экз.
  • Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю, Савельева И. М., Полетаев А. В., 2008