• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Классическая археология

Статус: Курс по выбору (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов, связанных с исследованием памятников Древней Греции. Предметом дисциплины является археология Средиземноморья эпохи архаики (VIII–VI вв. до н.э.) и классики (V–IV вв. до н.э.), археология эллинистического (III–I вв. до н.э.) и римского времени (I–III вв. до н.э.). Цель дисциплины – ознакомить студентов с историей исследования памятников Древней Греции, базовыми археологическими комплексами, категориями материала, памятниками искусства, актуальной проблематикой, и основными мировыми научными школами. Основное внимание будет уделяться памятникам Аттики, в первую очередь Афин, являющимися ключевыми для построения мировой абсолютной и относительной хронологии, и Этрурии (архитектура, надписи, скульптура, последовательность и состав культурных слоев, погребальные памятники), а также на археологических памятниках Лация (Рим), Неаполя (Геркуланум, Помпеи) и Эфеса (архитектура, надписи, скульптура, культурные слои, погребальные памятники).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представить и объяснить студентам специфику истории формирования классической археологии, а также её место в системе наук;
  • Объяснить студентам чем обусловлены особенности археологических источников, как объектов научного исследования, а также обучить их специализированной методике их исследования;
  • Заложить у студентов основы системы знаний о классической археологии, как дисциплине являющейся неотъемлемой частью классической истории, лежащей в основе европейской цивилизации, как наследницы греко-римской.
  • Представить студентам культуру античного мира, как специфический объект археологического изучения;
  • Обучить студентов основным умениям и базовым навыкам, необходимым при работе с научной литературой;
  • На основании изучения археологических источников, относящихся к классической археологии, сформировать у студентов понимание гуманистических общечеловеческих ценностей Античной цивилизации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Усвоить основной историографический и источниковедческий материал, относящийся к истории становления классической археологии, как науки;
  • Успешно усвоить знания и методику, а также уметь применять эти навыки на практике при работе с историческими и археологическими источниками;
  • Научиться использовать и успешно применять полученные знания, как при проведении научных исследований, так и в педагогическо-образовательной деятельности.
  • Проанализированы особенности изучения античных древностей в эпоху Возрождения.
  • Рассмотрена история исследований этрусских археологических памятников. Проанализирован феномен "антикваризма".
  • Проанализированы этапы изучения памятников классической археологии в XIX в., в том числе переход к систематическому изучению древностей и возникновение необходимых для этого институтов.
  • Рассмотрены этапы археологического исследования памятников Малой Азии, в том числе раскопки Генриха Шлимана.
  • Проанализированы особенности изучения античных археологических памятников в Италии.
  • Рассмотрена история возникновения национальных археологических институтов, их основные направления исследований.
  • Проанализированы методы археологических исследований, принятых в DAI.
  • Проанализированы направления исследований в Британском институте в Анкаре и Британской школе в Афинах.
  • Проанализированы результаты археологических исследований, проводимых в Американском институте.
  • После анализа основных направлений и результатов исследований можно обобщить и выделить основные методики ведения археологических раскопок и правила организации научной деятельности в системе научно-исследовательских институтов и центров в современном мире.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Предмет рассмотрения. Термины и понятия.
    Предмет рассмотрения. Что понимается под археологией, историей и в чём заключается специфика классической археологии. Исследования исторического процесса, с анализом событий и установлением их закономерностей, причины хозяйственных преобразований и социальных изменений в контексте задач классической археологии. Критическое направление в археологии (сер. ХХ в.) в контексте современной проблематики классической археологии. Необходимость изучения историографии, как неотъемлемого процесса понимания процессов постановки задач, развития методов и критической оценки результатов в долгосрочной перспективе Содержание термина αρχαιολογια " (Socr., Hippias Maj., 285b – 286c) в античности и его отличие от современного понятия и содержания археологии. В античности объекты древней материальной культуры практически никогда не служили источниками для изучения и выводов и, как следствие не предпринималось систематических попыток их открытия.
  • Обзор историографии классической археологии.
    "Античный мир дал историков, географов и этнографов, но не археологов. Первобытная археология – единственная гуманитарная наука, которую мы не можем возвести к грекам" (Daniel 1950: 16). Автор относил это не только к первобытной археологии, но и к археологии вцелом. Античная материальная культура является объектом изучения классической археологии, но археологи античного мира не известны и не будет преувеличением сказать, что их не было. Особенности классической археологии и необходимость изучения её историографии. Необходимость и важность изучения истории классической археологии, в частности истории формирования археологического мышления. Основные различия между зарубежной и отечественной историографией по проблемам классической археологии и причины их появления. История классической археологии, рассмотренная как история идей истории искусств ¬¬ проблемная история археологии Макса Вегнера (Wegner 1950); "Культурная история классической археологии" Гельмута Зихтермана (Sichtermann 1996). Дидактическая археология античников, и сенсационная археология популяризаторов исходили из того, что ход и повороты науки определяются выдающимися личностями. Классовые позиции советской археологии и её отличие от западной. "Очерки истории российской археологии" А. А. Формозова (1961). Анализ современной отечественной ситуации в истории классической археологии. Полное отрицание позитивного вклада марксизма в археологию (Формозов А.А. "Русские археологии до и после Революции", 1995). Стремление к выявлению изменений типичного менталитета учёных на уровне микросоциума исследований и преподавания (Тункина И.В., 2002).
  • Проблема начала классической археологии. Представления о древностях у древних эллинов и римлян.
    Не будет большим преувеличением сказать, что именно с археологии Греции и Рима началась археология, как наука о понимании прошлого посредством изучения его материальной культуры. Некоторые из наиболее важных достижений современной археологии, такие как методика ведения раскопок и работы с археологическими источниками, экспериментальная археология и подводная археология, возникли именно в классической археологии. “О родословиях героев и людей, о переселениях, т. е. о том, как в старину основывались города, и вообще о всей археологии” (πάσης τῆς ἀρχαιολογίας). Это первое упоминание в памятниках письменности термина „археология“ (Plat. p. 258 D). Под „археологией“ в эпоху Августа понимали древнейший период истории того или иного народа. Описывая историю Греции до Троянской войны Диодор Сицилийский употребляет термин „эллинские археологии“ (I, 4) применительно к древнейшим, по представлениям его современников, событиям. Тоже мы находим у Страбона, указывавшего, „археологии“ (древнейшие истории) прославили остров Скирос (XII, p. 565). Таким образом археология – единственная гуманитарная наука, которую мы не можем возвести к грекам. Античный мир дал историков, географов и этнографов, но не археологов. Античная материальная культура является объектом изучения классической археологии, но археологи античного мира не известны.
  • Классические древности в Средние века.
    Религия имела огромное значение в средневековом мире, а религиозным центром тогдашней Европы был Рим с резиденцией главы католической церкви. Сразу же после падения Римской Империи началось разграбление античных древностей (Король Теродорих Великий, V—VI вв.). Увлечение античным наследием в период правления Карла Великого, как следствие идеи восстановления Римской Империи. Каролинговский Ренессанс XII—XIII вв.: экспедиции в Италию с целью вывоза древностей (Император Фридрих II, епископ Генрих Винчестерский). Стремление обладать античными, главным образом римскими, древностями как правило основывалось на варварском желании обладать предметами, которые являлись показателями высокого статуса и богатства обладателя. Начиная с к.XIII в. происходят в мышлении людей происходят изменения. Появляются университеты, как светские образовательные центры. Одними из наиболее ранних европейских университетов были Монпелье (1289 г.), Болонья (1317 г.), Кембридж (1318 г.). В конце XIV в. были основаны университеты в таких городах, как Вена, Гейдельберг, Прага.
  • Классические древности в период Ренессанса и Реформации.
    Первый исследователь римских древностей Кола ди Риенцо (1314 – 1354 гг.) и первый в мире закон об охране памятников прошлого. Описание руин Рима и музей Поджо Браччолини (1380—1463 гг.). Вопрос о достоверности и надёжности письменных источников и отнесение материальных объектов (сооружения, надписи, монеты) sigulla historiarum. (Кириак из Анконы, 1391 – 1454(5) гг.). Помпоний Лэт, организовал на Квиранале, в Риме, в 1478 г. Коллекционирование и антикваризм. Раскопки направленные на поиск древностей, как характерная черта периоды. Раскопки виллы Адриана (Лигорио в XVI в.). Развитие гуманитарных знаний в период Ренессанса XVI в., как основа развития антикварных занятий, направленных на изучение древностей Рима. Открытие в к. XV в. сочинения Витрувия в библиотеке Сан-Галленского монастыря и его влияние на архитекторов XVI в. (Виньола, Палладио).
  • Поздний антикваризм. Первые раскопки Геркуланума и Помпей.
    Гори и интерес к этрусским древностям („Museum Etruscum“, 30 г. XVIII в.). Особенности антикваризма: исследования зависят от субъективных интересов, вкусов и пристрастий отдельных лиц, без определённого плана и единичными силами. Энергичный и вдохновлённый дилетантизм как характерная черта исследований XVII—XVIII вв. Собиратели и ученые указанного времени были лишены широты научного обзора и художественного вкуса, без чего невозможно понять и оценить памятники старины. Поэтому антикварная наука XVII--XVIII в. в настоящее время представляет интерес главным образом для историков науки.
  • Иоган Иоахим Винкельман и основание классической археологии.
    Биография Винкельмана и его становление, как исследователя, впервые увидевшего в римских антиках копии греческих оригиналов. "Греки, создавали прекрасное, по-видимому, так же, как делают горшки" (Избр.: 198). "История искусства древности» (1764 г.) и переход при работе с классическими древностями от изучения фактов к поискам закономерностей и построению системы. Основные принципы метода Винкельмана: полнота свода источников, внимание к мелочам, многократность наблюдения, аутопсия. Классификация расписной керамики Эдуарда Герхарда (начало ХХ в.), как частный пример применения метода Винкельмана. Курс "Археология искусства древности, преимущественно греков и римлян" Кристина Готлаба Гейне в Гёттингенском университете. Анализ влияния Винкельмана на развитие классической археологии и актуальность его подхода к изучению классических древностей в наши дни.
  • Начало систематического исследования классических древностей археологическими методами.
    Французская экспедиция в Египет и музей Наполеона в Париже. „Эльгинские мраморы“ в Лондоне Миллэн. Катрмер де Кенси. Работы Додуэла и Лика в Греции. Эгинский и Фигалийский храмы. Морейская экспедиция. Цоэга. Гергард. Институт Археологической Корреспонденции. К. О. Мюллер и его „Руководство“. Велькер. О. Ян. Освобожденная Греция, Археология в 20-х—40-х годах г.г. XIX в. Путешествия по Греции и Малой Азии, Месопотамии, Персии, Палестине, Финикии и Сирии. Исследования в Египте и Киренаике. Изучение памятников греческой архитектуры. Археологические Институты, Школы и Общества (ауд. занятий 5 часов, самостоятельная работа 5 часов)
  • Раскопки античных памятников Малой Азии в.п. XIX – нач. XX вв.
    Раскопки Генриха Шлимана в Трое, Микенах, Орхомене и Тиринфе (1871—1890 гг.), открытие Микенской культуры. Вильгельм Дёрнфельд и зарождение немецкой школы классической археологии. Раскопки германского правительства в Магнезии на Меандре (под руководством Гумана, 1891–95 гг.). Раскопки Берлинских Королевских Музеев, под главным руководством Гумана (с 900 г. под руководством Дёрпфельда), в Пергаме (Пергамский алтарь). Обнаружение и раскопки Ассоса, храм Афины (Джозеф Т. Кларк, Фрэнсис Х. Бэкон, Роберт Кольдевей, 1881—1883 гг.). Раскопки Берлинских Королевских Музеев в Приене (1895—99 гг), исследование храма Афины. Австрийские раскопки, под руководством Гебердея (1896—1907 гг.) в Эфесе. Начало больших немецких, под руководством Виганда, раскопок в Милете в 1889 г.
  • Раскопки памятников античных Греции и Архипелага в.п. XIX – нач. XX вв.
    Раскопки германского правительства в Олимпии (Э. Курциус и Адлера). Гермес Праксителя, Ника Пеония, метопы и фронтоны храма Зевса. Раскопки Французской Школы в Афинах на Делосе (1887—1894, 1902—1913 гг.). Раскопки святилища Асклепия в Эпидавре (1881—1903) и Элевсине (1882—90 гг.) и на афинском акрополе (1885—91 гг.) проводившиеся Греческим Археологическим Обществом. Раскопки французского правительства, под главным руководством Омолля, в Дельфах (1893—1901 гг.). 1900 г. --начало раскопок на Крите. Эванс и его раскопки дворцового комплекса в Кноссе. Раскопки баварского правительства, под руководством Фуртвенглера, на о. Эгина. Фронтоны храма Афины (1901-1905 гг.).
  • Раскопки античных памятников Италии в.п. XIX – нач. XX вв.
    В 1706 г. в Портичи крестьянином, который копал колодец были найдены мраморные блоки. Князь д'Эльбёф, нуждавшийся в строительном материале, купил этот участок и в результате раскопок помимо блоков обнаружил архитектурные детали, надписи и статуи. который нуждался в строительном материале. Находки статуй возле деревни Ресина (Помпеи). Раскопки Помпеи и Геркуланума в традициях кладоискательства под руководством инженера Рокко Хоакина Алькубиерре и начало исследовательской традиции в работах Карла Вебера. Раскопки форума в Риме под руководством в 70-90 гг. XIX в. (Пьетро Роза, Ланчани, Бонн). Открытие фресок церкви S. Maria Antiqua, работы на Палатине. Museo Nationale в термах Диоклетиана. Исследование и издание колонн Траяна и Марка Аврелия. Исследования амфорного холма Тестаччо с 1872 г. (Генрих Дрессель; Corpus Inscriptionum Latinarum XV). Масштабные раскопки и исследования античных храмов и некрополей в Южной Италии начиная с последней четверти XIX в.
  • Организация археологической работы в классической археологии.
    Немецкий Археологический Институт и его отделения. Французская Школа в Афинах и в Риме. Американский Археологический Институт. Английская школа в Афинах и в Риме. Итальянская Школа в Афинах. Австрийский Археологический Институт и Центральная Комиссия. Академия Линчеев в Риме. Археологические Общества. Археологические журналы.
  • Немецкий археологический институт и его проекты по изучению классических древностей.
    Миссия и структура Немецкого археологического института (DAI). Отделения в Стамбуле, Риме и Афинах. Проекты в Турции (акрополь Пергама, Приена и Милет, храм Апполона в Дидимах, некрополь Панормос, проект по изучению надписей из Ойноанды, Патары и Лимуры); в Греции (работы в Афинах, раскопки в Коринфе, храм Геры на Лесбосе, римские скульптуры о. Самос); в Северном Причерноморье (раскопки на Таманском п-ове, хора Ольвии).
  • Британский институт в Анкаре и Британская школа в Афинах. Основные проекты по изучению классических древностей
    Миссия, структура, археологические исследовательские проекты. Исследовательский проект в Писсидии (Турция). Раскопки в Амориуме (Турция). Обзор исследовательских проектов и раскопок в Олинфе, Кноссе, на о. Китера. Раскопки и исследования в Восточном Причерноморье (Пичвнари).
  • Американский институт. Основные проекты и издания.
    Миссия, структура, археологические исследовательские проекты и отделения. Образовательные программы и библиотеки. Исследования Турции: Троада, Ассос, город Мидаса и Гордион. Американская школа в Афинах. Раскопки в Коринфе, Афинской агоре и о. Самофракия: основные направления исследований, результаты и публикации.
  • Организация научной деятельности в системе научно-исследовательских институтов и центров. Методика археологических раскопок. Археологические словари и энциклопедии
    Реальная энциклопедия науки о классической древности (Pauly-Wissowa). Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). Corpus Vasorum Antiquorum. Библиотечная сеть и библиотеки основных научно-исследовательских центров. DAI и библиотечный каталог Zenon. База данных античной расписной керамики (Beazley Archive). Обзор основных изданий и научных серий, издаваемых научно-исследовательскими институтами и центрами, занимающимися исследованиями в области классической археологии (Athenian Agora, Archäologischen Anzeiger, Anatolian Studies, American Journal of Archaeology, Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Antike Kunst, Ancient Civilizations from Scythia to Siberia и др.). Особенности системы организации раскопок и методики работы с археологическими источниками в различных археологических школах. Обзор системы грантов и стипендий в основных научно-исследовательских центрах, специализирующихся на изучении памятников классической археологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах онлайн
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Письменная работа + 0.1 * Работа на семинарах онлайн + 0.7 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Andrew R. Dyck. (2005). Schliemann on the Excavation of Troy: Three Unpublished Letters. Greek, Roman, and Byzantine Studies, (3), 323. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.784ee91abc5b483da8a7bb73b7b07c38
  • Bintliff, J. L. (2004). A Companion to Archaeology. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108701
  • DAVID RANDALL-MACIVER. (2017). The Etruscans. [Place of publication not identified]: Muriwai Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1544338
  • Haggis, D. C., & Antonaccio, C. M. (2015). Classical Archaeology in Context : Theory and Practice in Excavation in the Greek World. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999655
  • Osborne, R., & Alcock, S. E. (2012). Classical Archaeology (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=442089
  • Shanks, M. (1996). The Classical Archaeology of Greece : Experiences of the Discipline. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=93872
  • Whitling, F. V. (DE-588)1162308249, (DE-627)1025886518, (DE-576)507333330, aut. (2019). Western Ways foreign schools in Rome and Athens Frederick Whitling. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.515880086

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Blanc, J. (2018). Winckelmann et l’invention de la Grèce. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607885B5
  • British School at Athens. Managing Committee., & British School at Athens. (n.d.). The Annual of the British School at Athens. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B513FD06
  • Domański, J. (2013). Remarks on the Medieval and Renaissance ‘Contempt of the World’ and ‘Human Misery’ (Lotario – Poggio Bracciolini – Erasmus of Rotterdam). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2A42D67E
  • Foucault, Winckelmann, die Archäologie und die Epochenstilgeschichte. (2019). https://doi.org/10.16995/lefou.53
  • Gori, A. F. (1691-1757). (1737). Museum etruscum, exhibens insignia veterum Etruscorum monumenta . edita et illustrata observationibus Antonii Francisci Gorii,. France, Europe: in aedibus auctoris (Florentiae). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F401FAC
  • Samida, S. (2012). Heinrich Schliemann. [N.p.]: A. Francke. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1830702