• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Древнегреческий язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Захарова Аглая Валентиновна, Мостовая Вера Геннадиевна, Никольский Борис Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 10

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом дисциплины является на первом году обучения грамматика древнегреческого языка, а в дальнейшем – его различные литературные диалекты. Специфику предмета определяет значительный период существования древнегреческого языка, который охватывает эпоху античности с VIII до н. э. по V в. н.э. (не говоря о памятниках крито-микенского письма II тыс. до н.э.). В связи с этим изучение древнегреческого языка предполагает не только обращение к нормативной грамматике языка классической эпохи, но и основательное знакомство с основными литературными диалектами. Если на первом году обучения знакомство с языком проходит на материале учебных текстов учебника, то на протяжении последующих шести семестров в основе обучения лежит чтение оригинальных текстов, сопровождающееся различными видами комментирования (грамматический комментарий, лексикологический, стилистический, культурно – исторический и т.д.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • отработка морфологических и синтаксических тем элементарной грамматики на материале учебных текстов (в том числе адаптированных оригинальных текстов) и упражнений,
  • сформировать лексический запасс в объёме около 2000 слов,
  • дать представление о структуре древнегреческого предложения
  • обучить технике грамматического комментария
  • дать представление о разнице между художественным и буквальным переводом и выработать навыки последнего,
  • ознакомить студентов с основными греческими стихотворными размерами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иллюстрирование особенностей греческого ударения, правил его расстановки. Понятия долготы и краткости гласных и слогов.
  • Приведение основных этапов истории греческого языка; греческий алфавит
  • Умение самостоятельно просклонять имена и проспрягать глаголы в указанных временах и склонениях. Правильно расставлять ударения при словоизменении. Определять простейшие основные синтаксические конструкции в учебном тексте,; переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций Знать лексику пройденных уроков..
  • Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков.
  • Умение самостоятельно просклонять имена и проспрягать глаголы в указанных временах и склонениях. Правильно расставлять ударения при словоизменении. Знать отличия местоименного склонения. Знать особенности образования основы будущего времени у глаголов на гласные;
  • Умение склонять имена в пределах изученных склонений. Знание определения глагольной основы. Умение образовывать основы Аориста и футурума от гласных основ и основ на смычные, Умение спрягать глаголы с данными основами в индикативе, конъюнктиве, активного и медиального залогов императиве пройденных времен. Образовывать инфинитив и причастия медиального залога. Знать, зачем нужны наклонения и каковы функции индикатива императива, конъюнктива.
  • Расширение знаний об использовании и значении падежей в греческом языке. Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков
  • Воспроизведение особенностей пройденного типа склонения. Умение образовывать причастия активного залога в презенсе, футуруме и аористе. Умение распознавать соответствующие формы в тексте. Знание функция оптатива и случаи его использования в независимом и зависимом предложениях. Знать лексику пройденных уроков. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь образовывать степени сравнения наречий и прилагательных, знать исключения.
  • Уметь спрягать слитные глаголы, определять их формы в тексте. Знать отличие сильного аориста и слабого.
  • Уметь образовывать формы сильного аориста всех наклонений. Знать систему местоимений и наречий. Уметь определять в тексте синтаксическую конструкцию с предикативными причастиями.
  • Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь образовывать формы пассичного Аориста и футурума. Знать способы образования перфектной основы, спрягать глаголы в перфекте активного и медио-пассивного залогов. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • называть глаголы-исключения в образовании времен из пройденных выше. Уметь спрягать глаголы с основами на зубные во всех временах и залогах. Знать отличия корневого аориста от других типов образования аориста и его спряжение.
  • определять количественные и порядковые числительные. Способы выражения желаний. Уметь распознавать в тексте пройденные формы и синтаксический конструкции, грамотно анализировать текст. Использовать пройденный вариант при переводе с русского на греческий.
  • приводить классификацию глаголов 1-го и 2-го спряжения по типам основ. Уметь спрягать глаголы 2-го спряжения. Знать основные правила использования наклонений в сложноподчиненном предложении. Уметь распознавать их в тексте.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводный раздел.
  • Раздел Фонетика
  • Практические занятия по темам: Существительные и прилагательные 2-го склонения. Глаголы 1-го спряжения в системе инфекта (настоящее время и имперфект). Залоги. Функции падежей. Инфинитивные конструкции при активном и пассивном залоге.
  • Практические занятия по темам: 1-е склонение существительных и прилагательных Склонение личных и притяжательных местоимений Образование наречий. Атрибутивное и предикативное употребление прилагательных. Указательные местоимения. Будущее время действительного и среднего залогов от глаголов с чистыми основами. Причастные обороты (genetivus absolutus, participium futuri)
  • Практические занятия по темам: 3-е именное склонение с основами на согласные (плавные и смычные). Глагол в системе аориста. Будущее время у глаголов с основами на смычные. Конъюнктив и его употребление в независимом предложении и придаточном предложении цели Функции падежей
  • Раздел Практические занятия по темам: 3-е именное склонение с основами на согласные (-nt-, -s-), гласные и дифтонги. Причастия активного залога. Особенности в 3-м склонении. Оптатив, образование и употребление в независимом и придаточном предложении. Причастия активного залога.
  • Раздел Образование регулярных и нерегулярных степеней сравнения прилагательных и наречий. Спряжение слитных глаголов. Аорист II тематический. Предикативные причастия при verba sentiendi. Возвратные и Соотносительные местоимения и наречия.
  • Практические занятия по темам: Optativus obliquus. Относительные придаточные предложения. Aoristus, Futurum Passivi у глаголов с гласными и согласными основами. Perfectum, plusquamperfectum у глаголов с гласными и согласными основами. Verba deponentia medio-passiva et passiva.
  • Практические занятия по темам: Глаголы с особенностями в образовании основ аориста пассивного и перфекта. Образование форм глаголов с основами на зубные, сонорные. Корневой аорист. Количественные и порядковые числительные. Выражение невыполнимого желания
  • Практические занятия по темам: Глаголы 2-го спряжения, классы глаголов 1-го и 2-го спряжения. Согласование наклонений, наклонения в придаточных предложениях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ответы на практических занятиях
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен по древнегреческому языку проводится в устной форме и состоит в переводе и подробном грамматическом разборе оригинального древнегреческого текста. Экзамен проводится на платформе zoom (https://zoom.us/my/az4885580826). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен поддерживать прочное интернет-соединение. Для участия в экзамене студент обязан включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться печатными учебниками и учебными пособиями. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться своими записями в тетрадях или на листах бумаги. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается перерыв в аудио- и видеосвязи не более, чем на 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание аудио- и видеосвязи на временной период более 7 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * ответы на практических занятиях + 0.5 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * ответы на практических занятиях + 0.7 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Древнегреческий язык. Ч.1: ., Вольф Ф., 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., Вольф Ф., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., Вольф Ф., 2004