• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Жизнь как явление: от атомов к эволюции

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Жизнь — основное понятие биологии — активная форма существования материи, высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях средней школы, поэтому во многом чтение курса предполагает повторение и укрепление школьных знаний по биологии, отчасти химии и физики. Однако в некоторых разделах курс выходит за пределы стандартной школьной программы с целью изучения актуальных тем биологии и медицины. Прочное здание начинается с хорошего фундамента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • После освоения первой части майнора студенты смогут ответить для себя на многие вопросы о жизни вообще и о своем теле в частности. Благодаря этим знаниям на следующих дисциплинах майнора «От молекул к здоровой жизни: биологический ликбез для современного человека» мы сможем перейти к изучению того, как работает и не работает медицина, что входит в понятие «здоровый образ жизни» и др.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание отличия живого от неживого.
  • Базовые знания о клетке как единице жизни.
  • Базовые знания о многоклеточном организме, межклеточном матриксе.
  • Базовые знания о строении клетки.
  • Знания о катаболизме и энергии. Понимание использования живым организмом кислорода и выделения углекислого газа.
  • Базовые знания об анаболизме. Понимание как расходуется энергия внутри клетки и как она запасается помимо АТФ.
  • Понимание химии информации внутри клетки: ДНК, РНК и белки, движение информации изнутри-наружу.
  • Понимание механизмов рецепции: движения информации снаружи внутрь клетки.
  • Понимание механизмов сигналинга.
  • Выработать у студентов навыки в познании причин и общих закономерностей исторического развития живой материи.
  • Ознакомить студентов с современными представлениями о возникновении жизни на Земле.
  • Изучение механизмов эволюционных преобразований.
  • Изучение всех звеньев эволюционного процесса, начиная с изменчивости популяций и заканчивая видообразованием.
  • Теоретические исследования основных проблем эволюционной науки.
  • Изучение функционального и морфологического разнообразия клеток.
  • Получение навыка дифференцировки и специализации клеток как процесса взаимодействия эндогенной генетической информации и экзогенной эпигенетической информации (пространственной информации).
  • Изучение жизни одноклеточных, бактерий, архей и вирусов.
  • Базовые знания органов человека и их функционала.
  • Базовые знания о работе нервов, синапсов и скелетных мышц.
  • Базовые знания о работе электросинапсов и химсинапсов.
  • Базовые знания о патологических реакциях: анафилаксия, лихорадка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Жизнь вообще и жизнь земная.
    Узнаем про то, что мы считаем живым и чем оно отличается от неживого. Клетка как единица жизни и многоклеточный организм как просто собрание этих клеток в межклеточном матриксе.
  • Тема 2. Клетка и ее органеллы.
    Подробный разбор всех "деталей" клетки.
  • Тема 3. Биохимия клетки.
    Катаболизм и энергия. Зачем нам кислород и откуда берется углекислый газ.
  • Тема 4. Биохимия клетки (анаболизм) .
    Как расходуется энергия внутри клетки и как она запасается помимо АТФ. Пример потенциала действия.
  • Тема 5. Химия информации внутри клетки.
    ДНК, РНК и белки, движение информации изнутри-наружу.
  • Тема 6. Рецепция и сигналинг.
    Движение информации снаружи внутрь. Пара примеров из фармакологии. Переход к многоклеточности.
  • Тема 7. Эволюция_Часть 1
    Первая часть рассказа о теориях эволюции.
  • Тема 8. Эволюция_Часть 2
    Вторая часть рассказа о теориях эволюции.
  • Тема 9. Клеточная специализация, дифференцировка и тд.
    Функциональное и морфологическое разнообразие клеток. Дифференцировка и специализация клеток как процесс взаимодействия эндогенной генетической информации и экзогенной эпигенетической информации (пространственной информации).
  • Тема 10. Малая жизнь, но не человек.
    Как живут одноклеточные, бактерии, археи (и чем они отличаются от бактерий) и вирусы. Что им от нас нужно?
  • Тема 11. Организм человека.
    Общий обзор: какие органы есть у человека и для чего они нужны.
  • Тема 12. Возбудимые ткани.
    Как работают нервы, синапсы и скелетные мышцы. Как работают тренировка мышц и тренировка мозга.
  • Тема 13. Нервная и гуморальная регуляция.
    Особенности работы сердца (электросинапсы против химсинапсов, автоматизм).
  • Тема 14. Патологические реакции.
    Анафилаксия, лихорадка, байка про феноптоз.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание_Темы 1-2
  • неблокирующий Тест_Темы 3-4
  • неблокирующий Домашнее задание_Темы 5-6
  • неблокирующий Домашнее задание_Темы 7-8
  • неблокирующий Домашнее задание_Темы 9-10
  • неблокирующий Домашнее задание_Темы 11-12
  • неблокирующий Домашнее задание_Темы 13-14
  • неблокирующий Экзамен
    В билете на экзамене будет предложен небольшой тест (максимум 5 баллов) из 10 заданий множественного выбора (нужно выбрать один правильный ответ) и один открытый вопрос (максимум 5 баллов). Могут быть предложены вопросы по темам прочитанных лекций.
  • неблокирующий Эссе_Тема 1-14
    При оценке задания учитывается умение раскрыть тему при общей лаконичности ответа, найти красочные примеры, проявить творческий подход к работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.03 * Домашнее задание_Темы 1-2 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 11-12 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 13-14 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 5-6 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 7-8 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 9-10 + 0.03 * Тест_Темы 3-4 + 0.7 * Экзамен + 0.04 * Эссе_Тема 1-14
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы клеточной биологии: учебное пособие / Н.Г. Палеев, И.И. Бессчетнов.- Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. - 246 с. ISBN 978-5-9275-0821-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550792

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Обухов Д. К., Кириленкова В. Н. - БИОЛОГИЯ: КЛЕТКИ И ТКАНИ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 358с. - ISBN: 978-5-534-07499-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biologiya-kletki-i-tkani-441999
  • Прошкина Е. Н., Юранева И. Н., Москалев А. А. - МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ: СТРЕСС-РЕАКЦИИ КЛЕТКИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 101с. - ISBN: 978-5-534-08502-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/molekulyarnaya-biologiya-stress-reakcii-kletki-441651