2019/2020
Жизнь как явление: от атомов к эволюции
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Факультет биологии и биотехнологии
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Жизнь — основное понятие биологии — активная форма существования материи, высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях средней школы, поэтому во многом чтение курса предполагает повторение и укрепление школьных знаний по биологии, отчасти химии и физики. Однако в некоторых разделах курс выходит за пределы стандартной школьной программы с целью изучения актуальных тем биологии и медицины. Прочное здание начинается с хорошего фундамента.
Цель освоения дисциплины
- После освоения первой части майнора студенты смогут ответить для себя на многие вопросы о жизни вообще и о своем теле в частности. Благодаря этим знаниям на следующих дисциплинах майнора «От молекул к здоровой жизни: биологический ликбез для современного человека» мы сможем перейти к изучению того, как работает и не работает медицина, что входит в понятие «здоровый образ жизни» и др.
Планируемые результаты обучения
- Знание отличия живого от неживого.
- Базовые знания о клетке как единице жизни.
- Базовые знания о многоклеточном организме, межклеточном матриксе.
- Базовые знания о строении клетки.
- Знания о катаболизме и энергии. Понимание использования живым организмом кислорода и выделения углекислого газа.
- Базовые знания об анаболизме. Понимание как расходуется энергия внутри клетки и как она запасается помимо АТФ.
- Понимание химии информации внутри клетки: ДНК, РНК и белки, движение информации изнутри-наружу.
- Понимание механизмов рецепции: движения информации снаружи внутрь клетки.
- Понимание механизмов сигналинга.
- Выработать у студентов навыки в познании причин и общих закономерностей исторического развития живой материи.
- Ознакомить студентов с современными представлениями о возникновении жизни на Земле.
- Изучение механизмов эволюционных преобразований.
- Изучение всех звеньев эволюционного процесса, начиная с изменчивости популяций и заканчивая видообразованием.
- Теоретические исследования основных проблем эволюционной науки.
- Изучение функционального и морфологического разнообразия клеток.
- Получение навыка дифференцировки и специализации клеток как процесса взаимодействия эндогенной генетической информации и экзогенной эпигенетической информации (пространственной информации).
- Изучение жизни одноклеточных, бактерий, архей и вирусов.
- Базовые знания органов человека и их функционала.
- Базовые знания о работе нервов, синапсов и скелетных мышц.
- Базовые знания о работе электросинапсов и химсинапсов.
- Базовые знания о патологических реакциях: анафилаксия, лихорадка.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Жизнь вообще и жизнь земная.Узнаем про то, что мы считаем живым и чем оно отличается от неживого. Клетка как единица жизни и многоклеточный организм как просто собрание этих клеток в межклеточном матриксе.
- Тема 2. Клетка и ее органеллы.Подробный разбор всех "деталей" клетки.
- Тема 3. Биохимия клетки.Катаболизм и энергия. Зачем нам кислород и откуда берется углекислый газ.
- Тема 4. Биохимия клетки (анаболизм) .Как расходуется энергия внутри клетки и как она запасается помимо АТФ. Пример потенциала действия.
- Тема 5. Химия информации внутри клетки.ДНК, РНК и белки, движение информации изнутри-наружу.
- Тема 6. Рецепция и сигналинг.Движение информации снаружи внутрь. Пара примеров из фармакологии. Переход к многоклеточности.
- Тема 7. Эволюция_Часть 1Первая часть рассказа о теориях эволюции.
- Тема 8. Эволюция_Часть 2Вторая часть рассказа о теориях эволюции.
- Тема 9. Клеточная специализация, дифференцировка и тд.Функциональное и морфологическое разнообразие клеток. Дифференцировка и специализация клеток как процесс взаимодействия эндогенной генетической информации и экзогенной эпигенетической информации (пространственной информации).
- Тема 10. Малая жизнь, но не человек.Как живут одноклеточные, бактерии, археи (и чем они отличаются от бактерий) и вирусы. Что им от нас нужно?
- Тема 11. Организм человека.Общий обзор: какие органы есть у человека и для чего они нужны.
- Тема 12. Возбудимые ткани.Как работают нервы, синапсы и скелетные мышцы. Как работают тренировка мышц и тренировка мозга.
- Тема 13. Нервная и гуморальная регуляция.Особенности работы сердца (электросинапсы против химсинапсов, автоматизм).
- Тема 14. Патологические реакции.Анафилаксия, лихорадка, байка про феноптоз.
Элементы контроля
- Домашнее задание_Темы 1-2
- Тест_Темы 3-4
- Домашнее задание_Темы 5-6
- Домашнее задание_Темы 7-8
- Домашнее задание_Темы 9-10
- Домашнее задание_Темы 11-12
- Домашнее задание_Темы 13-14
- ЭкзаменВ билете на экзамене будет предложен небольшой тест (максимум 5 баллов) из 10 заданий множественного выбора (нужно выбрать один правильный ответ) и один открытый вопрос (максимум 5 баллов). Могут быть предложены вопросы по темам прочитанных лекций.
- Эссе_Тема 1-14При оценке задания учитывается умение раскрыть тему при общей лаконичности ответа, найти красочные примеры, проявить творческий подход к работе.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.03 * Домашнее задание_Темы 1-2 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 11-12 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 13-14 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 5-6 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 7-8 + 0.04 * Домашнее задание_Темы 9-10 + 0.03 * Тест_Темы 3-4 + 0.7 * Экзамен + 0.04 * Эссе_Тема 1-14
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Основы клеточной биологии: учебное пособие / Н.Г. Палеев, И.И. Бессчетнов.- Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. - 246 с. ISBN 978-5-9275-0821-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550792
Рекомендуемая дополнительная литература
- Обухов Д. К., Кириленкова В. Н. - БИОЛОГИЯ: КЛЕТКИ И ТКАНИ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 358с. - ISBN: 978-5-534-07499-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biologiya-kletki-i-tkani-441999
- Прошкина Е. Н., Юранева И. Н., Москалев А. А. - МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ: СТРЕСС-РЕАКЦИИ КЛЕТКИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 101с. - ISBN: 978-5-534-08502-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/molekulyarnaya-biologiya-stress-reakcii-kletki-441651