• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Публичная политика и права человека

Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Прежде всего, слушатели получат основные представления о концепции прав человека, ее развитии и современном состоянии, а также о таких проблемах, связанных с этим понятием, например о соотношении представлений мультикультурализма и концепции универсальности прав человека. В рамках курса будут раскрыты основные компоненты понятия «права человека», как понятия, тесно связанного с понятием свободы, отражающего как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. При этом права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек-государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком. Существенное внимание в курсе будет уделено также процессу институционализации прав человека в мире и в современной России, и таких основных компонентов этой институционализации, как: инкорпорация прав человека в нормативную базу государства, проникновение этой концепции из сферы естественного в сферу позитивного права; включение концепции прав человека в публичную дискуссию, в которой принимают участие самые различные группы населения; появление и развитие государственных правозащитных институтов (институт Уполномоченного по правам человека и т.д.); развитие общественных правозащитных организаций. Как легко заметить, процесс институционализации прав человека тесно связан с процессом развития публичной политики, понимаемой как программы и приоритеты органов власти, механизмы и технологии их реализации, выработанные на основе и с учетом ожиданий социальных групп (страт) общества через их представителей. Этой теме будет посвящена вторая часть предлагаемого курса. Основное внимание здесь будет уделено как обсуждение самого понятие «публичная политика», так и развитию и деятельности институтов-медиаторов, посредников, реализующих функцию связности основных акторов поля публичной политики. Среди таких институтов внимание будет уделено прежде фабрикам мысли и центрам публичной политики, различного вида Общественным советам и общественным палатам, а также институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана). При этом в курсе будет рассмотрен как международный опыт развития публичной политики и институтов-медиаторов, так и уже накопленный опыт современной России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Публичная политика и права человека» является стремление ознакомить студентов с существующими сегодня подходами к анализу категорий публичной политики и прав человека, а также с основными институтами публичной политики и институтами защиты прав человека. Курс призван дать студентам углубленные знания в области современных концепций публичной политики и прав человека, для формирования необходимой основы понимания сути процессов, связанных с институционализацией прав человека. Предполагается, что студенты владеют английским языком на уровне, позволяющем им свободно читать академические работы, публикуемые в периодических изданиях, и монографии по темам курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение
  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
  • способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятия публичной политики и публичной сферы
    Традиции использования определения публичный (public) в российской и зарубежной общественной науки. Соотношение курсов «Государственное и муниципальное управление» и «Public administration». Основные характеристики и условия существования публичной политики. Развитие публичной политики в контексте концепции демократического транзита. Концепция публичной сферы Ю.Хабермаса. Эволюция публичной сфера в современной России в советское и постсоветское время. Понятие частно-публичной сферы. Роль академического сообщества в развитии публичной сферы
  • Права человека в контексте права, идеологий и мировой политики
    Концепции права и их эволюция. Естественная концепция происхождения права и ее связь с религиозными представлениями. Позитивистская концепция права: достижения и проблемы. Историческая концепция права. Юридическое и легистское правопонимания. Советская трактовка права. Проблема совместимость концепции естественных прав человека с различными концепциями права. Понятие прав человека. Концепция прав человека как часть идеологии либерализма. Американская и Французская революции и идеология прав человека. Революция в России 1917 года и ее влияние на концепцию прав человека. Разгром немецкого фашизма, Нюрнбергский процесс и создание ООН. Современные представления о правах человека. Существующие определения прав человека. Права человека как синоним свободы. Права человека как отражение достоинства личности. Права человека как притязание на обладание определенными предпосылками и возможностями. Права человека как характеристика отношения «человек-государство». Права человека как инструмент ограничения власти. Вариант комплексного определения.
  • Международная система защиты прав человека. Права человека: поколения и нерешенные проблемы
    Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Дискуссии вокруг ее принятия. Совет Безопасности ООН как орган, разрешающий гуманитарные интервенции. Успехи и неудачи миротворческих сил ООН. Приоритет прав человека и проблема политического противостояния. Введение поста Верховного комиссара ООН по правам человека. Трансформация Комитета по правам человека в Совет по правам человека ООН. Организация Объединенных наций и неправительственные организации. Совет Европы как организация, созданная в 1948 г. для достижения целей развития демократии и утверждения принципов прав человека. Институт Комиссара Совета Европы по правам человека. Совет Европы и европейские неправительственные организации. Институт Омбудсмана как институт публичной власти и институт защиты прав человека. Первое поколение прав человека: личные, гражданские и политические права. Второе поколение: социально-экономические права. Третье поколение прав: права ущемляемых меньшинств. Проблема соотношения прав меньшинств и прав человека. Соотношение принципа универсальности прав человека и принципа мультикультурализма. Проблема соотнесения и гарантий прав потерпевших и прав подсудимых. Проблема защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом. Права человека и проблема гуманитарных интервенций
  • Институционализация прав человека в постсоветской России
    Декларация прав человека Съезда народных депутатов РСФСР 1990 г. Отражение концепции прав человека в проектах российской конституции РФ и в тексте Конституции РФ 1993 г. Комиссии по правам человека в Верховном совете РСФСР и в региональных Советах. Варианты Института Уполномоченного по правам человека и его конституционное закрепление. Позиция официальной России на международных встречах по правам человека начала 90- гг. Вступление РФ в Совет Европы и принятые при этом обязательства. Принимаемые законы и правоприменительная практика. Комиссия по правам человека при Президенте РФ: председательство С.А.Ковалева, В.А.Карташкина и Э.А.Памфиловой. Комиссии по правам человека в регионах России: модели развития и деятельности. Возникновение и работа Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Институт Уполномоченного по правам человека в периоды работы на посту Уполномоченного С.А.Ковалева, О.О.Миронова и В.П.Лукина. Прокуратура как правозащитный институт
  • Институты-медиаторы как важный компонент развития публичной политики и становления консолидированной демократии
    Понятие институтов-медиаторов. Институт Уполномоченного по правам человека как пример института-медиатора. Общественные советы и общественные палаты при органах власти. Общественные наблюдательные комиссии и опыт их развития. Фабрики мысли и центры публичной политики: условия их появления и развития . Институты-посредники и формы их взаимодействия с гражданскими организациями.
  • Роль академического сообщества в развитии публичной политики
    Формирование академического сообщества в историческом разрезе. Роль академического сообщества как медиатора. Академическое сообщество и гражданское общество. Роль экспертов в переходных обществах. Интеллектуалы и интеллигенция формирование и влияние на социально-политические процессы в XX веке, специфика разграничения и роль в современных обществах. Концепция «публичной социологии» Майкла Буравого и ее обсуждение в российской академической среде. Перспективы и возможности публичной политологии. Деятельность исследовательских комитетов Российской ассоциации политической науки по правам человека и по гражданскому обществу и правам человека.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Аудиторный контроль осуществляется на семинарах в форме оценки докладов студентов и выполненных ими текущих проверочных работ.
  • неблокирующий Домашнее задание
    объем – 2000-3000 слов, т.е. примерно 10 страниц (12 шрифт, Times New Roman, 1,5 интервала, стандартные поля). Без сданного в установленный срок эссе студент к экзамену не допускается. Студентам рекомендуется выбирать тему для эссе исходя из целей написания магистерской диссертации.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен будет проводиться в виде теста, состоящего из 30 заданий, включающих открытые и закрытые вопросы. Экзамен обязателен для всех студентов, вне зависимости от накопленной оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= k1*Отекущий + k2* Оауд , где: Оауд - оценка работы студента в аудитории: качество его работы на семинарах, включая сделанные сообщения и участие в обсуждениях; k1 = 30% = 0,3 k2 = 20% = 0,2 Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП Отекущий = n1·Од.з. где: Од.з - выполнение домашнего задания; N1 = 50% = 0,5 Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: 1. Если дисциплина преподается один модуль: Орезульт = k1* Онакопл + k2 *·Оэкз где: k2 = 3% =0,03
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Human Rights in Russia: Public Discussions and the Institution of the Ombudsman ; Права человека в России: общественные дискуссии и институт государственного правозащитника. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E9CFDC7
  • Simon, C. A. (2017). Public Policy : Preferences and Outcomes (Vol. Third edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1575750
  • Symonides, J. (2017). Human Rights: International Protection, Monitoring, Enforcement. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1608809
  • БЕЛОНОГОВ ЮРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, & ПОЗДЕЕВА АННА НИКОЛАЕВНА. (2015). Общественно-консультативный совет территориального УФАС как институт-медиатор. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, (2–1 (52)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16494892
  • БЕЛЯЕВА НИНА ЮРЬЕВНА, & ЗАЙЦЕВ ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ. (2008). «Фабрики Мысли» И Центры Публичной Политики Как Субъекты Экспертного Обеспечения Политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3F4E5AFD
  • Бузенкова О.Ю., & Сунгуров А.Ю. (n.d.). Институт Уполномоченного По Правам Человека В Рф И Субъекте Рф: Развитие Нормативной Основы Их Деятельности И Взаимодействия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2finstitut-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rf-i-subekte-rf-razvitie-normativnoy-osnovy-ih-deyatelnosti-i-vzaimodeystviya
  • Буравой, М. (2009). Приживется ли «публичная социология» в России? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA830CD5
  • Глушкова, С. (2010). К вопросу о новых подходах в исследовании прав человека. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9496EA80
  • Е. А. Лягушкина. (2016). Рецензия На Книгу А. Ю. Сунгуров «Как Возникают Политические Инновации. “Фабрики Мысли” И Другие Институты-Медиаторы». Наука. Инновации. Образование, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16520223
  • Зеленков, А. И. (2014). Публичное пространство и академическое сообщество как сферы бытия философии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA2C7D3
  • КАРТАШКИН В.А. (2016). Права Человека: Соотношение И Взаимодействие Международного И Внутригосударственного Права. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AB94C6B6
  • Кобякова Т.М. (2017). DIALOGUE BETWEEN THE POWER AND COMMUNITY IN THE CONTEXT OF PUBLIC SOCIOLOGY ; Диалог власти и общественности в контексте публичной социологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38837BB3
  • Медушевский, Н. (2010). Фабрики мысли в ЕС: сравнительный анализ европейского и американского исследовательских подходов. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Политология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14112186
  • Рябченко, Н. (2012). Перспективы Развития Публичной Политики В Online-Пространстве Современной России. Известия Саратовского Университета. Новая Серия. Серия Социология. Политология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13999343
  • Сунгуров А.Ю. (n.d.). Экспертные Семинары Как Коммуникативные Площадки (Российский Постсоветский Опыт). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fekspertnye-seminary-kak-kommunikativnye-ploschadki-rossiyskiy-postsovetskiy-opyt
  • Тонкое, Е., & Донец, Р. (2011). Права Человека В России: Мифология Свободы В Несвободном Обществе. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Философия. Социология. Право, (20 (115)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14492611

Рекомендуемая дополнительная литература

  • МИРОШНИЧЕНКО ИННА ВАЛЕРЬЕВНА. (2014). Публичная Политика Как Зонтичная Концепция Политической Науки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB394A77