• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Эффективные коммуникации

Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящий курс не требует предварительного освоения иных учебных дисциплин. Обучение проходит в форме интерактивных занятий. Практическая часть проходит в виде тренинговых индивидуальных и групповых упражнений, в том числе с обратной связью, а также в виде обсуждений, коллективных разборов коммуникативных ситуаций. Цель дисциплины: формирование у студентов разностороннего представления о деловой коммуникации, а также развитие у них ряда коммуникативных компетенций руководителя, путем выполнения упражнений (тренинг/практикум). Задачей дисциплины «Эффективные коммуникации» для студентов является развитие коммуникативных навыков управленцев, позволяющих сделать коммуникацию менее затратной по времени, более безошибочной и результативной, что в конечном итоге значительно повышает эффективность управленческой деятельности в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины: формирование у студентов разностороннего представления о деловой коммуникации, а также развитие у них ряда коммуникативных компетенций руководителя, путем выполнения упражнений (тренинг/практикум). Компетенции перечислены по разделам, выделенным по контекстам применения и характеру используемых навыков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • обладает эффективными установками в отношении коммуникации как таковой, понимает особенности различных видов коммуникации, способен устанавливать контакт, подстраиваться под собеседника, «находить с ним общий язык» – «отзеркаливать» поведенческие, лингвистические, ценностные сигналы в речи, умеет применять приёмы активного слушания
  • умеет выявлять намерения, мотивы, интересы и ценности собеседника по его речи; отличает все перечисленное от заявляемой позиции. -умеет задавать ключевые (открытые, относящиеся к предмету коммуникации и стимулирующие ответ) вопросы, помогающие максимально полно и точно понять собеседника. -способен восстановить утраченный контакт, заметить и преодолеть недопонимание, возникшее в ходе коммуникации.
  • знает правила и следует требованиям делового этикета. - различает проявления различных радикалов/типов в клинической характерологии.
  • поддерживает оптимальную интенсивность диалога (говорит не слишком мало и не слишком много), способен удерживать и перехватывать инициативу в диалоге, владеет приёмами поощрения (похвала, благодарность, комплимент), оптимально применяет их, умеет конструктивно отказывать, способен давать обратную связь высокого качества, умеет критиковать конструктивно, владеет приёмами ведения бесконфликтной дискуссии (использует парафразные техники)
  • умеет формулировать задачи коммуникации по 3 направлениям: информирование, убеждение, создание отношения (имиджа); планирует коммуникацию для достижения этих задач, способен считывать и интерпретировать невербальные и паравербальные сигналы собеседника, сопровождает речь конгруэнтным паравербальным сообщением, управляет своими невербальными проявлениями (мимика, жесты, поза), оптимально их использует в коммуникации
  • умеет определять стиль поведения в ситуации конфликта интересов и выбирать собственный стиль исходя из целесообразности, умеет определять мотивы, намерения и интересы собеседника в конфликтной ситуации и отделять их от заявляемой позиции, способен находить сотрудничающие решения в ситуации конфликта интересов
  • владеет базовым алгоритмом продажи идеи/продукта/услуги, владеет базовым алгоритмом переговоров, имеет навык справляться с давлением и манипуляциями в сложных переговорах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в курс – место коммуникации в работе руководителя, виды коммуникации, цели коммуникации и средства их достижения, коммуникативные компетенции, эффективные установки в отношении коммуникации.
    Основы и практика клинической характерологии. Академические и практико-ориентированные подходы к коммуникации. Даются основные понятия, касающиеся коммуникации руководителя. Приводится перечень коммуникативных компетенций руководителя, рассматривается их место среди других управленческих компетенций, важность с точки зрения управления организацией. Выделяются три основных вида целей деловой коммуникации: информирование, убеждение, формирование отношения (имиджа). Через модель нейрологических уровней Р.Дилтса обозначается значимость эффективных установок в отношении коммуникации. Рассматриваются практически зарекомендовавшие себя установки (убеждения) успешных коммуникаторов.
  • Тема 2. Базовый алгоритм успешной коммуникации. . Важность контакта (раппорта) для достижения задач коммуникации. Ориентация руководителя на задачу или отношения. Виды и инструменты подстройки (установления контакта).
    Рассматривается базовый алгоритм успешной коммуникации: калибровка – подстройка – ведение. Изучаются инструменты подстройки по нейрологическим уровням на примерах из деловой и повседневной практики. Обосновывается необходимость ориентации руководителя одновременно и на бизнес-задачу и на отношения в коллективе (команде). Изучаются дополнительные приёмы установления контакта (раппорта).
  • Тема 3. Получение информации как одна из основных задач коммуникации. Активное слушание. Ключевые вопросы.
    Поддержание диалога с собеседником рассматривается с точки зрения алгоритма «ПАУК» (поддержка – активация – усвоение – комментирование). Изучаются вербальные, паравербальные и невербальные приёмы активного слушания. Виды вопросов (открытые, закрытые, альтернативные) рассматриваются с точки зрения количества получаемой при ответе на них информации и уместности на тех или иных этапах и контекстах коммуникации. Вводится понятие ключевого вопроса как вопроса, решающего, помимо задачи эффективного сбора информации, задачу поддержания контакта в коммуникации. Практическая работа – сбор полной информации с использованием минимального числа вопросов.
  • Тема 4. Модель точности информации в бизнесе. Повышение качества получаемой информации. Манипуляции, основанные на неконкретности информации. Противодействие манипуляциям.
    Рассматриваются причины и психологические механизмы искажения информации при её передаче в ходе коммуникации. Изучается модель точности информации Гриндера-МакМастера. Изучается приём автоматического контроля конкретности получаемой информации – репрезентативное отслеживание. Рассматриваются паттерны модели точности – наиболее типичные виды искажения информации при её обработке и передаче – и способы восстановления качества информации. Передача информация неконкретной (неоправданно высокого уровня обобщения) рассматривается с точки зрения возможностей манипуляции. Уточняются инструменты противодействия такого рода манипуляциям. Рассматриваются контексты уместного применения неконкретной информации. Практическая работа – упражнения на конретизацию обобщённой информации.
  • Тема 5. Вербальный и невербальный каналы коммуникации. Управление невербальным сообщением.
    Вводится понятие вербального (знакового, словесного), невербального (телесного) и паравербального (сопровождающего слова) каналов коммуникации. Каналы коммуникации рассматриваются с точки зрения количества и надёжности получаемой по ним информации. Выделяется осознанное и бессознательное («чувство», «интуиция») восприятие информации. Невербальное сообщение рассматривается как набор доступных для осознанного контроля компонентов. Особенности коммуникации с группой. Основы ораторского мастерства. Практическая работа – упражнения на демонстрацию необходимого невербального сообщения, планирование и проведение короткого, яркого и убедительного выступления перед группой.
  • Тема 6. Ценностно-ориентированная коммуникация. Понятие о ценностях. Связь ценностей, мотивов и интересов. Отличия мотива от позиции. Переговоры и поиск решений в ситуации конфликта интересов. Конструктивный отказ. Основы конфликтологии, обзор технологии медиации.
    Уточняется понятие личной ценности, введённое при изучении модели нейрологических уровней. Вводится понятие групповых и корпоративных ценностей в увязке со значением, вкладываемым в эти понятия маркетинговыми дисциплинами. Рассматривается связь ценностей с мотивами поведения участника коммуникации. Интересы рассматриваются как инструменты выявления ценностей. Вводится понятие тиля переговоров, иллюстрируемое матрицей Томаса-Киллмана. Постулируется основной принцип поиска сотрудничающих решений: решение находится путём удовлетворения намерений (мотивов), а не следования буквально заявленной позиции. Рассматривается приемы конструктивного отказа (по-русски, по-американски и по-японски) как пример эффективной сотрудничающей стратегии в коммуникации. Практическая работа – поиск сотрудничающих решений в предложенных кейсах, дача конструктивного отказа.
  • Тема 7. Коммуникативные технологии: проведение совещаний, продажи, переговоры, модерация и фасилитация, PR и нетворкинг.
    Рассматриваются типичные алгоритмы успешных переговоров и продаж с точки зрения соответствия базовому алгоритму успешной коммуникации и применения ранее изученных компетенций деловой коммуникации. Отмечается, какие именно коммуникативные навыки и умения востребованы на различных этапах переговоров. Создание социальной сети рассматривается как одна из ключевых компетенций руководителя в условиях «информационного общества». Модель «Окно Джохари» изучается как инструмент регулирования лёгкости образования и устойчивости социальных связей. Практическая работа – групповое обсуждение случаев из управленческого и личного опыта слушателей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость занятий
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Ответы на вопросы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активность + 0.4 * Ответы на вопросы + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.4 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловые коммуникации: Учебник / О.В. Папкова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0301-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/397223

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 463 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6859-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389823