• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Управление человеческими ресурсами

Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина Управление человеческими ресурсами предназначена на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. В рамках дисциплины рассматриваются место системы управления человеческими ресурсами в общей структуре управленческой деятельности организаций, основные теоретические модели, базовые НR-технологии и прикладные возможности основных методов, используемых в современной практике. Учебная задача дисциплины познакомить студента с современным теоретическим и практическим подходам и управлению сотрудниками. Настоящая дисциплина тесно связана с дисциплинами Cтратегический менеджмент, Финансовый менеджмент, Организационное поведение, Управление организационными изменениями. Для изучения дисциплины необходимы знания в области: - Социологии, - Психологии, - Менеджмента. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Разработка и принятие управленческих решений, - Корпоративное управление, - Управление проектами, а также при выполнении выпускной квалификационной работы. В результате освоения дисциплины студент должен: знать - основные подходы и моделям по управлению сотрудниками; - методологию и принципы стратегического планирования в области работы с персоналом; - реализацию стратегии управления человеческими ресурсами в зависимости от стадии, цикла развития организации и особенностей корпоративной культуры; - типы совместной деятельности; - принципы построения кадровой политики; - ключевые показатели деятельности служб управления персоналом; - принципы анализа работ, рабочих мест и принципы оформления должностных инструкций с точки зрения задач организации и трудового кодекса; - основные методы планирования потребностей в персонале; - основные подходы к адаптации сотрудников; - принципы подбора, отбора, комплектования персонала; - подходы к оценке сотрудников и классификации методов оценки; - требования законодательства к аттестации персонала; - основные задачи в системе обучения и развития; - принципы планирования карьеры; - управление системой вознаграждений и компенсаций; - прикладные принципы формирования корпоративной культуры и коммуникаций; - подходы к проведению аудита кадровых процессов в организации; уметь - проводить диагностику циклов и стадий развития организации; - проводить диагностику особенностей корпоративной культуры и кадровой политики компании; - составить должностную инструкцию по функциональным параметрам и спецификационным требованиям; - рассчитать необходимую численность сотрудников для разных категорий персонала; - использовать различные диагностические личностные и профессиональные методики с учетом их валидности; - разрабытывать опросники для проведения структурированного интервью; - обрабатывать информацию и о принимаемых кандидатах на вакантные должности - обосновать выбор рекрутингового агентства; - обосновать выбор методов и процедур для оценки и аттестации персонала; - обрабатывать информацию полученных результатов оценки действующего персонала и диагносцировать потенциал сотрудников для выдвижения в кадровый резерв; - провести оценку должностей; - обосновать пропорции соотношения постоянной и переменной части совокупного дохода для разных категорий персонала; иметь навыки (приобрести опыт): - сбора данных и измерения в управлении человеческими ресурсами - работы с нормативными актами, иными документами, а также текстами по управлению человеческими ресурсами; - использования методов, методик и техник работы с человеческими ресурсами; - обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования службе управленческих решений, а также анализа проблем в области управления человеческими ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина Управление человеческими ресурсами предназначена на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. В рамках дисциплины рассматриваются место системы управления человеческими ресурсами в общей структуре управленческой деятельности организаций, основные теоретические модели, базовые НR-технологии и прикладные возможности основных методов, используемых в современной практике. Учебная задача дисциплины познакомить студента с современным теоретическим и практическим подходам и управлению сотрудниками. В результате освоения дисциплины студент должен: знать - основные подходы и моделям по управлению сотрудниками; - методологию и принципы стратегического планирования в области работы с персоналом; - реализацию стратегии управления человеческими ресурсами в зависимости от стадии, цикла развития организации и особенностей корпоративной культуры; - типы совместной деятельности; - принципы построения кадровой политики; - ключевые показатели деятельности служб управления персоналом; - принципы анализа работ, рабочих мест и принципы оформления должностных инструкций с точки зрения задач организации и трудового кодекса; - основные методы планирования потребностей в персонале; - основные подходы к адаптации сотрудников; - принципы подбора, отбора, комплектования персонала; - подходы к оценке сотрудников и классификации методов оценки; - требования законодательства к аттестации персонала; - основные задачи в системе обучения и развития; - принципы планирования карьеры; - управление системой вознаграждений и компенсаций; - прикладные принципы формирования корпоративной культуры и коммуникаций; - подходы к проведению аудита кадровых процессов в организации;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иметь навыки (приобрести опыт) обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования службе управленческих решений, а также анализа проблем в области управления человеческими ресурсами
  • иметь навыки (приобрести опыт): сбора данных и измерения в управлении человеческими ресурсами; работы с нормативными актами, иными документами, а также текстами по управлению человеческими ресурсами; использования методов, методик и техник работы с человеческими ресурсами
  • уметь: обрабатывать информацию и о принимаемых кандидатах на вакантные должности; обосновать выбор рекрутингового агентства; обосновать выбор методов и процедур для оценки и аттестации персонала; обрабатывать информацию полученных результатов оценки действующего персонала и диагносцировать потенциал сотрудников для выдвижения в кадровый резерв
  • уметь: проводить диагностику циклов и стадий развития организации; проводить диагностику особенностей корпоративной культуры и кадровой политики компании; составить должностную инструкцию по функциональным параметрам и спецификационным требованиям; рассчитать необходимую численность сотрудников для разных категорий персонала; использовать различные диагностические личностные и профессиональные методики с учетом их валидности
  • знать: требования законодательства к аттестации персонала; основные задачи в системе обучения и развития; принципы планирования карьеры; управление системой вознаграждений и компенсаций; прикладные принципы формирования корпоративной культуры и коммуникаций; подходы к проведению аудита кадровых процессов в организации
  • знать: ключевые показатели деятельности служб управления персоналом; принципы анализа работ, рабочих мест и принципы оформления должностных инструкций с точки зрения задач организации и трудового кодекса; основные методы планирования потребностей в персонале; основные подходы к адаптации сотрудников; принципы подбора, отбора, комплектования персонала; подходы к оценке сотрудников и классификации методов оценки
  • знать: основные подходы и моделям по управлению сотрудниками; методологию и принципы стратегического планирования в области работы с персоналом; реализацию стратегии управления человеческими ресурсами в зависимости от стадии, цикла развития организации и особенностей корпоративной культуры; типы совместной деятельности; принципы построения кадровой политики; ключевые показатели деятельности служб управления персоналом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Стратегическое управление персоналом.
    Методология УЧР. Основные бизнес - технологии и модели кадрового менеджмента, условия их появления и функционирования в историческом контексте. Формулировка и реализация стратегий УЧР и кадровой политики компании в зависимости от типов организационной культуры, стадии развития и основных типов совместной деятельности. Кадровая политика. Ключевые показатели деятельности для службы управления персоналом.
  • Тема 2. Планирование человеческих ресурсов.
    Проектирование организации и организационное развитие. Стратегическое кадровое планирование. Основные факторы, влияющие на процесс кадрового планирования. Способы определения потребности в трудовых ресурсах. Основные источники для сбора и анализа необходимой информации для выбора оптимального алгоритма для практического использования. Методы анализа и оценки профессиональной деятельности.
  • Тема 3. Подбор и комплектование персонала.
    Стратегии, принципы подбора и отбора. Определение потребности на основании анализа работ и должностей. Современные методы анализа работ. Принципы привлечения кандидатов. Внешний и внутренний поиск необходимых специалистов. Результативные методы отбора персонала: техника интервью и интерпретация результатов, отборочные тесты (профессиональные и личностные). Введение и в должность и адаптация. Вопросы увольнения, сокращения штата и аутплейсмента.
  • Тема 4. Оценка персонала
    Цели и предмет оценки. Роль и место оценки персонала в общей структуре управления. Основные принципы, критерии и элементы оценки. Классификация методов оценки. Алгоритм проведения аттестации. Оценка персонала на основе модели компетенции. Оценка персонала в разных кадровых ситуациях. Методология Assessment&Development Center.
  • Тема 5. Обучение и развитие персонала.
    Место бизнес - технологии в общей системе УЧР. Основной цикл обучения (ADDIE). Выбор методов обучения в зависимости от характера проблем организации. Основные этапы процесса организация обучения. Отбор участников и компании провайдера, критерии оценки «результативного» преподавателя. Формирование бюджета на обучение и развитие персонала. Стоимостная оценка программ. Принципы обучения взрослых. Развитие персонала и планирование карьеры. Самообучающаяся организация.
  • Тема 6. Управление системой вознаграждения, мотивации и стимулирования.
    Современные зарубежные и отечественные концепции в области компенсационного менеджмента. Составляющие общего вознаграждения. Политики вознаграждения. Системы оплаты труда. Методы оценки должностей. Принципы работы систем грейдирования и тарификации. Построение системы базовых окладов. Вознаграждение и стимулирование разных категорий персонала. Совокупный доход, получаемый от организации.
  • Тема 7. Корпоративная культура и коммуникации. Аудит кадровых технологий.
    Корпоративная культура и организационные изменения. Ошибки внедрения HR-технологий. Принципы проведения проверки на соответствие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность студентов на занятии
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Учет посещаемости
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активность студентов на занятии + 0.7 * Тест + 0.2 * Учет посещаемости
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практ.формиров. мотивирующей организ.среды и создания единой системы мотив. комп.): Моногр. / Боковня А.Е. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016-144с.:60x90 1/16.(Науч.мысль)(О) ISBN 978-5-16-004523-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/558382
  • Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / Еремин В.И., Шумаков Ю.Н., Жариков С.В; Под ред.В.И. Еремина- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009507-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/445081

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Управление персоналом организации: Практикум: Учебное пособие/Кибанов А. Я., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 365 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-001973-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/480583