• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социокультурная коммуникация

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина адресована студентам 2 курса. Основная цель курса – выявить специфику социокультурной коммуникации в современном информационном пространстве. Будут рассмотрены различные области проявления социокультурной коммуникации: от литературы и культуры до общественно-политической сферы. Отдельное место займут понятия диалога культур, культурной памяти и аппроприации культур. Будет выявлено сходство и различие между т.н. «высокой» и «низкой» культурами применительно к построению сообщений и трансляцией культурных кодов. Особое внимание будет уделено каналам коммуникации в рамках как традиционных медиа, так и социальных сетей во всем их разнообразии. Теория будет уравновешена практикой – студентам будет предложено создать свои варианты пространства социокультурной коммуникации в различных форматах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – создать у студентов устойчивое представление о специфике актуальных социокультурных коммуникаций в контексте современной медиасреды. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать концепцию социодинамики культуры, семиотику и семиологию коммуникации, теории общества спектакля и общества потребления, концепцию медиа М. Маклюэна и Н. Лумана, социокультурные феномены новейшего времени и их коммуникативную специфику: концепции культурной апроприации, общества соучастия, меметика.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает: концепцию социодинамики культуры, понятия мозаичной культуры (А. Моль), экрана культуры, социокультурой таблицы. Знает: понятие семиосферы (Ю.М. Лотман) и семиологии коммуникации. Роль и функцию культурного кода и авторского кода в составлении и дешифровке сообщения.
  • Студент знает: Различные подходы к пониманию медиа. Понятия расширения человека, специфика современной медиасферы. Понятие массмедийной конструкции реальности. Студент умеет: различать холодные и горячие медиа, выявлять элементы событийной манипуляции реальностью. Ознакомлен со спецификой современной массовой культуры.
  • Студент знает разделение культуры на элитарную и массовую. Социокультурные факторы размывания разграничений. Ж. Бодрийяр и понятие НОК (наименьшая общая культурная единица). Антитеза highbrow («высоколобые») и lowbrow («низколобые») по отношению к культуре. Понятие nobrow (Д. Сибрук) как стереотип потребителя. Феномен контркультуры как фактор формирования коммуникативных смыслов.
  • Студент знает структуру знака и структуру мифа, соотношение между денотатом, сигнификатом и коннотатом в структуре знака, а также коннотат как проводник сообщения.
  • Студент знает: понятие культурной аппроприации, ее коммуникативную специфику и особенности репрезентации в медиа. Теорию соучастия (партиципации) и ее проявления в социокультурных коммуникациях. Теорию мема и меметики как особого коммуникативного пространства медиасферы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Социодинамика культуры и трансформация коммуникативных практик
    Рассматриваются понятия социодинмики культуры (А. Моль), семиосферы (Ю.М. Лотман) и семиологии коммуникации (У. Эко), а также роль игрового начала в социокультурных коммуникациях (Й. Хейзинга)
  • 2. Социокультурные коммуникации в контексте медиа
    Рассматриваются наиболее значимые в теории коммуникации подходы к понимаю медиа: М. Маклюэна и Н. Лумана
  • 3. Миф, событие, спектакль в социокультурных коммнуикациях.
    Рассматривается понятие мифа через призму семиотики и структурализма, а также концепция общества спектакля и его проявление в социокультурных коммуникациях.
  • 4.Массовая культура в социокультурных коммуникациях.
    Рассматривается трансформация разделения культуры на элитарную и массовую в современных реалиях медиатехнологий.
  • 5.Новейшие аспекты социокультурных коммуникаций.
    Рассматриваются понятия культурной аппроприации, теория соучастия и ее реализация в новых медиа, а также коммуникативная функция мема в социальных сетях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Посещаемость семинаров
  • неблокирующий Финальная презентация проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оитоговый = 0,1 * Оауд + 0,6 * Осем + 0,3 * Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Курумчина А. Э. - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И ВСЕМИРНЫЕ ВЫСТАВКИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-534-10770-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociokulturnye-kommunikacii-proekty-socialnyh-transformaciy-i-vsemirnye-vystavki-431503
  • Массовая культура. Теории и практики: Монография / Шапинская Е.Н. - М.:Согласие, 2017. - 386 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-906709-63-9

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кириллова Н.Б. - Медиакультура и основы медиаменеджмента - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 184с. - ISBN: 978-5-9765-2639-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102610
  • Массмедиа в социокультурном пространстве: Учебное пособие / В.А. Евдокимов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-006932-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415337
  • Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-98281-021-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/73495
  • Мощева С.В. - Экспрессивный потенциал текстов массмедиа. Средства аттракции (на материале рекламного дискурса). Часть 1 - Русайнс - 2019 - 94с. - ISBN: 978-5-4365-3812-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933897
  • Погребная Я.В. - Актуальные проблемы современной мифопоэтики: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 322с. - ISBN: 978-5-9765-1135-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/79270
  • под редакцией А. А. Чувакина составители А. А. Чувакин, С. В. Доронина, И. Ю. Качесова, А. И. Куляпин, Н. В. Панченко, Т. В. Чернышова - Филология и коммуникативные науки: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 496с. - ISBN: 978-5-9765-1914-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125397
  • Рендл М.В. - Трансформация современности: модерн и постмодерн как социокультурные феномены - Русайнс - 2016 - 213с. - ISBN: 978-5-4365-1332-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/921982
  • Хорольский В.В. - Социокультурные аспекты глобализации масс-меди - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 175с. - ISBN: 978-5-9765-2469-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72733