• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Методика преподавания программы для 5-9 классов по предмету «Технология»

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Программа написана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Приводятся сведения по истории трудового обучения в отечественной и зарубежной школах, рассматриваются современные подходы к формированию технологической культуры у подрастающего поколения, межпредметные связи курса «Технология», раскрываются дидактические принципы, методы и средства трудового обучения, особое внимание уделяется профессионально-личностным качествам, необходимым для успешного преподавания предмета. Предназначена в помощь студентам и педагогам для реализации технологического образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методика преподавания «Технологии» является изучение основных направлений теории методики преподавания дисциплины, в результате которых студент приобретает знание основных моделей и терминов технологического образования, умеет выделить и раскрыть узловые проблемы в области техник и технологий по обработке материалов, профориентации и практики профессионального самоопределения. Материал позволяет научиться определять ключевые проблемы, необходимые для понимания сущности и практического овладения логикой дисциплины; расширить и дополнить информацию по решению определенных проблем, опираясь на экспериментальные теоретические и практические материалы лекционных и практических занятий. А так же при самостоятельном изучении тем позволяют найти информацию для изучения ряда тем курса, вопросов и практических заданий. Самостоятельное изучение некоторых тем, а также посещение консультаций способствует развитию творческого мышления и сознательного выбора эффективной модели коммуникативного общения в аспекте преподаваемой дисциплины, помогает побудить студентов к методическому творчеству для системного использования разнообразных риторических актов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком: концептуальные положения трудовой подготовки в школе, цели и задачи формирования технологической культуры у молодежи, социально-экономические изменения в стране и влияние на содержание, стратегия единого образовательного пространства, подходы к формированию и реализации технологического образования
  • Знает: Анализ содержания школьной программы, учебные разделы и виды деятельности как минимум содержания образования, приоритеты учителя при преподавании технологии, методика преподавания как область педагогических знаний, творческий проект- инструмент формирования необходимых качеств личности
  • Может выявить различия: трудовой и профессиональной подготовки в России и за рубежом, этапы их развития в 20 веке, тенденции подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности на современном этапе
  • Знает: общую характеристику профессионально-педагогической деятельности и требования к личности учителя технологии (личностные и профессиональные качества), содержание учебной и внеклассной деятельности
  • Знает и умеет выполнять: производственный и педагогический анализ трудовой и технологической деятельности, дидактическую трансформацию трудовой в учебно-трудовую деятельность, профессионально-трудовые качества личности в жизни
  • Различает: принципы обучения и их генезис, классификацию дидактических принципов
  • Знает и может применять : методы обучения и их классификацию, методы передачи и усвоения учебной информации, методы контроля и самоконтроля усвоения знаний, умений и навыков, методы активации учебной деятельности
  • Анализирует: системы трудового обучения. Знает: Историю появления систем. Критерии выбора систем при изменяющемся содержании труда, системы трудового и технологического обучения в современной школе
  • Знает: основные формы уроков и их особенности, структуру урока технологии, дидактику уроков технологии и специальные формы уроков
  • Понимает: формы организации учебной работы, содержание и график перемещения учащихся, планирование учебно-воспитательных целей и достижение их на уроках.
  • Знает: классификацию и функции дидактических средств, особенности их применения. Умеет использовать: новейшую технику и компьютерные возможности.
  • Знает: содержание технологии, как педагогическую проблему, организацию и оборудование школьных мастерских и трудовых кабинетов. Умеет применить санитарно-технические нормы в трудовых помещениях, безопасные условия труда, выбор объектов труда и материально-техническое обучение
  • Знаком: с нормативами помещения для технологии, перечнем средств обеспечения учебного процесса, охраной труда и возрастными нормативами
  • Знает и может применить: перспективное планирование занятий, текущее планирование, технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса, планирование дидактики уроков
  • Знает: базовые понятия технологии, производственные понятия, методика изучения экономических понятий, методика формирования экологических знаний
  • Может выполнить: начальные графические элементы, общетехнические вопросы и графика, компьютерная графика
  • Знает и может использовать: межпредметные связи и пути их использования в решении технологических задач, преемственность в учебно-технической деятельности на разных этапах обучения технологии
  • Умеет анализировать: региональный и местный компоненты технологического образования, авторские подходы, оценка качества выпускников средней школы по Технологии
  • Различает и анализирует: проектный метод, руководит. Знает: классификация школьных проектов, психолого-педагогическая характеристика в реализации проектов, методы и методические приемы организационно-практической деятельности
  • Знают: Методика проведения Лабораторно-практических занятий. Курсовая работа по Методике преподавания технологии. Педагогическая практика.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы методики преподавания Технологии
    Концептуальные положения трудовой подготовки в школе. Цели и задачи формирования технологической культуры у молодежи. Социально-экономические изменения в стране и их влияние на содержание, стратегия единого образовательного пространства. Подходы к формированию и реализации технологического образования.
  • Образовательная область Технология как учебный предмет в образовательной школе
    Анализ содержания школьной программы, учебные разделы и виды деятельности как минимум содержания образования, приоритеты учителя при преподавании технологии, методика преподавания как область педагогических знаний, творческий проект- инструмент формирования необходимых качеств личности
  • Дидактические принципы трудового обучения школьников
    Принципы обучения и их генезис, классификация дидактических принципов
  • Историко- педагогический обзор развития технологического и профессионального образования
    Трудовая и профессиональная подготовка в России и за рубежом, этапы их развития в 20 веке, тенденции подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности на современном этапе
  • Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя технологии
    Общая характеристик профессионально-педагогической деятельности и требования к личности учителя теханологии (личностные и профессиональные качества), содержание учебной и внеклассной деятельности
  • Социально-педагогические основы преподавания технологии
    Производственный и педагогический анализ трудовой и технологической деятельности, дидактическую трансформацию трудовой в учебно-трудовую деятельность, профессионально-трудовые качества личности в жизни
  • Методы трудового и профессионального обучения
    Методы обучения и их классификация, методы передачи и усвоения учебной информации, методы контроля и самоконтроля усвоения знаний, умений и навыков, методы активации учебной деятельности.
  • Системы трудовой и профессиональной подготовки
    Системы трудового обучения. История появления систем. Критерии выбора систем при изменяющемся содержании труда, системы трудового и технологического обучения в современной школе
  • Урок как основная форма организации обучения технологии
    Основные формы уроков и их особенности, структура урока технологии, дидактика уроков технологии и специальные формы уроков
  • Организационно-технические формы обучения технологии. Формы организации обучения.
    Формы организации учебной работы, содержание и график перемещения учащихся, планирование учебно-воспитательных целей и достижение их на уроках
  • Дидактические средства на уроках технологии
    Классификация и функции дидактических средств, особенности их применения. Новейшая техника и компьютерные возможности преподавания
  • Педагогическое, правовое и материальное обеспечение на уроках технологии.
    Содержание технологии, как педагогическая проблема, организация и оборудование школьных мастерских и трудовых кабинетов. Санитарно-технические нормы в трудовых помещениях, безопасные условия труда, выбор объектов труда и материально-техническое обучение
  • Нормативы материального , гигиенического и трудоохранного обеспечения учебного процесса
    Нормативы помещения для технологии, перечнь средств обеспечения учебного процесса, охрана труда и возрастные нормативы
  • Подготовка учителя к проведению занятий
    Перспективное планирование занятий, текущее планирование, технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса, планирование дидактики уроков
  • Основные понятия производства в трудовом обучении школьников (технология)
    Базовые понятия технологии, производственные понятия, методика изучения экономических понятий, методика формирования экологических знаний
  • Методика формирования графических понятий
    Может выполнить: начальные графические элементы, общетехнические вопросы и графика, компьютерная графика
  • Преемственность и межпредметные связи в технологическом образовании
    Межпредметные связи и пути их использования в решении технологических задач, преемственность в учебно-технической деятельности на разных этапах обучения технологии
  • Авторская интерпретация учителем программы по Технологии
    Региональный и местный компоненты технологического образования, авторские подходы, оценка качества выпускников средней школы по Технологии
  • Методическое обеспечение организации работ по проектной деятельности школьников
    Методы руководства учебным проектом. Классификация школьных проектов, психолого-педагогическая характеристика в реализации проектов, методы и методические приемы организационно-практической деятельности
  • Практикум по курсу «Методика преподавания технологии»
    Методика проведения Лабораторно-практических занятий. Курсовая работа по Методике преподавания технологии. Педагогическая практика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещаемость
  • неблокирующий просмотр
    Для экзаменов без прокторинга: Экзамен по проектным дисциплинам в Школе дизайна проводится в устной форме — защита проекта. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Преподаватель, участвующий в экзамене, или специалист «Технического офиса» Школы дизайна может оказать помощь студенту с демонстрацией его экрана при согласовании со студентом и при наличии презентации на сайте «Студенческое портфолио». Для участия в экзамене студент обязан загрузить проект на сайт «Студенческое портфолио» и организовать своё наличие на экзамене для получения обратной связи по своему проекту. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать защищающегося и участвовать в комментировании не своего проекта. Во время экзамена студентам разрешено самостоятельной презентовать свой проект, отвечать на комментарии по своему проекту, помогать другим студентам демонстрировать экран с проектом, но только при условии, что проект загружен в систему «Студенческое портфолио». Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре защиты проекта на экзамене.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    100% итоговой оценки = =70% (оценка за домашнюю работу) + 30% (оценка за посещаемость)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    100% итоговой оценки = =70% (оценка за домашнюю работу) + 30% (оценка за посещаемость)
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    100% итоговой оценки = =70% (оценка за домашнюю работу) + 30% (оценка за посещаемость)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка в IV модуле складывается из следующих оценок — оценка за 4 промежуточных просмотра (накопленная семестровая) и оценка за финальный просмотр: (п1x0,15+п2x0,15+п3x0,15+п4x0,15)+п5x0,4, где: п1, п2, п3, п4 — оценки за промежуточные просмотры IV модуля; п5 — оценка за финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,15, 0,4— коэффициенты.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие / В.Н. Молотова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. : ил. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1009458
  • Серебренников Л. Н. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДА) 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 226с. - ISBN: 978-5-534-10911-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-tehnologii-truda-432226
  • Шокорова Л. В. - СТИЛИЗАЦИЯ В ДИЗАЙНЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ 2-е изд., пер. и доп - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 110с. - ISBN: 978-5-534-09988-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stilizaciya-v-dizayne-i-dekorativno-prikladnom-iskusstve-441332

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Золотарева А. В., Криницкая Г. М., Пикина А. Л. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-89561-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-po-programmam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-437130
  • Шауро, Г.Ф. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство : учебное пособие / Г.Ф. Шауро, Л.О. Малахова. - Минск : РИПО, 2019. - 176 с. - ISBN 978-985-503-950-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1056329 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1056329