• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Языковая политика

Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Данный курс позволит студентам, обучающихся на магистерской программе «Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия», приобрести базовые знания в области социолингвистики и социолингвистической теории. Курс «Языковая политика» состоит из четырех частей. Первая вводная, в которой мы постараемся понять сущность связи между обществом и языком. Также, мы изучим различные аспекты социолингвистических исследований, включая вариативную социолингвистику, культурно-языковые сдвиги, и языковые практики в мультилингвальных общинах. Мы также изучим каким образом гендерный пол, социальный класс/статус, и возраст влияют на языковое поведение людей и на их отношения к языку на ровне с такими факторами как социокультурные, экономические, политические аспекты социума. У студентов будет возможность изучить социолингвистические феномены в определенных кейсах, включая сферу образования и языковой судебной экспертизы. Задача второй части курса – расширить представления студентов о функционировании языка в современной городской среде и обсуждение языковой политики в этих условиях. Курс способствует выработке у студентов профессиональных навыков исследовательской работы в области социолингвистического изучения многоязычия в городе (мегаполисе). В фокусе третей части курса являются изучение особенностей языковой политики на территории современной России и бывшего СССР по отношению к государственному языку России, официальным языкам регионов России и языкам миноритарных языковых групп, а также государственным языкам других постсоветских государств; анализ типологии многоязычных ситуаций; изложение истории советской и российской языковой политики; оценка отдельных языковых ситуаций в зависимости от конкретных факторов; анализ эффективности языковой политики современной России для целей сохранения языкового разнообразия. Четвертая часть курса является продолжением третей части, и целью которой является ознакомление студентов с междисциплинарной областью языковой политики и планирования в международном контексте. Более конкретно мы рассмотрим, как языковая политика и стратегии планирования, используемые в разных странах, реагируют на быстро меняющиеся статусы и функции языков в постмодернистском обществе 21 века. Кроме того, будет подчеркнута фрагментация пересекающихся и конкурирующих идентичностей, связанных с новыми формами многоязычной среды, а также влияние доминирующих/недоминирующих языковых идеологий на использование языка. В данной части курса мы проведем анализ современных методов исследования, используемых при изучении языковой политики и планирования. Кроме того, мы критически рассмотрим роль английского языка в эпоху глобализации. Мы также сфокусируем внимание на все более влиятельную роль средств массовой информации в современном обществе. Кроме того, мы рассмотрим различные стратегии языковой политики, которые используются в различных частях мира: Африке, Европейском Союзе, Америке и Азии. Наконец, мы обратимся к понятию безопасности и посмотрим, какую роль в ней должна играть языковая политика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - каким образом социальные факторы могут влиять на языковые практики, изменение языка, и его смерть; - важнейшие вехи истории развития языковой политики СССР и России; - языковые практики в городском пространстве - основные научные и политические тенденции, влиявшие и влияющие на формирование языковой политики СССР, России, и зарубежом. Уметь: - критически анализировать исследования, нормативные документы и дискурсивные стра-тегии, связанные с языковой политикой; - составлять план собственного социолингвистического исследования в области языковой политики/городской лингвистики/социолингвистики. - проводить научные исследования в конкретной области социолингвистики Владеть: - навыками теоретического анализа основных проблем языковой политики; - навыками аналитического чтения и критического анализа дискурса; - основными теоретическими и прикладными методами изучения языковой политики. - навыками научной дискуссии и презентации исследовательских результатов;
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • назвать основные задачи социолингвистики
  • сформулировать основные факторы сохранение языка в многоязычной среде
  • проанализировать практическое применение конкретных языковых политик
  • описать противоречивость влияния факторов гендерного пола и возраста на языковое поведение
  • сформулировать основные параметры многослойности идентичности
  • сформулировать основные параметры появления языковых идеологий
  • сформулировать изменения объекта и методов в современных подходах к городскому многоязычию
  • проанализировать конкретные многоязычные образовательные программы с точки зрения их задач и возможностей
  • сформулировать практики использования многоязычия в разных официальных контекстах
  • Описать особенности языковых контактов в городской среде, оценить формирование новых идентичностей
  • Сформулировать задачи языковой политики, описать правовую рамку языковой политики в регионах мира.
  • Описать стратегии прикладного языкового планирования, проанализировать успешные и неуспешные примеры ревитализации языка.
  • Выявить и описать закономерности развития языковой политики Российской империи и их трансформацию после русских революций.
  • Описать и критически сравнить особенности советской языковой политики в течение различных периодов 20 века.
  • Описать и критически осмыслить процессы трансформации языковой политики на постсоветском пространстве.
  • Проанализировать современное языковое законодательство России и сопредельных государств, выявив их сходства и различия.
  • Сформулировать главные теоретические принципы анализа языковой политики
  • Назвать главные вызовы глобализации в сфере образования
  • Проанализировать языковую политику в отдельных странах Африки
  • Описать противоречия языковой политики Евросоюза
  • Назвать основные вызовы, с которыми сталкивается языковая политика в сфере средств массовой коммуникации
  • Проанализировать языковую политику в отдельных странах Азии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение - что такое социолингвистика. Выбор языка в многоязычных сообществах
    назвать основные задачи социолингвистики
  • Языковая политика и планирование
    проанализировать практическое применение конкретных языковых политик
  • Сохранение языка и языковой сдвиг Пиджины и креолы
    сформулировать основные факторы сохранение языка в многоязычной среде
  • Пол и возраст Этническая принадлежность и социальные сети
    описать противоречивость влияния факторов гендерного пола и возраста на языковое поведение
  • Изменение языка Идентичность и социолингвистика
    сформулировать основные параметры многослойности идентичности
  • Языковые идеологии
    сформулировать основные параметры появления языковых идеологий
  • Классическая социолингвистика города и социолингвистика большого города.
    Выбор языка в многоязычных сообществах. Устное и письменное многоязычие. Языковой ландшафт
  • Языковая социализация.
    Поддержка миноритарных языков в городе. Школа и дополнительное образование на миноритарном языке
  • Языковая политика и планирование в современном многоязычном городе.
    Многоязычная коммуникацию на рабочем месте, в больницах, суде.
  • Языковые контакты в городе. Многоязычие онлайн
    Многоязычие в онлайн общении
  • Задачи языковой политики и языкового планирования.
    Национальное и международное право в области языка.
  • Прикладное языковое планирование.
    Стандартизация языка, политика в области образования, программы возрождения и поддержки языков.
  • Языковая политика в России до 1917 года и общие аспекты языковой политики СССР
  • Языковая политика в СССР в межвоенный период и в послевоенный период.
  • Трансформация языковой политики в период перестройки и в ранний постсоветский период.
  • Современная российская языковая политика и языковая политика в государствах бывшего СССР.
  • Введение - что такое языковая политика
    Теоретические аспекты
  • Глобализация и роль английского языка
  • Языковая политика в Африканских странах
  • Языковая политика в Евросоюзе
  • Языковая политика в Азиатских странах
  • Языковая политика и средства массовой коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • Тест (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Тест + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 150 языков и политика 1917-2000 : Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства, Алпатов В. М., 2000
  • An introduction to sociolinguistics : society and identity, Deckert S. K., Vickers C. H., 2011
  • An introduction to sociolinguistics, Holmes, J., Wilson, N., 2017
  • English as a lingua Franca in the International University : the politics of academic English language policy, Jenkins J., 2014
  • Language in society : an introduction to sociolinguistics, Romaine S., 2000
  • Language policy and political issues in education, May S., 2010
  • Sociolinguistics : theoretical debates, Coupland, N., 2016
  • The Cambridge handbook of language policy, Spolsky, B., 2012
  • The Cambridge handbook of sociolinguistics, Mesthrie, R., 2018
  • The Oxford handbook of language policy and planning, Tollefson, J. W., 2018
  • The sociolinguistics of place and belonging : perspectives from the margins, Cornips, L., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cognitive sociolinguistics : social and cultural variation in cognition and language use, Putz M., 2014
  • Introducing sociolinguistics, Meyerhoff, M., 2019
  • Linguistic diversity and social justice : an introduction to applied sociolinguistics, Piller, I., 2016
  • Research Methods in Language Policy and Planning : A Practical Guide, edited by Francis M. Hult and David Cassels Johnson, XIV, 259 p., , 2015
  • The sociolinguistics of language education in international contexts, Esch E., 2012