• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Методология исследовательской работы в социолингвистике"

Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Бергельсон Мира Борисовна, Зубалов Денис Юрьевич, Мазурова Юлия Викторовна
Прогр. обучения: Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Методология исследовательской работы в социолингвистике" является важнейшей частью образовательного процесса на 1-ом курсе магистерской программы "Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия". Он представляет собой интерактивный формат ознакомления студентов с современными исследованиями в области языковой политики и социолингвистики в целом. Также целью НИСа является подготовка студентов к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. Важной задачей семинара является предметное обсуждение групповых и индивидуальных (включая магистерскую диссертацию) научных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «НИС "Методология исследовательской работы в социолингвистике"» является ознакомление студентов с современными исследованиями в области языковой политики и социолингвистике в целом и подготовка их к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство студентов с актуальной проблематикой и основными направлениями исследований;
  • Оказание поддержки студентам в конкретизации научных интересов и определении темы исследования
  • Навыки и умения, необходимые для самостоятельной (включая выпускное магистерское исследование) и групповой исследовательской деятельности;
  • Экспертное сопровождение студентов на протяжении всего этапа работы над дизайном исследования и самим исследованием. Выработка у студентов навыков публичного выступления и научной дискуссии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Завершение работы над пилотной версией проекта
    Проводится обсуждение финальной стадии пилотной версии проекта, а также трудности в реализации проекта и пути решения. В дополнение, студенты обучаются академическому письму, правильное использование литературы, практикуют формат академической пись-менной работы. Студенты оттачивают навыки подготовки и написания письменных работ научного характера, а также презентации результатов. Важной частью является осознание ответственности студента при выполнении исследования включая этические нормы при разработке методологии и в процессе сбора данных.
  • Формирование исследовательского дизайна, постановка исследовательских вопросов (гипотез), пилотные исследования
    Студенты самостоятельно проходят все стадии работы над проектом, начиная от исследо-вательского дизайна, формирования исследовательских вопросов (гипотез), выбора методов исследования, проведения пилотного исследования, реализации поставленных задач, анализа данных и финального оформления результатов. Проводится расширенное обсуждение проектов, в том числе peer-review
  • Реализация пилотной версии проекта
    Для студентов, специализирующихся в области городского языкового и этнокультурного разнообразия, возможные проекты могут включать в себя документацию языков мегаполиса, анализ факторов, влияющих на языковое поведение отдельных билингваль-ных/мультилингвальных миноритарных групп в мегаполисе, разработка небольшого кейса в области языковой политики мультилингвальных корпораций или семей. Студенты, ко-торых интересуют область образования, могут выбрать в качестве задачи проектной дея-тельности разработку методов преподавания различных предметов в мультилингвальном/мультикультурном классе, анализ эффективности текущих языковых политик и планирования с фокусом либо на дошкольном, либо школьном (далее выделяя начальную и среднюю школу), либо высшем образовании. Обсуждение пилотной версии может проходить в онлайн формате.
  • Обзор возможных задач, выбор задачи для проекта
    Студенты знакомятся с передовыми и современными исследованиями в области языковой политики, языкового планирования, городской лингвистике, проектом «Языки Москвы», билингвизм в области образования, мультилингвальный дискурс, проектом «LADO». Проходит совместное обсуждение тем, а также обсуждаются трудности выполнения задачи, и описывается основная методология в каждом исследовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * активность на семинарских занятиях + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mesthrie, R. (2011). The Cambridge Handbook of Sociolinguistics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400558
  • The Cambridge Handbook of Sociolinguistics, edited by Rajend Mesthrie, Cambridge University Press, 2011. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=803144.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Matras, Y., & Bakker, P. (2013). Contact Languages : A Comprehensive Guide. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=641941
  • Yaron Matras, & Alex Robertson. (2017). Urban Multilingualism and the Civic University: A Dynamic, Non-Linear Model of Participatory Research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FBD5A26C