• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Сопоставительный анализ научных дискурсов"

Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

НИС 1-го года обучения имеет целью ознакомить студентов (более предметно нежели в рамках других курсов) с рядом методов современной гуманитаристики. Это позволит студенту сделать осмысленные выбор метода работы с собственным материалом в рамках последующего написания курсовых работ и ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов базовых представлений об основных свойствах научного дискурса в русском и английском языке освоение студентами основных принципов компаративного анализа научного дискурса
  • углубление навыков академического чтения и письма, полученных студентами в курсах других дисциплин
  • знакомство студентов с знаковыми научными текстами на русском и английском языках
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные направления развития современной гуманитаристики (теоретические аспекты) (в объеме, соответствующем основным темам курса);
  • Знает основных представителей школы "нового историзма" и их работы
  • Владеет знаниями об основных направлениях Memory studies
  • Владеет информацией об основных направлениях визуальных исследований в гуманитарных и социальных науках
  • Владеет информацией об основных направлениях современных гендерных исследований в гуманитарных науках
  • Знает основные направления исследований эмоций и травмы в современной гуманитаристике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Методология современной гуманитаристики: обзор
    Понятие дискурса. Основания для сравнения дискурсов. Методы и практики работы современных гуманитарных наук: новый историзм, история памяти, гендерные и визуальные исследования, история памяти и культурная история эмоций, и др.
  • Тема 2. Новый историзм и его рецепция в России
    Новый историзм. С. Гринблат и его труды по истории культуры английского ренессанса. Ранний Новый историзм: журнал «Репрезентации». Критика Нового историзма (Х. Уайт). Рецепция нового историзма в России (А.Зорин, А.Эткинд). Критика направления в России (И. Шайтанов)
  • Тема 3. Гендерные исследования
    Исследование процессов конструирования и легитимациям отношений подчинения/доминирования между мужчинами и женщинами, являющиеся первичными при означивании отношений власти. Особенности формирование направления (Дж. Скотт, Дж. Келли). History – Herstory. Изучение гендерных проблем в России
  • Тема 4. История памяти
    Исследовательские подходы и практики, выработанные в рамках французской и немецкой школ истории памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассман). Становление нового направления в 1930-е – 1940-е гг. Влияние социологии Э. Дюркгейма. Понятия «коллективная» и «индивидуальная» память. Социальные и временные границы «коллективной памяти». «Места памяти» и практики коммеморации. «Культурная память» и «коммуникативная память».
  • Тема 5. Визуальные исследования в контексте изучения культуры
    Visual Studies в Европе и России. Работа с визуальными источниками. Визуальный источник и Эго-документ. Картина как текст.
  • Тема 6. Исследования культуры и история эмоций. Концепция травмы.
    Эмоциональный поворот» в современных исследованиях культуры. Эмоция как культурно детерминированная категория. Исследование проявления эмоций (любовь, ненависть, гнев, зависть). Особенности понятийного аппарата («эмоциональное общество» (emotional community), «эмотив» (emotive)). Эмоции в русской истории и культуре (Я. Плампер, Ш. Фицпатрик)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Обзор научной литературы
  • неблокирующий Доклад по теме исследования
  • неблокирующий Участие в обсуждении доклада
  • неблокирующий Рецензия на доклад
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад по теме исследования + 0.2 * Обзор научной литературы + 0.2 * Рецензия на доклад + 0.2 * Устный экзамен + 0.2 * Участие в обсуждении доклада
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алефиренко Н.Ф., ГолованеваМ.А., Озерова Е.Г. - Текст и дискурс: учебное пособие для магистратов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-9765-1040-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115831
  • Чернова О.Е. - Текст и дискурс: учебно-методическое пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 120с. - ISBN: 978-5-9765-1663-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115905
  • Чернова, О.Е. Текст и дискурс: учебное пособие / О.Е.Чернова. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2019. — 120 с. — ISBN 978-5-9765-1663-2. — Текст: электронный // ЭБС «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/115905/#1 (дата обращения: 23.09.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альгаротти Ф. ; сост. Иванов-Борецкий М. В. - МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ МУЗЫКИ XVIII ВЕКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 653с. - ISBN: 978-5-534-05828-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/materialy-i-dokumenty-po-istorii-muzyki-xviii-veka-410440
  • Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 400 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01271-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028509