Бакалавриат
2019/2020
История мировой культуры и литературы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «История мировой культуры и литературы» предлагает бакалаврам ФКМД увидеть историко-культурные и историко-литературные процессы не с точки зрения биографии авторов или истории направлений и жанров, но через призму нескольких базовых культурных категорий, при помощи которых человек осознает себя и свое взаимодействие с миром и воплощает в художественном творчестве – в архитектуре и живописи, в поэзии и прозе, в кинематографе и в теории художественной деятельности. Все категории, рассматриваемые в рамках курса, включены в следующую модель: субъект (части тела) - контакт (части тела + внешние объекты типа окна-двери) - воплощение (удвоение, распространение себя: зеркало и вещь) - движение (лабиринт, город, повтор, вариации, отчуждение, остранение).
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - рассмотреть шесть категорий культуры в интермедийном контексте (мифологическом, предметно-тактильном, литературном, живописном, кинематографическом, перформативном).
Планируемые результаты обучения
- Способен анализировать категорию тела в истории культуры и искусства, в т.ч. в мифах, литературных произведениях, картинах и кинофильмах.
- Умеет анализировать категорию глаза в ее реализации в архитектуре, литературе, живописи; в контексте литературной, кинематографической и социологической теории.
- Обладает навыком анализа категории жеста в культуре, как в пластических, так и в вербальных и визуальных искусствах.
- Анализирует категорию вещи в широком диахроническом контексте (на материале визуальных и словесных искусств).
- Анализирует категорию окна в культуре, в т.ч. в контексте кинематографической и фотографической теории.
- Анализирует категорию лабиринта в мифологии, массовой культуре, в визуальных и вербальных искусствах.
Содержание учебной дисциплины
- Тело, кукла, роботТело в Античности. Тело в эпоху Ренессанса. Тело в эпоху Просвещения. Тело в XIX, XX и XXI веках. Тело физическое и тело социальное. Тело рукотворное: моделирование тела (кукла, робот). Тело воображаемое.
- Глаз и властьГлаз в античной живописи и архитектуре: окулус. Глаз в Средние века. Глаз в Новое время. Глаз в сюрреализме и поп-арте. Глаз механический: «киноглаз» Вертова. Глаз наблюдающий, "esse est percipi": «Фильм» Беккета. Глаз зрителя: Андалузский пес. Глаз и взгляд: оппозиция видения и наблюдения. Глаз всевидящий: видеонаблюдение и общество контроля.
- Рука: искусство и познаниеРука и классическая риторика. Рука в скульптуре: от античности до Джакометти. Рука и религия: Дюрер. Рука и автор: фотография. Рука и театр: кукольный театр, театр рук. Жест в литературе: дейксис. Жест и монтаж.
- Окно, фотография и познаниеОкно как фотография: источник актуального (достоверного), виртуального, управляемого Окно в теории кино: Вертов, неореализм, Базен Окно и рамка: Базен против Эйзенштейна Окно как прозрачная стена: Эрик Булатов Окно и новые медиа: Манович Виртуальная реальность (ВР): встреча «окна» и «рамки»
- ЛабиринтЛабиринт как архитектурный образ в античности Лабиринт как принцип действия: тело и пространство Лабиринт как «сад расходящихся тропок»: множество возможностей Лабиринт как библиотека Лабиринт как книжный магазин Лабиринт как модель путешествия Лабиринт и биография
- Вещи Мнемозины"Человек мера всех вещей" (В. Топоров). Экфрасис. Натюрморт. Вещь в литературе: деталь. Ready-made. Вещь в кинематографе: крупный план. «Макгаффин» А. Хичкока. Вещь в «новом романе»: шозизм. Антирефлексивность вещи в литературе: Сэлинджер. Коллаж и поп-арт. Вещи как субъекты: объектный мир цифрового кино. Инсталляции и дизайн. Коллекционирование и собирательство.
Элементы контроля
- Письменное домашнее задание по теме 1
- Письменное домашнее задание по теме 2
- Письменное домашнее задание по теме 3
- Письменное домашнее задание по теме 4
- Письменное домашнее задание по теме 5
- Письменное домашнее задание по теме 6Итоговая оценка за курс выставляется по текущему контролю (формула оценки представлена в программе).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.16 * Письменное домашнее задание по теме 1 + 0.16 * Письменное домашнее задание по теме 2 + 0.16 * Письменное домашнее задание по теме 3 + 0.16 * Письменное домашнее задание по теме 4 + 0.16 * Письменное домашнее задание по теме 5 + 0.2 * Письменное домашнее задание по теме 6
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Культурология, методическое пособие для модульного изучения курса, ГУ-ВШЭ, Нижегород. фил., каф. соц.-гуман. наук, 24 с., Гриднева, Е. А., 2001
- Культурология, учебник для вузов, 336 с., Гуревич, П. С., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в медиологию, Дебрэ, Р., 2009
- Делез, Ж. Кафка: за малую литературу [Электронный ресурс] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 114 с. - ISBN 978-5-94193-833-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018071 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018071
- Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169
- Культурология : учеб. пособие для вузов, Доброхотов, А. Л., 2010