• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Современный литературный процесс

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Современный литературный процесс: тексты, персоны, институции» соединяет историко-литературный, литературно-критический и литературно-социологический подходы и посвящен изучению текущего литературного процесса за последние 30 лет как через призму наиболее важных для него событий и институций, так и на материале наиболее важных, заметных и дискуссионных текстов. Курс нацелен на формирование широкого представления о различных гранях литературного процесса - литературы массовой, беллетристики, экспериментально-поисковой. Важным является изучение связей литературного процесса со смежными процессами как в других видах искусства, так и в жизни общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общего представления об устройстве современного литературного поля в России, об основных литературных ресурсах и институциях, наиболее заметных тенденциях и конфликтах, во взаимодействии литературы с некоторыми другими видами современного искусства и общественной жизни
  • знакомство с ключевыми фигурами актуального литературного процесса и наиболее резонансными текстами и событиями литературной жизни. - развитие умений ориентироваться в многообразии имен и явлений текущей словесности.
  • освоение такие форм современных читательских практик, как читательский клуб и литературный салон, самостоятельный выбор произведения текущего литературного процесса и написание на него рецензии, развернутой аннотации, либо на его материале – эссе.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знание важнейших процессах текущего литературного процесса в России 1990-х; о политических, эстетических, идейных основаниях литературой борьбы; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • умение вписывать творчество писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 1990-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
  • овладение литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературы 1990-х гг; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • знание важнейших процессах текущего литературного процесса в России 2000-х гг.; политических, эстетических, идейных оснований литературой борьбы; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • умение вписывать творчество современного писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 2000-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
  • владение литературоведческой терминологией, отражающей специфику современной литературы; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • знание важнейших процессов текущего литературного процесса в России 2010-х гг.;, политических, эстетических, идейных оснований литературой борьбы; специфики поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • умение вписывать творчество современного писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 2010-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
  • овладение литературоведческой терминологией, отражающей специфику современной литературы; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литературный процесс конца 1980-х – 1990-х годов
    Наследие советской литературы и литературный андеграунд. Возникновение новой российской литературы. «Возвращенная литература», расцвет и кризис литературной периодики. Дискуссии о литературе постмодернизма, его течениях. Политические и эстетическое размежевание литературных субполей. Проблема «массовой» литературы и критерии «качественной литературы». Премиальное движение. Формирование института литературных премий и грантов. Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки» как прецедентный текст «русского постмодернизма». Поэзия Иосифа Бродского и проблема неоклассицизма. Концептуализм и метареализм в поэзии. Виктор Пелевин. Роман «Generation П»
  • Текущий литературный процесс (2010-е годы).
    Современная литературная ситуация. Литературные субполя. «Новая социальность». Современные литературные ресурсы – печатные и электронные. Основные литературные события текущего литературного процесса. Перспективы развития литературы. Денис Осокин. Повесть «Овсянки» и Николай Байтов. Рассказ «Леночка». Валерий Вотрин. Роман «Логопед». Мария Степанова. Поэма «Война зверей и животных».
  • Литературный процесс 2000-х годов.
    «Консервативный поворот» в литературе. Дискуссия о «постконцептуализме». Поэзия «новой искренности». «Новый эпос» в поэзии и прозе. Литература non-fiction. Литературная беллетристика (middle-литература): качественная литература для среднего класса. Литературные клубы. Татьяна Толстая. Роман «Кысь». Владимир Сорокин Повесть «Настя». Поэзия 2000-х годов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • контроль за посещением и работой на семинаре (неблокирующий)
  • рецензия на 1 произведение литературного процесса текущего сезона (блокирует часть оценки/расчета)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освещения темы, наличие/отсутствие фактических, логических и стилистических ошибок, использование научной и справочной литературы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по десятибалльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем (в конце каждого из трех модулей) - Оауд+сам Письменная работа в виде рецензии сдается в устанавливаемый преподавателем срок; по согласованию студентов и преподавателя работа может быть сдана в электронном виде (отправляется на адрес преподавателя) или в распечатке. - Орец Накопленная оценка за текущий контроль на каждом этапе освоения курса «История русской литературы. Ч. III» учитывает результаты студента следующим образом: Онакопл = 0,3ауд+сам + 0,4рец 3 Общая накопленная оценка по результатам трех модулей считается как среднее арифметическое трех накопленных. О итог = Онакопл + 0,3 Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отв. ред. Агеносов В. В.-ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-687-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3579-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-2-425565
  • Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.) : учеб. пособие для вузов, Тимина С. И., Васильев В. Е., Воронина О. Ю., и др., Тимина С. И., 2005
  • Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.1: 1953-1968, Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н., 2003
  • Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.2: 1968-1990, Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н., 2003
  • Черняк М. А.-СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-294-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-07479-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-423131

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под общ. ред. Мескина В.А.-ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX-XXI ВЕКОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-411-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-00234-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-xxi-vekov-433033
  • Русская постмодернистская литература : Учеб. пособие для вузов, Скоропанова И. С., 2002