• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Правовые основы журналистики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Правовые основы журналистики" является обязательным для изучения студентами по направлению "Журналистика". Курс раскрывает актуальные проблемы и тенденции правового регулирования медиаиндустрии в России и в контексте международных стандартов. В результате освоения курса студент должен знать основные источники медиаправа;базовые принципы регулирования СМИ в России; правовые основы редакционной деятельности;объём прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений. Студент научится применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы организации СМИ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
  • Дать представление об основах законодательства в области массовой информации, о правовых нормах и принципах, на которых базируются массово-информационные отношения в России, об основах права на свободу выражения мнений, о правах и обязанностях журналиста в редакционной работе
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в редакционной работе, защите своих профессиональных прав в интересах обеспечения граждан необходимой информацией
  • Пропаганда верховенства права в жизни общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Классифицирует и отличает информационные права граждан и журналистов
  • Называет виды информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ
  • Направляет информационный запрос в государственные органы и учреждения по интересующему вопросу
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Классифицирует права и обязанности журналиста
  • Проводит анализ контента на предмет содержания публичных призывов к совершению экстремистской деятельности в соответствии с международными стандартами и практикой Европейского Суда по правам человека по статье 10 Европейской Конвенции о правах человека
  • Определяет возрастную маркировку для контента в соответствии с требованиями и положениями Федерального Закона РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Отличает право на опровержение от права на ответ
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Раскрывает разницу в понятиях "информирование" и "предвыборная агитация"
  • Называет особенности правового статуса журналиста и редакции СМИ во время предвыборной агитации, в соответствии с ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники медиаправа
    Предмет, структура и задачи курса. Понятие медиаправа. Свобода мысли и слова как неотъемлемое право человека. Недопустимость цензуры. Источники медиаправа: международные договоры, Конституция, законы, указы президента и постановления правительства. Конституция РФ (1993 г.) как основополагающий юридический акт прямого действия. Соответствие норм российской Конституции о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Понятие свободы массовой информации. Прецедентное право судебного органа Совета Европы – Европейского суда по правам человека – по делам о нарушении положений статьи 10 Европейской конвенции. Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.): история принятия.
  • Свобода информации
    Свобода распространения информации. Право на доступ к информации: фактические возможности граждан и редакций СМИ. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Запрос на получение информации. Порядок отказа или отсрочки в предоставлении информации, их обжалования. Виды ответственности за непредоставление информации. Гласность судопроизводства, исключения из этого принципа. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Государственная тайна. Порядок отнесения сведений к государственной тайне. Коммерческая тайна, иная конфиденциальная информация.
  • Организация деятельности редакции
    Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.) как основной акт, регулирующий сферу СМИ в России. Особенности регулирования СМИ. Регистрация СМИ и лицензирование вещания. Основные понятия, используемые в Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.). СМИ, учредитель, редакция, главный редактор, журналист. Конфиденциальность информации редакции. Права и обязанности журналиста. Злоупотребление свободой массовой информации. Дело «Росбалт». Сохранение в тайне журналистских источников. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ). Организация деятельности редакции. Редакционный устав, содержание и процедура его принятия. Прозрачность отношений собственности. Ограничения права собственности иностранцев на СМИ. Правовой статус новых медиа в РФ. Правовой статус организатора распространения информации в сети «Интернет», владельца новостного агрегатора, владельца аудиовизуального сервиса, владельца социальной сети.
  • Информационная безопасность
    Информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности. Ограничения с целью противодействия терроризму и экстремизму. Федеральный закон «О противодействии терроризму». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Декриминализация преступлений экстремистской направленности. Ответственность за «лайки» и «репосты». ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и его основные понятия. Единый реестр доменных имен и указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено. Регулирование «фейковых новостей».
  • Защита детей от вредной информации в медиа
    Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Основные понятия закона. Возрастная классификация информационной продукции. Экспертиза медиапродукции на предмет соответствия требованиям закона. Полномочия Роскомнадзора в области защиты детей от вредной информации в медиа.
  • Защита чести, достоинства и деловой репутации
    Защита от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию. Гражданский кодекс РФ (ст. 152) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24 февраля 2005 года. Распространение сведений порочащего характера. Трактовка понятий «факт», «мнение», «оценочное суждение». Опровержение и ответ, порядок их распространения. Компенсация морального вреда. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам и редакциям СМИ. Защита деловой репутации. Честь и достоинство политиков. Декларация Комитета Министров Совета Европы о свободе политической дискуссии в СМИ. Презумпция невиновности и журналистская практика. Уголовно-правовой и административно-правовой порядок защиты чести и достоинства. Клевета и оскорбление. Оскорбление представителя власти. Освобождение от ответственности. Судебная практика. Закон о «неуважении к власти и обществу».
  • Неприкосновенность частной жизни
    Гарантии неприкосновенности частной жизни. Персональные данные физических лиц. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. Согласие на распространение сведений. Право на изображение. Обстоятельства, позволяющие журналистам использовать скрытую запись согласно российскому закону о СМИ. Защита общественных интересов. Личная жизнь публичных фигур. Открытые сведения о доходах и имуществе государственных чиновников. Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство. Судебная практика.
  • Интеллектуальная собственность
    Отличия физической собственности от интеллектуальной собственности. Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ о защите интеллектуальной собственности. Авторское право. Смежные права. Содержание и форма произведения. Регистрация, срок охраны авторского права. Неимущественные права и исключительное право авторов. Способы использования прав. Право на вознаграждение. Договоры в авторском праве. Специфика авторских правоотношений в медиа. Авторское право на интервью. Авторское право на новостное сообщение. Служебные произведения. Общества по коллективному управлению правами. Произведения, не охраняемые авторским правом. Допустимость свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав.
  • Правовое регулирование рекламы
    Реклама и свобода массовой информации. Общие положения Закона РФ «О рекламе». Запрет недобросовестной и недостоверной рекламы. Скрытая реклама. Специфика регулирования «продакт плейсмента». Спонсорство, соотношение понятий «спонсорство» и «реклама». Ограничения на рекламу алкогольных и табачных изделий, наркотических препаратов, медикаментов, медицинских и др. товаров и услуг. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в Интернете. Рекламные издания и телеканалы. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Функции федерального антимонопольного органа в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе. Саморегулирование рекламной деятельности. Права потребителей. Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Практика применения законодательства о рекламе.
  • Деятельность медиа в предвыборный период
    Свободные выборы и свободные СМИ. Принцип равных прав кандидатов в отношении доступа к СМИ. Основные положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Понятие и виды предвыборной агитации. Содержание агитации. Предвыборная агитация и информирование. Общие условия проведения агитации в СМИ. Порядок предоставления бесплатного и платного времени в программах электронных СМИ. Сроки проведения агитации. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Опубликование итогов голосования. Ответственность СМИ и журналистов. Порядок использования данных социологических опросов. Организация контроля за соблюдением избирательного законодательства. Ответственность СМИ и журналистов за нарушение права на проведение агитации. Правовой статус журналистов-кандидатов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность на семинарах (решение кейсов, выполнений заданий)
  • неблокирующий Письменный экзамен (тест)
    <p><span>Количество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.</span></p> <p>Если по результатам посещения лекционных занятий, а также по результатам активности студента на семинаре, выполнения им домашних заданий оценка студента, рассчитанная по формуле:</p> <p>Оавт.= 0,4* Опосещ.лекций + 0,6* Оаудиторная >=7, то студент освобождается от экзамена и в ведомость выставляется эта оценка. Оценка округляется по арифметическим правилам.</p>
  • неблокирующий Индивидуальное выполнение контрольных заданий по каждой теме (тесты)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах (решение кейсов, выполнений заданий) + 0.5 * Письменный экзамен (тест) + 0.2 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Близнеца И.А. - Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29499-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31094
  • Под ред. Федотова М.А. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-10593-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-430915
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Рассолов И. М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431833
  • Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-438781

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило И. Л. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 419с. - ISBN: 978-5-534-00608-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431119
  • Близнец И.А., Леонтьев К.Б. - Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18840-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29142
  • Под ред. Близнеца И.А. - Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23502-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33677
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Федотов, М. А., 2002