• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Медиаграмотность

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Медиаобразование и медиаграмотность – важнейшая часть жизни современного общества, в котором медиа понимается как «общественное благо» и институт для развития граждан. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло медиаобразование в число приоритетных направлений развития медиаотрасли. Предлагаемая дисциплина представляет собой экспериментальный курс, позволяющий познакомить студентов не только с основами медиаграмотности в целом как важнейшего феномена современной информационной культуры, но и одним из его наиболее новых направлений, активно разрабатываемом на факультете и пока что мало известном в стране, – новостной грамотностью. Курс нацелен на преподавание важнейших постулатов ответственного отношения к информации, предлагаемой современными СМИ, на воспитание грамотного потребителя продукции медиа в целом и журналистской новости, в частности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение базовыми навыками качественной интерпретации медиасообщений.
  • Изучение методов деконструкции новостных материалов современных СМИ.
  • Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности; факторов, влияющих на ее становление; «зон риска» современных медиа.
  • Знакомство со специфическими характеристиками новостных материалов, отличающими их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
  • Овладение методиками оценки источников новостей.
  • Освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ.
  • Выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбирается в логике смены форматов.
  • Различает сферы «политического» и «политики».
  • Называет основные тренды политической документалистики.
  • Считывает приемы и антиприемы.
  • Различает понятия «история», «современность» в медиааспекте.
  • Называет мультимедийные методы актуализации прошлого и понимает зависимость подачи исторического материала от актуального концепта.
  • Выделяет корректные способы диалогического взаимодействия со зрителем.
  • Понимает связь между культурной тематикой и политическим контекстом.
  • Считывает приемы подмены научно-популярного знания псевдонаучной подменой.
  • Называет основные определения, концепции, подходы медиаграмотности.
  • Называет имена, даты, концепции медиаграмотности.
  • Владеет знанием необходимого тезауруса.
  • Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
  • Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
  • Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
  • Различает маркеры новостных сообщений, помогающие отграничить их от иных материалов СМИ (рекламных, пропагандистских и т.д.).
  • Знаком с дискуссионными точками современной медиатеории.
  • Оценивает новости применяя различные методики оценки.
  • Анализирует новостные материалы различных СМИ.
  • Различает методики манипуляции в визуальных материалах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цивилизация оптических медиа, проблема объективности, фактор массового воздействия визуализированного высказывания.
    История формирования оптических медиа. Надежды на отход от субъективного отражения реальности за счет победы технологий ее фиксации и трансляции без участия человека. Путь от камеры обскура до диска Нипкова. Роль Первой мировой войны в переподчинении визуального изображения задачам военной пропаганды. Появление фактора массовости, иллюзорности, монтажа, постановочной съемки. Рождение задачи медиаграмотности.
  • Основные теоретические понятия. Формирование приемов визуальной пропаганды в 20-м веке.
    Понятие приема в визуальных искусствах. Автоматизация и деавтоматизация приема. Понятие идеологической рамки, проблема конвертации любого содержания в любую форму как явление 21-го века. Остреннение (остранение) приема. Пародия как метод борьбы с автоматизацией приемов тоталитарной пропаганды методами киноискусства. «Великий диктатор» Ч. Чаплина. Наследие формалистов и теория медиаграмотности. Наследие структуралистов и теория медиаграмотности.
  • Смена формата подачи информации в общенациональных политических телепроектах.
    Образ, функция и мера субъективности телеведущего на американском (У. Кронкайт), советском (И. Кириллов и программа «Время»), познесоветском («Взгляд»), раннем постсоветском (разные версии «Намедни» Л. Парфенова), современном ТВ («Прожекторперисхилтон», «Реп-инфо» и др.). Проблема формирования и считывания кодов подачи информации.
  • Визуализация политики в современной кинодокументалистике и проблема медиаграмотности.
    Особенности работы с темами, предполагающими политическую ангажированность автора и его аудитории. Понятие ангажированности. Монтажные приемы. От документальности к жизнеподобию: подмена тезиса. Идеологизированность и пропаганда: общее и различное. Обозначение авторской позиции как прием и как конвенция. Формы обозначения авторской позиции. Сравнительный анализ фильмов «Зима, уходи», «Марш, марш левой», «Срок».
  • Визуализация истории.
    Граница между историей и современностью с точки зрения медиа. Актуализация прошлого. Отказ от обобщений, новый концепт старой истории – показ не через государство, а через человека. Новая конструкция старых съемок (проект «Апокалипсис»). Путь Л. Парфенова от постмодерна в отношении истории («Намедни. Наша эра») к постромантическому пафосу утраты («Цвет нации»). Использование традиционных приемов визуализации истории в проектах Ю. Дудя о Колыме и Беслане.
  • Визуализация книги, музыки, музея и проблема медиаграмотности.
    Политический подтекст в гуманитарных проектах: «Литературный квартет» Б. Пиво и «Диктант» и «Апостроф»/«Культурный бульон» Б. Пиво. Литература в контексте послевоенной «политики покаяния», французский язык в контексте утраты имперского наследия, понятие «превращенной формы» высказывания. Утрата интереса к теме как симптом политического выздоровления vs симптом культурной деградации.
  • Наука, научно-популярные проекты и проблема медиаграмотности.
    История визуализации науки на советском телевидении. Развлекательное vs научное в программе «Очевидное-невероятное» С. Капицы. Детский тележурнал «Хочу всё знать». Исчезновение и возвращение данных проектов в постперестройку: смена формата или смена ценностной установки на просвещение? Проект «Галилео»: от потребления готовой информации к соучастию.
  • Медиаграмотность: сущность, основные понятия, проблемы формирования
    Подходы к пониманию феномена медиаграмотности. Ключевые элементы медийной грамотности. Факторы, влияющие на становление данного типа компетенций. Основные риски современной медиасреды. Медиакультура и медиатехнологии. Способы оценки медийной грамотности.
  • Новости в социуме: историческая ретроспектива
    Информация как необходимая составляющая функционирования социума. Новости в примитивных обществах до появления письменности. Новости в Древнем мире. Формы официальных сообщений в Древнем Риме. Появление первых печатных новостей (Китай, VIII в.). Изобретение книгопечатания в Европе и его влияние на распространение новостей. Первые газеты в Европе, Северной Америке, России. Изобретение фотографии и её влияние на развитие новостной журналистики. Первые фоторепортажи. Скачок в скорости распространения новостей в XIX веке: изобретение телеграфа и телефона. Появление первых информационных агентств. Изобретение кинематографа и появление кинохроники как способа распространения новостей. Изобретение радио и создание массового радиовещания как следующий качественный скачок в истории распространении новостей. Появление телевидения и телевизионных новостей. Создание интернета и возникновение сетевого способа распространения новостей. Общие тенденции в истории развития новостной журналистики: переход от устной к письменной форме, возникновение печатной формы и её визуализация, рост скорости передачи новостей, переход к аудиовизуальной форме представления социальной информации, возникновение симультанного распространения массовой информации в устной, аудиовизуальной и мультимедийной формах, возникновение "гражданской журналистики" (или параллельной журналистики). Информационные революции в истории общества.
  • Новость в современном коммуникационном пространстве
    Понятие новости в мире современных медиа. Новостная журналистика и ее особенности. Разнообразие вариантов определения журналистской новости и типологические подходы к сущности понятия. Кто решает, что событие – это «новость»? Качества, делающие информацию новостью (новостные драйверы). Роль редактора в присвоении событию статуса новости. Влияние аудитории на рождение новости и ее жизненный цикл. Иные факторы, определяющие «новость» в мире современных СМИ.
  • Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления
    Категории "новость" и "новизна" в социогуманитарном знании. Их сущность и типология. Понятие «нового» и возможные подходы к нему в различных научных дисциплинах. Производство новостей СМИ в системе отношений "власть - бизнес - общество". Власть информации. Обыденность информации и проблемы в работе с нею. Распространение новостей как средство управления социальными процессами. Социально-психологические эффекты, возникающие при распространении новостей. Элементы в информационной деятельности СМИ, вызывающие негативные реакции общества. Новости в СМИ как катализатор социальных конфликтов. Закономерности новостного медиапотребления: какие новости предпочитают зрители, слушатели, читатели. Социальные стереотипы в восприятии новостей в СМИ. Социально-демографические закономерности обращения аудиторий к новостям СМИ. Новостная грамотность (The News Literacy) как современное направление развития медиазнания; цель, задачи и специфика курса. Комплекс проблем новостной грамотности в общей структуре вопросов медиаграмотности.
  • Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)
    Умение ориентироваться в информационном пространстве как важная часть новостной грамотности. Как отличить новостное сообщение от ближайших «соседей» по информационным «окрестностям»? Важнейшие маркеры, помогающие идентифицировать новость. Новость и иные типы сообщений в современных СМИ. Новость и продукция инфотейнмент. Новость и реклама. Новость и пропаганда. Новость и сообщения Паблик Рилейшнз. Новость и «сырая» информация (непроверенные сообщения сайтов сети Интернет, информация блогов и т.д.). Что делает журналиста журналистом, а информацию – новостью?
  • Журналистика новостей и журналистика мнений
    Понятие «журналистики мнений». Основные характеристики, отличающие журналистику мнений, и маркеры, позволяющие идентифицировать ее сообщения. Каким условиям должно отвечать «мнение», чтобы оставаться в рамках качественной журналистики? Критерии, отличающие данные типы сообщений: цели, система доказательств, эмоции, тональность сообщения и т.д. Журналистика мнений vs новостной журналистики: «плюсы» и «минусы». Методы качественной интерпретации, анализа и идентификации материалов СМИ, относящихся к журналистике мнений.
  • Сбалансированные и честные новости: профессиональный миф или объективная реальность?
    Проблема сбалансированности информации в новостном сообщении. Сбалансированность и честность сообщения: различные подходы к дефиниции понятий. Влияние сознательных и подсознательных предубеждений на степень сбалансированности и честности новостного материала. Предубеждения (предвзятость) аудитории, предубеждения СМИ, предубеждения журналиста: возможно ли их избежать и реально ли обнаружить в тексте сообщения? Возможные методы оценки уровня сбалансированности журналистского материала.
  • Проблема правдивости и достоверности новостных сообщений
    Правда как философская категория и понятие теории журналистики. Этические кодексы журналиста о правдивости информации. Факторы, способные понизить степень правдивости сообщения. «Что не проверено – то наврано»: почему иногда журналисты нарушают законы тщательной проверки информации. Факторы, затрудняющие проверку информации. Виды доказательств, подтверждающие правдивость и достоверность журналистского сообщения (прямые и непрямые доказательства, степень незаинтересованности источника и т.д.). В поисках истины: этапы процесса верификации новостного материала.
  • Методики оценки источников информации
    Понятие источника информации. Виды источников информации в журналистском сообщении. Признаки качественной работы с источниками в новостном материале (независимость, множественность, информированность и другие характеристики источников новости). Способы оценки и интерпретации качества источников информации в новостном сообщении (методика «I’M VAIN»). Специфика применения методики к оценке источников информации разных видов.
  • Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных СМИ
    Новостная грамотность как ключ к качественной интерпретации и оценке новостных сообщений СМИ. Контекст, в котором живет новость. Схема анализа новостного материала. Основные этапы деконструкции новости. Специфика применения методики деконструкции к новостям различных СМИ.
  • Методы деконструкции сообщений печатных СМИ
    Специфика работы со схемой деконструкции новостей применительно к сообщениям печатных СМИ. Оценка содержания и структуры новостного материала, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала, и иные способы оценки новости. Анализ материалов печатных СМИ.
  • Особенности анализа и деконструкции радиосообщений
    Специфика работы со схемой деконструкции новостей применительно к радиосообщениям. Плюсы и минусы радио как источника информации. Радио как вторичная речевая культура; его дополнительные возможности воздействия на аудиторию и влияние этих возможностей на эффективность новостных сообщений. Оценка содержания и структуры новостного материала радио, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала и иные способы оценки новости. Анализ новостных радиоматериалов.
  • Власть визуального имиджа и методы деконструкции телевизионных новостных материалов
    Плюсы и минусы телевидения как источника новостной информации. Специфика телевизионных новостей. Визуальный образ новости и его возможности. Матрица деконструкции телевизионных новостей. Оценка содержания и структуры новостного телевизионного материала, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала и иные способы оценки новости. Анализ новостных сообщений телевидения.
  • Специфика деконструкции сообщений новых медиа
    Проблема достоверности информации в новых медиа. Кризис аутентичности и феномен анонимности источников новости в блогосфере, социальных сетях и т.д. Проблемы надежности, информированности, авторитетности, незаинтересованности источников новостей в Интернете. Специфика применения модели деконструкции новостей к сообщениям сети Интернет. Анализ новостных материалов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Раздел 1. Посещаемость
  • неблокирующий Раздел 1. Контрольная работа
  • неблокирующий Раздел 2. Посещаемость
  • неблокирующий Раздел 2. Домашнее задание
  • неблокирующий Раздел 2. Творческое задание
  • неблокирующий Раздел 2. Семинары
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * Раздел 1. Контрольная работа + 0.3 * Раздел 1. Посещаемость
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Раздел 2. Домашнее задание + 0.2 * Раздел 2. Посещаемость + 0.2 * Раздел 2. Семинары + 0.4 * Раздел 2. Творческое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Амиров В.М. - Деловая журналистика: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 100с. - ISBN: 978-5-9765-3483-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105141
  • История отечественного и зарубежного телевидения : учеб. пособие для вузов, Голядкин, Н. А., 2004
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Тертычный А.А. - Аналитическая журналистика: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2013 - 352с. - ISBN: 978–5–7567–0555–3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68845

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746
  • Муратов С. А. - ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПОИСКАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-06810-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/televizionnaya-zhurnalistika-televidenie-v-poiskah-televideniya-434634
  • Тард Г. - Общественное мнение и толпа - Издательство "Лань" - 2014 - 91с. - ISBN: 978-5-507-38120-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47049