• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Классическая риторика и новая техника представления знания

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гусейнов Гасан Чингизович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Риторика как искусство речи и прикладная образовательная методика возникла в те времена, когда греки еще не знали письменности; впервые "оратором" Гомер называет Ахиллеса, выигравшего риторический поединок с Приамом. Своего расцвета классическая риторика достигнет лишь спустя столетия после того, как письмо станет повседневностью, но далеко еще не вытеснит потребность в разнообразной, живой, познающей и организующей речи. Именно для людей ранней письменной эпохи и были созданы главные учебные пособия по риторике: диалоги Платона, трактаты Аристотеля и Цицерона, Дионисия и Квинтилиана, записанные речи Лисия и Демосфена, Эсхина и Цицерона. Богатства устного слова мыслились сопоставимыми с неисчерпаемыми кладовыми письма – с целыми библиотеками – сначала рукописных, а еще через несколько столетий – и печатных книг. Мы живем в совсем другие времена. Сейчас владение хорошей письменной речью является достоянием меньшинства, и доля этого меньшинства неуклонно сокращается. Зато расширяется область пост-письменной коммуникации. Господствующий медиум – аудиовизуальный, или так называемый мультимедийный. В отличие от древних авторов первых риторик и их учеников, которые находились на входе в эпоху книжности, мы находимся на выходе из нее в новую область, которую иногда называют цифровой, или дигитальной. Но и в этой новой области и в новую эпоху люди, практически овладевшие новыми навыками визуализации (от карикатур и татуировок до граффити и компьютерной графики), не могут обойтись без искусства риторики. Однако, и преподавать этот предмет приходится тоже по-новому: на выходе из письменно-книжной культуры древности актуализируются как раз те аспекты риторической науки, которые были актуальны две с половиной тысячи лет назад. Сегодня пишущим и выступающим людям – и любителям, и профессионалам – опыт классической античной риторики может оказаться особенно полезным. Преодолевая традиционно высокомерное отношение к риторике как «пустому говорению обо всем и ни о чем», участники семинара быстро почувствуют и осознают, что методика, выработанная на входе в письменно-книжную эпоху, должна быть переосмыслена и перезаточена под требования наступающей новой эпохи, когда в игру вступили новые медийные инструменты и платформы (интернет, мобильные сетевые устройства, новые визуально-тактильные формы авторской работы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса добиться освоения слушателями основных принципов классической риторики, знакомства с историей дисциплины и умения применять на практике базовых правил классической риторики, облегчающих представление знания в новой технологической среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные категории риторики и понимает функции риторики в системе культуры. Анализирует место риторики в культурах различных типов.
  • Может рассказать об основных этапах развития классической риторики.
  • Разбирается в риторической терминологии как инструменте представления результатов собственной учебной и исследовательской работы.
  • Понимает риторический смысл учения Витрувия, анализирует произведения изобразительного искусства как риторические сообщения.
  • Анализирует риторическую ситуацию с точки зрения теории речевых актов.
  • Анализирует топику и риторические фигуры в отрывках предлагаемых текстов.
  • Может составить рабочий портрет (карикатуру) известного оратора.
  • Понимает место риторики рядом с родственными речевыми практиками.
  • Анализирует место мифа в риторической практике различных типов.
  • Знаком с критическими теориями риторики в философии 20-21 вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1) Новая актуальность риторики в пост-гутенберговскую эпоху. Риторика аудиовизуальной эпохи. Основные категории риторики дописьменной, письменной и постписьменной эпох.
  • 2) Основные этапы развития риторики - от Аристотеля до Стива Джобса.
  • 3) Основная риторическая терминология и проблемы представления и передачи знания.
  • 4) Риторика и визуальные искусства.
  • 5) Теория речевых актов (от Платона до Дж. Серла).
  • 6) Топосы и риторические фигуры.
  • 7) Портреты известных ораторов 20-21 вв.
  • 8) Риторика и герменевтика мифа.
  • 9) Миф об Эдипе и риторика психоанализа. Миф об Одиссее и риторика истории. Миф о Сизифе и риторика философии.
  • 10) Анти-риторика (на основе чтения книги Ж.Делеза и Ф.Гваттари
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа по теме 1
  • неблокирующий Письменная работа по теме 2
  • неблокирующий Письменная работа по теме 3
  • неблокирующий Письменная работа по теме 4
  • неблокирующий Письменная работа по теме 5
  • неблокирующий Письменная работа по теме 6
  • неблокирующий Письменная работа по теме 7
  • неблокирующий Письменная работа по теме 8
  • неблокирующий Письменная работа по теме 9
  • неблокирующий Письменная работа по теме 10
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Письменная работа по теме 1 + 0.1 * Письменная работа по теме 10 + 0.1 * Письменная работа по теме 2 + 0.1 * Письменная работа по теме 3 + 0.1 * Письменная работа по теме 4 + 0.1 * Письменная работа по теме 5 + 0.1 * Письменная работа по теме 6 + 0.1 * Письменная работа по теме 7 + 0.1 * Письменная работа по теме 8 + 0.1 * Письменная работа по теме 9
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charteris-Black, J. (2014). Analysing Political Speeches : Rhetoric, Discourse and Metaphor. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1453945
  • Finlayson, A. (2007). From Beliefs to Arguments: Interpretive Methodology and Rhetorical Political Analysis. British Journal of Politics & International Relations, 9(4), 545–563. https://doi.org/10.1111/j.1467-856X.2007.00269.x
  • Mazza, R. Introduction to information visualization. – Springer, 2009. – 139 pp.
  • Mirella Pasini. (2019). An introduction to the proceedings of the conference “‘Us’ vs. ‘Them’: The rhetoric of ‘othering’ from Aristotle to Frank Westerman.” Nordicum-Mediterraneum, (2), A0. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.bf35d3ddcb943db96b39f6aac5e5604
  • Rhetoric in European Culture and Beyond, Karolinum Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=2057512.
  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
  • Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, Зарецкая, Е. Н., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cavazza, N. (2017). The Tone Dilemma: Comparing the Effects of Flattery and Verbal Aggression in a Political Speech. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7FC717DE
  • Edelman, M. (1998). Language, Myths and Rhetoric. Society, 35(2), 131–139. https://doi.org/10.1007/BF02838136
  • Martin, J. (2015). Situating Speech: A Rhetorical Approach to Political Strategy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9ADDDE3B
  • Ott, B. L., Blair, C., & Dickinson, G. (2010). Places of Public Memory : The Rhetoric of Museums and Memorials. Tuscaloosa: University Alabama Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=420079
  • Wortman, R. (2017). The Power of Language and Rhetoric in Russian Political History : Charismatic Words From the 18th to the 21st Centuries. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1602513