• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление товарным ассортиментом и категорийный менеджмент

Статус: Курс по выбору (Менеджмент в ритейле)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра маркетинга фирмы
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Менеджмент в ритейле
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс "Управление товарным ассортиментом и категорийный менеджмент" познакомит студентов с эволюцией в методологии категорийного менеджмента и лучшими практиками в мире и в России. Студенты освоят системный подход в управлении ассортиментом, ценой, полочным пространством категории; изучат терминологию и ключевые показатели категорийного менеджмента, методы анализа и оценки потенциала категории, которые применимы в любом розничном бизнесе как на стороне производителей, так и на стороне розничной точки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить слушателей с передовыми методиками в области категорийного менеджмента.
  • Изучить готовые инструменты эффективного построения ассортимента категории в целях максимально полного удовлетворения потребностей и ожиданий конечных покупателей розничной сети.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет значение системы катман в ритейле.
  • Называет основные этапы эволюции катман.
  • Называет варианты сотрудничества в катман проектах.
  • Называет основные шаги в катман.
  • Проводит сегментацию потребителей.
  • Оценивает ассортимент магазина.
  • Владеет основными метриками покупательского поведения.
  • Формулирует KPI в катман.
  • Объясняет содержание стратегий категорийного менеджмента.
  • Объясняет роль катман в комплексе маркетинга.
  • Проводит ценовое сегментирование.
  • Рассчитывает размер оптимального запаса.
  • Объясняет особенности использования промо.
  • Называет экономические драйверы категории.
  • Описывает влияние шопер маркетинга на изменение ассортимента и форматов магазинов.
  • Описывает ключевые тренды и инновации в ритейле.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в катман и современные тренды в рознице.
    Эволюция развития катман в России и в мире. Отличия от обычной системы закупок. Значимые тренды и вызовы для современной розницы. Ключевые компетенции продвинутого категорийного менеджера.
  • Сотрудничество в катман проектах.
    Роли производителей и варианты продуктивного сотрудничества в катмен проектах. Опыт Ассоциации Категорийного Менеджмента СМА, USA. Кейс1. «Scorecard готовности к запуску проекта КМ»
  • Этапы работы в катман.
    Системный подход и шаги классической модели CatMan 2.0.
  • Оценка категории и формирование ассортимента.
    Сегментация категории по кластерам спроса и потребностям. Измерение здоровья и потенциала категории. Драйверы роста категории. Кейс 2. «Сегментация категорий и построение ДПР». Инструменты межкатегорийного анализа для распределения ролей категорий в бизнесе сети. Оценка категории и ассортиментная аналитика. Принципы формирования структуры ассортимента. Кластеризация магазинов.
  • KPI катман.
    Система показателей. Панель KPI катман. Кейс 3. «Выбор KPI в зависимости от роли категории и формата магазина».
  • Метрики покупательского поведения.
    Изучение метрик покупательского поведения. Углубленный анализа данных рынка, панельных исследований для генерации нестандартных маркетинговых решений. Путь к покупке, миссии покупок, создание нового покупательского опыта.
  • Стратегии категорийного менеджмента.
    Фундаментальные стратегии категорийного менеджмента. Новые стратегии CatMan 2.0.
  • Тактики в отношение комплекса маркетинг.
    План тактических действий в отношении Product. Price. Place. Promo. Пятая тактика катман. Кейс 4. «План развития категории».
  • Ценовая сегментация.
    Ценовая политика и ценовая аналитика. Ценовые корзины. Ценовые индексы. Показатели эластичности спроса. Кейс 5. «Ценовая сегментация».
  • Расчет оптимального запаса.
    Эффективное распределение полочного пространства категории. Оптимальный товарный запас. Показатели отсутствия товара на полке, методы измерения и роста товарооборота. Кейс 6. «Расчет оптимального запаса».
  • Эффективность промо акций.
    Анализ эффективности промо акций. Способы изменения покупательского поведения. Инкрементальный эффект промо и каннибализация.
  • Продуктивность категорий и шопер марктеинг.
    Экономические драйверы и показатели продуктивности категории. Влияние шопер маркетинга на изменения ассортимента и форматов магазинов.
  • Инновации в ритейле.
    Инновационные концепты современного ритейла. Лучшие практики омниканальной стратегии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Кейсы на семинарах
    Оценка по 10-бальной шкале. Для отработки полученных знаний пошаговой модели катман и оценки качества усвоения материала студентам на семинарах предлагается 6 кейсов – практические упражнения для групповой работы с последующей презентацией результатов группы. Что позволяет оценить активность и вовлеченность в работу над задачей, способности к аналитике и идентификации инсайтов, а также качество презентации результатов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Оценка по 10-бальной шкале. Домашнее задание включает Кейс «Защита категории на примере данных сети и рынка в одной категории». Позволяет оценить способность применения полученных методик категорийного анализа и оформление результатов в виде презентации. Работа в группах по 3 человека. Оценка по 10-бальной шкале вносится в рабочую ведомость.
  • блокирующий Экзамен в форме теста
    Оценка по 10-бальной шкале. Тест содержит 15-20 вопросов по пройденному материалу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.33 * Домашнее задание + 0.33 * Кейсы на семинарах + 0.34 * Экзамен в форме теста
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дуборасова Т.Ю., Коростелева В.П. - Категорийный менеджмент: управление ассортиментом, качеством товаров, мерчандайзингом и товарными запасами - Русайнс - 2017 - 158с. - ISBN: 978-5-4365-1485-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922301
  • Йенс Нордфальт Ритейл – маркетинг: практики и исследования. М.: Альпина Паблишер, 2017. 512 c

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Безрукова Е.Л., Шохирева Е. Г. Тенденции развития категорийного менеджмента в мировой экономике // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2.