• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Методика преподавания программы для 5,6,7 класcов по предмету «Изобразительное искусство»

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Программа написана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Приводятся сведения по истории трудового обучения в отечественной и зарубежной школах, рассматриваются современные подходы к формированию изобразительной культуры у подрастающего поколения, межпредметные связи курса «Изобразительное искусство», раскрываются дидактические принципы, методы и средства обучения, особое внимание уделяется профессионально-личностным качествам, необходимым для успешного преподавания предмета. Предназначена в помощь студентам и педагогам для реализации школьного образования по изобразительному искусству.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методика преподавания «Изобразительного искусства» является изучение основных направлений теории методики преподавания дисциплины, в результате которых студент приобретает знание основных моделей и терминов образования, умеет выделить и раскрыть узловые проблемы в области техник и технологий изображения, практики профессионального самоопределения. Материал позволяет научиться определять ключевые проблемы, необходимые для понимания сущности и практического овладения логикой дисциплины; расширить и дополнить информацию по решению определенных проблем, опираясь на экспериментальные теоретические и практические материалы лекционных и практических занятий. А так же при самостоятельном изучении некоторых вопросов и практических заданий. Самостоятельные работы в сочетание с посещением консультаций способствуют развитию творческого мышления и сознательного выбора эффективной модели изобразительной деятельности в преподаваемой дисциплине, помогает побудить студентов к методическому творчеству для системного использования разнообразных приемов и методик работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знакомы с общеобразовательными, воспитательными и развивающими задачами изобразительного искусства, как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей у учащихся
  • Студенты изучат как помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть.
  • Различают принципы: воспитывающего обучения изобразительному искусству, научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству, активности и сознательности в обучении изобразительному искусству, доступности и прочности в обучении изобразительному искусству, наглядности в обучении изобразительному искусству.
  • Знает: Композиционно-пространственное решение изображения. Объемно-пространственное решение изображения. Линия в рисунке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения. Внеклассная работа по изобразительному искусству в школе, задачи и содержание
  • Знает и умеет выполнять: Рисование с натуры, по представлению, воображению. Ведущая роль уроков рисования с натуры. Методика организации уроков по рисованию с натуры. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для натурных постановок. Методика организации уроков по ДПИ. Методика организации уроков-бесед по ИЗО.
  • Различает: Виды и типы наглядных пособий. Педагогический рисунок как особый тип наглядности. Разработка наглядных пособий по изобразительному искусству
  • Студенты знают дактические положения методики преподавания изобразительного искусства: концепция «Школа рисунка – графическая грамота» (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин). Современная концепция художественного образования «Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б. Неменский). Современная концепция художественного образования «Целостный подход к художественному воспитанию человека через категорию «художественный образ» (Б. Юсов)
  • Знает: Общие требования к уроку изобразительного искусства (обра-зовательные, воспитательные, развивающие). Конспект урока (структура).
  • Знает: Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база Мольберты и их размещение. Требование к освещению кабинета. Демонстрационно-рисовальные доски. Организация натурных постановок, их количество и размещение в кабинете. Оборудование кабинета техническими средствами обучения и методика их использования на уроках изобразительного искусства
  • Знает и может применять : Критерии оценки изобразительной деятельности детей. Экспериментальные методы исследования изобразительной деятельности детей: метод срезов, тесты.Пути формирования творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительным искусством.
  • Студент знает рганизацию занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования, в школах с углубленным изучением ИЗО (авторские программы, специфика организации образовательного пространства художественными средствами).
  • Знает: Развитие личности средствами изобразительного искусства через воспитание (цвета, гармонии, формы) и общее эстетическое воспитание. Духовный рост личности через развитие логического, абстрактного, ассоциативного, образного мышления, пространственных представлений и др. Гуманистическая направленность художественного образования и ее воздействие на духовный рост личности: формирование у учащихся бережного отношения к жизни, позитивного мировосприятия, ориентации в мире духовных ценностей.
  • Знает и умеет использовать: Система художественного образования как структура, включающая различные элементы: цель обучения – учитель – ученик – учебный процесс – виды занятий – принципы обучения – приемы обучения – средства обучения – методы обучения – результат обучения. Изменение целей образования, появление новых принципов и технологий обучения, педагогическая поддержка. Повышение педагогической культуры учителя, преодоление им стереотипов профессионального поведения и др.
  • Понимает: Контроль со стороны за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изобразительного искусства. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и каждую четверть. Выбор методов учебной работы по изобразительному искусству. Учет успеваемости учащихся.
  • Студенты знакомы с ролью педагогического рисования в перестройке зрительного восприятия учащихся на специфику изобразительной деятельности. Педагогическое рисование в качестве образцов решения изобразительных задач. Значение педагогического рисования в развитии зрительной памяти учащихся и приобретении ими практических навыков.
  • Знает и может применить: Учет психолого-возрастных особенностей учащихся млад¬ших классов. Критерии оценки детских рисунков. Особенности творчества младших школьников (образное решение изображения).
  • Знает и умеет использовать на уроках изобразительного искусства литературный и музыкальный ряд в соответствии с темами уроков. Условия развития ассоциативного мышления и ассоциативных представлений.
  • Может выполнить: Определения и термины общего характера: жанры, графика, композиции и д.р. Понятия, связанные с характеристиками натуры и анализом изображения: пропорции, конструкция, тон, цвет, форма и д.р. Правила и законы, принятые в изобразительном искусстве: поэтапность ведения рисунка, принципы компоновки рисунка на листе, законы перспективного построения изображения и т.д.
  • Знает и может использовать: Специфические способности: острая зрительная чувствительность, зрительное восприятие натуры, зрительное восприятие рисунка, наблюдение, чувство тона, формы, цвета, линии и др. Аналитическое, абстрактное, ассоциативное мышление, образные представления, воображение, эстетический вкус, художественное мировоззрение, эстетические потребности, пространственные представления.
  • Умеет анализировать: Кабинет изобразительного искусства. Учебно-методическая литература. Наглядные пособия к урокам изобразительного искусства. Компьютерные технологии на уроках ИЗО.
  • Технологии развития личности учащегося на занятиях ИЗО при обучении на рациональной и иррациональной основе. Рациональная основа учебного процесса: организация образовательного пространства художественными средствами, основной метод – работа с натуры. Иррациональная основа учебного процесса: создание эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, метод психологической поддержки, диалогичность общения учителя с учениками
  • Студенты знают: методические установки П.П.Чистякова, «геометральный» и «натуральный» методы, методика Д.Н. Кардовского и д.р.
  • Знают: Основные методические положения обучения школьников изобразительному искусству, основы реалистического рисунка в системе обучения школьников изобразительному искусству, учет особенностей психологии изобразительной деятельности в обучении детей.
  • Технологии развития личности учащегося на занятиях ИЗО при обучении на рациональной и иррациональной основе.
  • Студенты знакомы с творческой устремленностью как венцом иерархии способностей к изобразительному искусству и движущей силой саморазвития личности учащегося. Проявление творческой устремленности через потребность работать самостоятельно в сфере изобразительного искусства, основа которой - опыт грамотного реалистического изображения и развитое воображение, образные представления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
    Общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей у учащихся
  • Содержание занятий по изобразительному искусству в школе
    Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, утвержденные и рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации («Изобразительное искусство 1-9 кл.» под рук. В.С. Кузина, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.» под рук. Б.М. Неменского). Принципы построения программ, их отличительные стороны. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.
  • Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе
    Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству. Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства). Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей). Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству
  • Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
    Композиционно-пространственное решение изображения. Объемно-пространственное решение изображения. Линия в рисунке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения. Внеклассная работа по изобразительному искусству в школе, задачи и содержание
  • Методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе
    Рисование с натуры, по представлению, воображению. Ведущая роль уроков рисования с натуры. Методика организации уроков по рисованию с натуры. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для натурных постановок. Методика организации уроков по ДПИ. Методика организации уроков-бесед по ИЗО
  • Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников
    Виды и типы наглядных пособий. Педагогический рисунок как особый тип наглядности. Разработка наглядных пособий по изобразительному искусству
  • Сравнительный анализ современных концепций методики преподавания изобразительного искусства
    Дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства: концепция «Школа рисунка – графическая грамота» (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин). Современная концепция художественного образования «Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б. Неменский). Современная концепция художественного образования «Целостный подход к художественному воспитанию человека через категорию «художественный образ»» (Б. Юсов)
  • Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей
    Критерии оценки изобразительной деятельности детей. Экспериментальные методы исследования изобразительной деятельности детей: метод срезов, тесты. Пути формирования творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительным искусством.
  • Учебно-воспитательные задачи урока
    Общие требования к уроку изобразительного искусства (обра¬зовательные, воспитательные, развивающие). Конспект урока (структура).
  • Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству
    Контроль со стороны за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изобразительного искусства. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и каждую четверть. Выбор методов учебной работы по изобразительному искусству. Учет успеваемости учащихся
  • Система художественного образования на современном этапе
    Система художественного образования как структура, включающая различные элементы: цель обучения –учитель – ученик – учебный процесс – виды занятий – принципы обучения – приемы обучения –средства обучения – методы обучения – результат обучения. Изменение целей образования, появление новых принципов и технологий обучения, педагогическая поддержка. Повышение педагогической культуры учителя, преодоление им стереотипов профессионального поведения и др.
  • Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база.
    Мольберты и их размещение. Требование к освещению кабинета. Демонстрационно-рисовальные доски. Организация натурных постановок, их количество и размещение в кабинете. Оборудование кабинета техническими средствами обучения и методика их использования на уроках изобразительного искусства.
  • Специфические формы организации занятий ИЗО в классах (школах) с углубленным изучением ИЗО.
    Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования, в школах с углубленным изучением ИЗО (авторские программы, специфика организации образовательного пространства художественными средствами).
  • Педагогическое рисование как средство активизации учебного процесса по изобразительному искусству
    Роль педагогического рисования в перестройке зрительного восприятия учащихся на специфику изобразительной деятельности. Педагогическое рисование в качестве образцов решения изобразительных задач. Значение педагогического рисования в развитии зрительной памяти учащихся и приобретении ими практических навыков
  • Методика преподавания занятий по изобразительному искусству в начальных классах
    Учет психолого-возрастных особенностей учащихся младших классов. Критерии оценки детских рисунков. Особенности творчества младших школьников (образное решение изображения).
  • Межпредметные связи на уроках изобразительного искусства.
    Использование на уроках изобразительного искусства литературных и музыкальных рядов в соответствии с темами уроков. Условия развития ассоциативного мышления и ассоциативных представлений.
  • Теоретические основы изобразительной грамоты на уроках изобразительного искусства в средней школе.
    Определения и термины общего характера: жанры, графика, композиции и др. Понятия, связанные с характеристиками натуры и анализом изображения: пропорции, конструкция, тон, цвет, форма и д.р.Правила и законы, принятые в изобразительном искусстве: поэтапность ведения рисунка, принципы компоновки рисунка на листе, законы перспективного построения изображения и т.д.
  • Структура способностей к изобразительному искусству у учащихся.
    Специфические способности: острая зрительная чувствительность, зрительное восприятие натуры, зрительное восприятие рисунка, наблюдение, чувство тона, формы, цвета, линии и др. Аналитическое, абстрактное, ассоциативное мышление, образные представления, воображение, эстетический вкус, художественное мировоззрение, эстетические потребности, пространственные представления.
  • Методическое оснащение урока изобразительного искусства.
    Кабинет изобразительного искусства. Учебно - методическая литература. Наглядные пособия к урокам изобразительного искусства. Компьютерные технологии на уроках ИЗО.
  • Традиции русской художественно-педагогической школы в методике обучения изобразительному искусству школьников.
    Наследие А. Сапожникова. Методические установки П.П.Чистякова. «Геометральный» и «натуральный» методы. Методика Д.Н. Кардовского и д.р.
  • Основные методические положения обучения школьников изобразительному искусству в работах Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Н. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, А.Н. Терентьева
    Основы реалистического рисунка в системе обучения школьников изобразительному искусству. Учет особенностей психологии изобразительной деятельности в обучении детей. Значение использования педагогического рисования на уроках изобразительного искусства. Обращение к традициям народного творчества на уроках декоративного рисования
  • Технологии развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством.
    Технологии развития личности учащегося на занятиях ИЗО при обучении на рациональной и иррациональной основе. Рациональная основа учебного процесса: организация образовательного пространства художественными средствами, основной метод – работа с натуры, метод реалистического изображения. Иррациональная основа учебного процесса: создание эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, метод психологической поддержки, в том числе в виде педагогического рисования, диалогичность общения учителя с учениками, ценностное отношение к личностному опыту учащегося в изобразительной деятельности и др.
  • Педагогические технологии в области изобразительного искусства
    Технология – последовательные действия учителя и учеников, направленные на сознательное формирование личного опыта учащихся в изобразительной деятельности. Структура сознания включает интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности. Различные подходы к обучению ИЗО: «формирование художественной культуры как части духовной культуры», осуществляющее развитие преимущественно эмоционально-чувственной сферы сознания учащихся и их эстетическое воспитание, и «школа рисунка – графическая грамота», направленная на развитие интеллектуальной сферы учащихся и приобретение ими опыта практической работы в области изобразительного искусства. Цель технологий – создать условия для саморазвития личности учащегося.
  • Технология развития творческой устремленности учащихся на уроках ИЗО
    Творческая устремленность как венец иерархии способностей к изобразительному искусству и движущая сила саморазвития личности учащегося. Проявление творческой устремленности через потребность работать самостоятельно в сфере изобразительного искусства, основа которой - опыт грамотного реалистического изображения и развитое воображение, образные представления. Признаком развития творческой устремленности является рост работоспособности, а условием - преодоление стереотипов изобразительных представлений.
  • Духовное развитие личности учащегося средствами изобразительного искусства.
    Развитие личности средствами изобразительного искусства через воспитание специфических чувств (цвета, гармонии, формы) и общее эстетическое воспитание. Духовный рост личности через развитие всех ее способностей: логического, абстрактного, ассоциативного, образного мышления, пространственных представлений и др. Гуманистическая направленность художественного образования и ее воздействие на духовный рост личности: формирование у учащихся бережного отношения к жизни, позитивного мировосприятия, ориентации в мире духовных ценностей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещаемость
  • неблокирующий просмотр
    Для экзаменов без прокторинга: Экзамен по проектным дисциплинам в Школе дизайна проводится в устной форме — защита проекта. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Преподаватель, участвующий в экзамене, или специалист «Технического офиса» Школы дизайна может оказать помощь студенту с демонстрацией его экрана при согласовании со студентом и при наличии презентации на сайте «Студенческое портфолио». Для участия в экзамене студент обязан загрузить проект на сайт «Студенческое портфолио» и организовать своё наличие на экзамене для получения обратной связи по своему проекту. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать защищающегося и участвовать в комментировании не своего проекта. Во время экзамена студентам разрешено самостоятельной презентовать свой проект, отвечать на комментарии по своему проекту, помогать другим студентам демонстрировать экран с проектом, но только при условии, что проект загружен в систему «Студенческое портфолио». Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре защиты проекта на экзамене.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка в IV модуле складывается из следующих оценок — оценка за 4 промежуточных просмотра (накопленная семестровая) и оценка за финальный просмотр: (п1x0,15+п2x0,15+п3x0,15+п4x0,15)+п5x0,4, где: п1, п2, п3, п4 — оценки за промежуточные просмотры IV модуля; п5 — оценка за финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,15, 0,4— коэффициенты.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Даглдиян, К.Т., Поливода, Б.А. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов / К.Т. Дагл диян, Б.А. Поливода. — Москва : Издательство ВЛА ДОС, 2018. — 208 с.: ил.; 16 с. цв. вкл.: ил. (серия «Изобразительное искусство»).. - ISBN 978-5-906992-59-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046493
  • Дубровин В. М. ; под науч. ред. Корешкова В.В. - ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-11429-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-izobrazitelnogo-iskusstva-445279
  • Ермаков, М.П. Основы дизайна. Художественная обработка металла ковкой и литьем : учебное пособие для вузов и колледжей с электронным приложением/ М.П. Ермаков. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2018. — 576 с. + ил.: цв. вкл. + ил. на 1 CD-ROM. (Изобразительное искусство). – ISBN 978-5-906992-33-8. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046420 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046420
  • Ломов, С.П. Цветоведение: Учебное пособие для вузов, по специальности «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн»/ С.П. Ломов, С.А. Аманжолов. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2018. — 144 с. цв. ил. - ISBN 978-5-907101-27-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047053 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047053

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс] / М. В. Водинская, М. С. Шапиро. — 4-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 49 с). — М. : Теревинф, 2019. — (Лечебная педагогика: методические разработки). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-4212-0554-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1029061 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1029061
  • Уменье видеть. Беседы об изобразительном искусстве: Научное - СПб:СПбГУ, 2016. - 88 с.: ISBN 978-5-288-05668-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941610