• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Бюджетное право

Статус: Курс по выбору (Публичное право)
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Публичное право
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Бюджетное право» посвящена углубленному изучению теории бюджетного права и сформировавшейся правоприменительной̆ практике в этой̆ сфере; Студенты, изучившие дисциплину получат комплекс академических знаний по бюджетному праву и современному государственному хозяйству и новейших тенденции в их развитии. В общей части курса даются базовые понятия, рассматриваются функции и принципы бюджетного права, подробно говорится о сроках в бюджетном праве и о его системе. В особенную часть курса включены темы публичных расходов и доходов, государственного долга, бюджетного устройства, бюджетного процесса и финансового контроля. Особое внимание уделено вопросам, которые совсем недавно вошли в орбиту бюджетного права: стратегическому планированию, контрактной системе, суверенным фондам, бюджетной ответственности. По результатам курса студенты овладеют навыками практического решения конкретных задач по проблемам применения бюджетного законодательства. Дисциплина предусматривает 12 лекций и 14 семинарских занятий, домашние задания, написание эссе и устный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Иметь навыки самостоятельной работы с нормативными правовыми актами; Знать базовые экономические понятия; Знать положения Конституции РФ; уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; Иметь представление о базовых положениях гражданского законодательства, о важнейших инструментах денежного и финансового управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение обучающимися углубленного представления о теории бюджетного права, стандартах правоприменения и регулирования, сформировавшемся в Российской Федерации нормативно-правовом механизме регулирования публичных финансов, правоприменительной практике в этой сфере;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает структуру бюджетного законодательства и его общее содержание; общее содержание основных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; структуру и элементы бюджетной системы, принципы ее построения; способы регулирования межбюджетных отношений;
  • Знает состав и основные полномочия участников бюджетных правоотношений; виды и порядок формирования доходов и расходов бюджета, установления, введения и отмены расходных, бюджетных и денежных обязательств; содержание кодов бюджетной классификации; содержание стадий и этапов бюджетного процесса по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета; содержание бюджетного контроля, полномочия органов государственного финансового контроля;
  • Знает документы, регулирующие формирование бюджетного учета и отчетности; виды и порядок применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства, нормы уголовного и административного права, предусматривающие ответственность за правонарушения в бюджетной сфере; основные процедуры закупок для публичных нужд; виды публичных долговых обязательств и состав государственного внутреннего и внешнего долга, муниципального долга;
  • Умеет дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы в области бюджетного права; использовать знания об основных понятиях и категориях бюджетного права с целью формирования бюджетной и учетной политики организации;
  • Умеет анализировать факты хозяйственной деятельности, данные бухгалтерской, и иных форм отчетности на предмет возникающих в связи с ними бюджетных последствий для организации (учреждения); правильно определять расходные, бюджетные и денежные обязательства, порядок определения их стоимости;
  • Умеет принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с актами бюджетного законодательства; анализировать информацию о деятельности организации (учреждения), бюджетную и иную документацию с целью выявления фактов нарушения бюджетного законодательства; осуществлять с применением справочно-правовых систем поиск правовой информации, необходимой для принятия решений о порядке осуществления расходов публичного учреждения и (или) участия в публичных торгах;
  • Владеет навыками консультирования о порядке и особенностях формирования публичных доходов и расходов, компетенциях участников бюджетного процесса, органов бюджетного контроля и применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства; навыками работы с правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном, и местном уровнях, включая акты бюджетного законодательства;
  • Владеет навыками определения объемов расходных, бюджетных и денежных обязательств на отчетный период; навыками подготовки юридического заключения по отдельным вопросам применения бюджетного законодательства; навыками представления результатов проведенного исследования в форме статьи и (или) доклада по отдельным проблемам применения бюджетного законодательства;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие бюджета и бюджетного права
    1. Бюджет как категория финансового права, его место в системе категорий. Бюджет как системообразующая категория. Бюджет как экономическое и правовое явление. Понятие бюджета. Бюджет как форма, как план и как закон. Бюджет и государство, бюджет и публично-территориальные образования. Бюджет и бюджетная политика. Бюджет и финансовая деятельность. Бюджетная дисциплина. Виды бюджетов: скользящий, дробный бюджет, бюджет-брутто и бюджет-нетто, иные. Значение бюджета: бюджет и публичные финансы, бюджет и частные финансы. 3. Бюджетное право как подотрасль финансового права, как наука и как учебная дисциплина. Место бюджетного права в системе российского права. Соотношение бюджетного права и гражданского права: бюджет и казна, бюджет и государственная контрактная система. Бюджет и исполнительное производство. Система бюджетного права. Источники бюджетного права. Практика российских и международных судов как источник бюджетного права. Документы международных организаций, иные источники «soft law» по бюджетному праву. 4. Структура и особенности бюджетного законодательства. Законы о финансах и ежегодные акты о бюджете, акты об утверждении отчетов об исполнении бюджетов. Подзаконные акты. Соотношение бюджетного законодательства Российской Федерации с нормами международного права Особенности закона о бюджете (с учетом практики Конституционного Суда Российской Федерации) и закона об утверждении отчета исполнения бюджета. История развития российского бюджетного законодательства. 5. Нормы бюджетного права. Процессуальные и материальные нормы, бюджетные процедуры. Действие норм бюджетного права в пространстве, во времени (сроки и периоды), по кругу лиц.
  • Бюджетные правоотношения и их участники
    1. Понятие и структура бюджетных правоотношений: объект, субъекты и содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений. 2. Государство и публично-правовые образования как непосредственные участники бюджетных правоотношений. Бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Наднациональные образования как участники бюджетных правоотношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления как участники бюджетных правоотношений. Казенные, бюджетные и автономные учреждения как участники бюджетных правоотношений. Участники бюджетных правоотношений и участники бюджетного процесса. 3. Полномочия отдельных участников бюджетных правоотношений федерального, регионального и местного уровня: Президента Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации и местной администрации; Правительства РФ и исполнительно - распорядительных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; представительных органов власти; финансовых органов; Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; администраторов бюджетных средств по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета различного уровня; органов финансового контроля; Федерального казначейства и Центрального банка Российской Федерации; органа по управлению ликвидностью единого счета бюджета, иных. 4. Эволюция и современная трансформация содержания бюджетных правоотношений. Понятие и бюджетных средств, его соотношение с понятием денежных средств.
  • Принципы бюджетного права
    1. Понятие и значение принципов бюджетного права. 2. Принцип справедливости в бюджетном праве. Иные общеправовые принципы в бюджетном праве: единства; законности; гласности; федерализма; соблюдения баланса интересов общества, личности, государства; соблюдения финансовой дисциплины; неотвратимости ответственности за финансовые правонарушения и др. Отраслевые принципы финансового права. 3. Специальные (подотраслевые) принципы, на которых базируется бюджетное право. Принципы формирования расходов и доходов (универсальности; приоритета расходов над доходами; единства бюджета; совокупного покрытия расходов бюджета; сбалансированности бюджета; эффективности установления доходов). Принципы построения бюджетной системы (единства бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами). Принципы организации бюджетного процесса (плановости; специализации бюджетных показателей; эффективности использования бюджетных средств; полноты отражения расходов, доходов и источников финансирования дефицита; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджета; прозрачности; единства кассы). 4. Принципы правового регулирования смежных правоотношений: принципы государственного стратегического планирования, принципы контрактной системы, принципы финансового контроля. 5. Многоаспектность принципа единства: единство финансовой системы, единства бюджетной системы, единство кассы и т.д. Единство и разделение полномочий. Единство и самостоятельность бюджетов бюджетной системы.
  • Публичные расходы
    1 Понятие и признаки публичных расходов. Виды публичных расходов. Бюджетные расходы как главная составляющая публичных расходов. Бюджетные расходы и прогноз социально–экономического развития. Бюджетные расходы и народнохозяйственные планы. 2. Классификации бюджетных расходов. Расходы по функциональному признаку, их виды (разделы, подразделы, статьи, направления ассигнований). Расходы по экономическому признаку. Текущие и капитальные расходы. Многолетние инвестиции. Возвратные (производительные) и невозвратные расходы. Расходы по признаку управления (ведомственные). Расходы по признаку необходимости (полезности). Расходы обыкновенные и чрезвычайные. Расходы постоянные и переменяемые, программные и непрограммные. Расходы по территориальному признаку. 3. Управление расходами. Расходные обязательства, их виды, реестр расходных обязательств. Бюджетные обязательства, денежные обязательства. План закупок и расходные обязательства. 4. Источники финансирования дефицита бюджета, уменьшающие кассовый остаток. Бюджетные кредиты. Бюджетные инвестиции. Бюджетные фонды и суверенные фонды благосостояния.
  • Публичные доходы
    1. Публичные потребности и публичные доходы. Способы удовлетворения публичных потребностей. Чрезвычайные источники покрытия расходов. 2. Понятие и виды публичных доходов. Бюджетные доходы как главная составляющая публичных доходов. Виды бюджетных доходов. Обыкновенные и чрезвычайные доходы. Доходы от частноправовых и публично–правовых источников. Доходы от регалий, использования публичного имущества, пошлин, промыслов. Внешние и внутренние доходные источники. Принуждение при мобилизации доходов. Налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления, обязательные страховые взносы. Доходы по территориальному признаку. Доходы перечисленные и зачисленные. Доходы от внешнеэкономической деятельности. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и от оказания платных услуг. Безвозмездные поступления. Средства, переданные во временное хранение. Нефтегазовые доходы бюджета. 3. Управление публичными доходами. Прогнозирование объема необходимых доходов. Способы исчисления доходов. 4. Сбалансированность бюджета. Понятия дефицита и профицита бюджета. Источники финансирования дефицита бюджетов, увеличивающие кассовый остаток.
  • Основы бюджетного учета и бюджетная классификация
    1. Понятие, значение и состав бюджетной классификации. Юридическая сила и правовые источники бюджетной классификации. Соотношение бюджетной классификации и доходов, расходов и источников финансирования дефицита по ежегодному закону о бюджете. 2. Классификации расходов бюджетов. Классификация доходов бюджетов. Классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Структура кода бюджетной классификации. 3. Основы институционального подхода в бюджетном праве и экономической науке. Операции сектора государственного управления, их классификация. Изменение финансовых и нефинансовых активов, изменение обязательств. 4. Единство бюджетной классификации. Уровни детализации бюджетной классификации. Эволюция бюджетной классификации, экономическая, функциональная, ведомственная классификации.
  • Структура и элементы бюджетной системы.
    1. Соотношение понятий бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы, элементы и уровни бюджетной системы. Консолидированные бюджеты и наднациональные бюджеты в бюджетной системе. Бюджетная система и финансы международных организаций. 2. Значение федерального бюджета в бюджетной системе Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты. Концепция социальных финансов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования; территориальные государственные фонды обязательного медицинского страхования; государственные внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации. Бюджетные фонды, суверенные фонды благосостояния в бюджетной системе. 3. Поддержание баланса и управление бюджетной системой.
  • Межбюджетные отношения.
    1. Федерализм и унитарность в бюджетной системе. Модель государственного бюджета и модель федеральной бюджетной системы. Единство бюджетной системы и самостоятельность бюджетов, разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицита между бюджетами, равенство бюджетных прав. Фискальный федерализм, гармонизация и субсидиарность в бюджетной системе. 2. Регулирование межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты: дотации, субвенции, субсидии, иные. Правительственные программы развития межбюджетных отношений.
  • Стадии бюджетного процесса и их участники.
    1. Понятие бюджетного процесса, стадии бюджетного процесса. Понятие бюджетного (финансового) года и бюджетного периода. Режим прозрачности бюджетных расходов. 2. Участники бюджетного процесса и их полномочия (на примере федерального уровня). Глава государства. Федеральное Собрание РФ. Счетная палата РФ. Правительство Российской Федерации. Орган, организующий исполнение бюджета (Минфин России). Федеральное казначейство. Центральный банк и уполномоченные кредитные учреждения. Администраторы бюджетных средств по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Орган по управлению ликвидностью единого счета бюджета. Органы финансового контроля. Полномочия в бюджетном процессе: нормотворческие, организации бюджетного процесса, распоряжения бюджетными средствами, кассовые полномочия, полномочия по управлению единым счетом, контрольные полномочия. 3. Стадия составления проекта бюджета. Бюджетная политика. Государственное стратегическое планирование и долгосрочный бюджетный прогноз. Принцип ежегодного составления и многолетнее бюджетное планирование. Бюджет действующих обязательств и бюджет принимаемых обязательств. Целевые бюджетные программы. Концепция бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Инструменты БОР. 4. Стадия утверждения проекта бюджета. Порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Особенности рассмотрения федерального бюджета, слушания федерального бюджета. Порядок внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Особенности рассмотрения и утверждения проектов региональных и местных бюджетов. 5. Стадия исполнения бюджета. Централизованное и децентрализованное исполнение бюджетов. Банковское, небанковское и смешанное исполнение бюджетов. Принцип единства кассы и единый счет бюджета. Этапы исполнения бюджета по расходам, сводная бюджетная роспись, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств. Принятие обязательств за счет бюджета, их санкционирование и учет. Кассовый расход. Подтверждение исполнения денежных обязательств. Казначейское сопровождение. Кассовый план. Особенности и этапы исполнения бюджета по доходам. Перечисление и зачисление доходов. Распределение доходов. Уточнение и возврат излишне уплаченных или взысканных платежей. Особенности исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита. 6. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Порядок подготовки отчета об исполнении бюджета и его рассмотрение и утверждение. Внешний аудит отчета об исполнении бюджета. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета. Особенности подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении региональных и местных бюджетов. Состав бюджетной отчетности и отчет об исполнении бюджета. Характеристика закон (акта) об утверждении отчета об исполнении бюджета.
  • Исполнение судебных актов о взыскании из бюджетов.
    1. Иммунитет бюджетов. особенности процессуального статуса публично-правовых образований и публичных учреждений в арбитражном и гражданском процессе. Понятие и особенности взыскания за счет государственной или муниципальной казны. Казна и фиск в отношениях, связанных со взысканием из бюджета. 2. Законодательство об исполнительном производстве об исполнении судебных актов за счет бюджетов бюджетной системы. Порядок исполнения судебных актов о возмещении вреда от незаконных действий государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. Порядок исполнения судебных решений по денежным обязательствам государственных и муниципальных казенных учреждений, бюджетных учреждений и автономных учреждений. Исполнение судебных решений по обязательствам из внутреннего долга. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • Основы бюджетного контроля
    1. Понятие и предмет бюджетного контроля. Соотношение финансового контроля с бюджетным, налоговым, валютным и таможенным контролем. Уровни контроля. Объекты контроля. Система и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих бюджетный контроль. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принцип «четырех глаз». 2. Виды, формы и методы контроля. Предварительный и последующий контроль органов представительной власти и органов исполнительной власти. Профессиональный и непрофессиональный (общественный) контроль. Внешний и внутренний контроль. Контроль уполномоченного по бюджету. Государственных аудит. Внутренний контроль и внутренний аудит, внутриведомственный контроль и контроль внутри организации (самоконтроль). Соотношение бюджетного контроля и аудита эффективности. Стратегический аудит, финансовый аудит. 3. Оформление результатов контрольных мероприятий. Предупреждение, представление, предписание, заключение и уведомление контрольных органов. Мониторинг состояния контроля и мониторинг финансового менеджмента. Методы осуществления контрольной и экспертно аналитической деятельности: ревизия, проверка, анализ, обследование, мониторинг. Стандарты государственного и муниципального аудита. 4. Полномочия отдельных федеральных и региональных органов по бюджетному контролю: Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, Федерального казначейства, главных распорядителей, распорядителей и администраторов бюджетных средств (внутриведомственный контроль), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
  • Ответственность за нарушения бюджетного законодательству
    1. Понятия юридической ответственности, ответственности за нарушения бюджетного законодательства и бюджетной ответственности. Бюджетные меры принуждения и основания для их применения. Соотношение бюджетных нарушений, административных правонарушений, налоговых правонарушений и преступлений. Ответственность за нарушения в бюджетной сфере по бюджетному, административному, уголовному и гражданскому законодательству. Особенности состава правонарушения в сфере бюджетной деятельности. Финансовая безопасность. 2. Виды бюджетных нарушений и нарушений бюджетного законодательства. Нарушения порядка санкционирования расходов. Нарушения отчетности. Нарушения зачисления и перечисления доходов бюджетов. Нарушения, связанные с использованием средств бюджета, переданных на возвратной основе. Нарушения принципа единства кассы. Нарушения принятия обязательств за счет бюджета (государственных закупок). 3. Нецелевое использование бюджетных средств: понятие и содержание. Определение целевого назначения выделенных из бюджета средств. Административная, уголовная и бюджетная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Судебная практика привлечения к ответственности. Длящееся нецелевое использование бюджетных средств. 4. Бюджетные меры принуждения и иные санкции, применяемые за нарушения бюджетного законодательства. Органы, уполномоченные к применению санкций. Карательные меры: административная (штрафная) ответственность и уголовная ответственность. Предупредительные и правовосстановительные меры. Приостановление операций по лицевым счетам. Блокировка расходов. Приостановление операций и бесспорное списание средств с банковских счетов нарушителей бюджетного законодательства. Временное финансовое управление и уполномоченный по бюджету. Сокращение финансовой помощи. Порядок применения бюджетных мер принуждения и порядок применения административной ответственности.
  • Статус и полномочия государственных и муниципальных учреждений
    1. Понятие казенных, бюджетных и автономных учреждений по законодательству Российской Федерации. Их полномочия в бюджетном процессе, как участников хозяйственного оборота и как институциональной единицы государственного управления. Юридические лица публичного права. 2. Создание и ликвидация казенных, бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и местного уровня. Реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при создании учреждений. Наделение имуществом, особенности государственной регистрации, открытие лицевых счетов. 3. Деятельность государственных и муниципальных учреждений. Бюджетные обязательства и денежные обязательства казенных и бюджетных учреждений. Ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования. Обязательства автономных учреждений. План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета. Субсидиарная ответственность по обязательствам государственных и муниципальных учреждений. Виды расходов казенных учреждений. Средства учреждений от оказания платных услуг и от использования государственного и муниципального имущества. Средства, переданные во временное распоряжение. Особенности налогообложения и бухгалтерского учета и отчетности в государственных и муниципальных учреждениях. 4. Особенности отдельных категорий бюджетных учреждений. Органы публичной власти, учреждения здравоохранения, культуры, науки, искусства, воинские формирования, образовательные учреждения.
  • Закупки для государственных и муниципальных нужд
    1. Контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд. Понятие, принципы регулирования и функционирования. Участники закупок: государственные и муниципальные заказчики, заказчики, подрядчики, специализированные организации, регулирующие и контролирующие органы. Государственный и муниципальный контракт. Соотношение контрактной системы и реестра расходных обязательств бюджетов бюджетной системы. Проблема синхронизации закупок и бюджетного процесса. 2. Планирование закупок товаров, работ и услуг. Планы закупок. Определение начальной цены контракта. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентные способы: открытые, ограниченные и закрытые конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений. Закупки у единственного поставщика. Особенности закупок у отдельных категорий поставщиков. Особенности отдельных видов закупок: энергосервисные контракты, гособоронзаказ и т.д. Заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов, иных договоров. Обеспечение исполнения контракта. 3. Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг. Реестры контрактов. Реестры недобросовестных поставщиков. Отдельные аспекты антимонопольного регулирования при закупках для государственных и муниципальных нужд.
  • Государственный и муниципальный кредит
    1. История возникновения публичного кредита. Понятие публичного кредита. Преимущества и недостатки публично кредита как источника покрытия чрезвычайных расходов. Основания для применения публичного кредита. Принципы публичного кредита: законности; эффективности; надежности; результативности; публичности; обоснованности. 2. Особенности эволюции публичного кредита в России. Отвержденный и неотвержденный кредит, государственные ассигнации, фонд погашения. Иные экономические виды публичного кредита: связанный, экспортный, товарный, целевой, обеспеченный. Бюджетный кредит. 3. Отличие публичного кредита от частного. Возвратность, срочность, платность, добровольность и иные характеристики кредита. Обеспечение публичного кредита. Объект, субъект, целевая направленность публичного кредита. Сроки кредита. 4. Отличие государственного и муниципального кредита. Внутренние и внешние заимствования. Валюта кредита. Деятельность международных финансовых организации, в т. ч. Всемирного банка, МВФ, МБРР. Лондонский клуб, Парижский клуб.
  • Государственный и муниципальный долг
    1. Понятие государственного и муниципального долга. Внутренний и внешний долг, валюта и субъекты внутреннего и внешнего долга. Кредиты от иностранный государств, международных организаций, кредитных организаций, иностранных юридических лиц и иных субъектов международного права. Государственные и муниципальные ценные бумаги, их эмиссия и проценты по ним. Государственные гарантии 2. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга. Предельный объем обслуживания госдолга субъекта. Долговые обязательства. Методы управления государственным и муниципальным долгом: реструктуризация, новация, предоставление отступного, конверсия, списание и прекращение долговых обязательств. 3. Обязательства государства по восстановлению и защите сбережений граждан Российской Федерации. Долговые товарные обязательства. Долговые обязательства бывшего СССР и практика ЕСПЧ.
  • Государственные запасы и излишки
    1. Причины появления излишков и избытков материальных и финансовых ресурсов. Появление фондов накопления, их предназначение. Материальные и финансовые публичные фонды накопления. Бюджетные и внебюджетные финансовые фонды накопления. Эволюция экономических воззрений на публичные фонды накопления и их отражение в законодательстве. Понятие и использование профицита бюджета. 2. Золотой запас. Правовой режим Госфонда России, золотовалютных резервов, государственного материального резерва. Суверенные фонды: понятие, цели создания, классификация (модели), источники формирования и направления расходования. Правовой режим резервных фондов и суверенных фондов Российской Федерации
  • Управление государственными и муниципальными финансами.
    1. Понятие и принципы управления государственными и муниципальными финансами. Цели и задачи управления государственными и муниципальными финансами. Виды управленческих полномочий и их содержание. Управление государственными и муниципальными финансами. Общие и ведомственные финансы. Публичные функции и публичные услуги. Понятие эффективности управления публичными финансами.. 2. Компетенция представительных органов и исполнительных органов власти в сфере управления публичными финансами. Правительство, финансовый орган, Федеральное казначейство, министерства, службы и агенства как органы управления публичными финансами. Пределы должностных полномочий и процедуры согласования. Совещательные, коллегиальные и межведомственные образования при управлении публичными финансами. Эксперимент в сфере публичных финансов. Политическая ответственнсть должностных лиц. Мониторинг качества финансового менеджмента 3. Цели и результаты бюджетной деятельности. Индекс качества финансового менеджмента. Индекс открытости бюджета (Open Budget Index), электронное правительство и публичные финансы, Международные системы кредитных рейтингов (Standard & Poor's, Fitch Ratings, Moody's). Статистика государственных финансов и международные стандарты финансовой отчетности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе (составление юридического текста)
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
  • неблокирующий устный опрос на семинарах (активность на занятиях)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Устный опрос (экзамен) + 0.3 * устный опрос на семинарах (активность на занятиях) + 0.2 * эссе (составление юридического текста)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бюджетное право : практикум с хрестоматийным материалом: учеб. пособие, Комягин, Д. Л., Козырина, А. Н., 2018
  • Бюджетное право, Комягин Д. Л., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие / Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Абрамова Н.Е. - М.:Контракт, ИЗиСП, 2016. - 320 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-98209-180-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/791905
  • Схемы по бюджетному праву : учеб. пособие, Комягин, Д. Л., Козырина, А. Н., 2018
  • Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах, Козырин А. Н., 2009