• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Выставочная деятельность

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Иноземцева Екатерина Владимировна
Прогр. обучения: Практики кураторства в современном искусстве
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает всестороннее знакомство будущих кураторов и координаторов выставочных проектов с историей и практикой выставочной деятельности, начиная от разрушения музейной и экспозиционной модели конца XIX века, заканчивая преодолением физического пространства и выхода в онлайн в выставочной практике 2000-х гг. Дисциплина делится на три последовательных тематических блока, которые представляют из себя три оси, формирующих пространство современного искусства XX – начала XXI века: время (история выставок), место (типология выставочных пространств) и человека (персоналии и институции).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с историей выставок от модернистской революции до онлайн-экспозиции
  • Изучить типологии выставочных пространств
  • Сформировать представление о роли различных персоналий и общества в развитии музейно-выставочных институций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет историю появления импрессионистских выставок в Европе
  • Формулирует предпосылки к разрушению парадигмы музея 19 века.
  • Объясняет эволюцию «белого куба».
  • Сравнивает послевоенную историю развития музея в Европе, Америке и России.
  • Объясняет историю возникновения и развития концептуализма.
  • Сравнивает основные глобальные художественные смотры.
  • Называет альтернативные пространства в музейной структуре.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Послевоенный музей в Северной Америке и Западной Европе: основные стратегии выставочной деятельности
    Пропаганда европейского модернизма и Armory show в Нью-Йорке (1913). Пегги Гуггенхайм в Европе – салон нового типа. Великий исход модернистов или история художественной эмиграции. Абстрактный экспрессионизм и вызовы высокого модернизма: New American Painting (MoMA, NYC). История и эволюция «белого куба»: на перекрестке возвышенного искусства и коммерческого интереса. Филипп Джонсон и MoMA (Machine Art и др.) Герберт Рид и ICA в Лондоне. Медиум в центре – фотографические выставки от «Рода человеческого» (1955) до «Цивилизации» (2018) и феномен их мобильности. Музейный мир после войны: европейская перспектива (Амстердам- Берн- Стокгольм). Виллем Сандберг и Стеделик (Амстердам). К вопросу о личной роли директоров музеев. Конец эпохи статики: Движение (1955) и Dylaby (1962) в Стеделике. Ретроспективы американских художников; выставочная история русского авангарда в послевоенной Европе и Америке. Понтюс Хюльтен и Модерна Музеет (Стокгольм); «осевая» история искусства – выставки Париж-Берлин, Париж-Москва, Париж-Нью-Йорк, Париж-Париж и др. Москва-Париж (1981) и Москва-Берлин (1996) в ГМИИ им. Пушкина. Харальд Зееман и Кунстхалле в Берне. «Когда отношения становятся формой» (1969) - начало эры кураторов и тематических выставок. «Делатель выставок»: заметки к биографии.
  • Опыт исторического авангарда и реформация музея
    Музей-дворец vs салоны. Разрушение парадигмы музея 19 века, парижские Салоны. Первые импрессионистские выставки в Европе, символистские в Москве и Санкт-Петербурге. Сюрреалистические выставки. Экспозиционная практика Марселя Дюшана («Первые документы сюрреалистов» в Нью-Йорке). Русский авангард и радикальная музеология: 0.10 в Петрограде, Николай Пунин и Музей художественной культуры, «Мишень» М. Ларионова, «Проун-комната», «Демонстрационное пространство», «Кабинет абстракций», «Пресса» Эль Лисицкого. Нарушение границы музея и выход на улицу: опыт русского авангарда (УНОВИС).
  • Выход за пределы. Установленные законы и их нарушение
    Концептуальный поворот: Зет Зигелауб и Люси Липпард: выставки концептуализма и избавление от артефакта. Российский опыт – Коллективные действия и «Поездки загород». Опыты преодоления и выхода за пределы «белого куба» По направлению к медиаискусству и подвижности художественных средств: «Антииллюзия: процедуры/материалы» (1969) в музее Уитни. Выставка как акт сопротивления («Бульдозерная выставка» в Москве, движение occupy и пр.).
  • История и идеология глобальных художественных смотров
    Интеллектуальная платформа современности: Документа в Касселе. Самые влиятельные выпуски Документы от Харальда Зеемана до Каролин Кристоф-Бакарджиев. Эпоха биеннале. Венеция и локальные версии от Сан-Паулу до Москвы. Manifesta – европейская биеннале. Monumenta. Дискурсивный подход и неформальное кураторство.
  • Музей как основа институциональной критики
    «Это-завтра» Ли Кросби 1976г и «эстетика доски объявлений». «Картинки» Дагласа Кримпа. Джентрификация и новые заводские пространства в качестве площадок для показа искусства: Нью-Йорк 1980-х – Москва 2000-х. Альтернативные пространства в музейной структуре: МоМА PS1 (1976) – до филиалов и разнообразных форм физического и символического расширения музейных пространств. Марсель Бротарс и фиктивный музей: новая выставочная политика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/ru-ru/meetings.html). Необходимо авторизоваться в системе zoom под учетной записью, которая привязана к личному имейлу. К экзамену необходимо подключиться согласно вашему слоту в расписании. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию, переименовать себя в программе Zoom в формате Фамилия Имя, при ответе включить камеру и микрофон. Для прохождения экзамена вам следует выбрать изолированное помещение, в котором не будет других людей. Прохождение экзамена в присутствии других людей не допускается Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и помощью других лиц и ответах на вопросы экзаменационной комиссии. Если для прохождения экзамена используется телефон или планшет, его необходимо установить таким образом, чтобы был обзор помещения. Если для сдачи экзамена используется ноутбука, необходимо подключить дополнительное устройство с функцией видеозаписи, так, чтобы обеспечивать обзор экрана ноутбука (PC). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 2х минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение две минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Каждый экзамен будет проходить под техническую запись Zoom'а.
  • неблокирующий Домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Домашние задания
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашние задания + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Steeds, L. (2013). Making Art Global (Part 2): “Magiciens de la Terre” 1989. United Kingdom, Europe: Afterall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7A57BA16
  • Ziherl, V. (n.d.). Making art global (part 1): The third Havana biennial 1989 [Book Review]. Australian and New Zealand Journal of Art, 12, 259. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnzc&AN=272416595809760

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Falk, J. H. (2016). Identity and the Museum Visitor Experience. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1253185
  • O’Neill, P. (2007). The culture of curating and the curating of culture(s) : the development of contemporary curatorial discourse in Europe and North America since 1987. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.bl.uk.oai.ethos.bl.uk.568395