• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современные технологии управления персоналом в индустрии гостеприимства и туризме

Статус: Курс по выбору (Маркетинг)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра управления человеческими ресурсами
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Маркетинг
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Современные технологии управления персоналом в индустрии гостеприимства и туризме" охватывает важнейшие аспекты современного управления человеческими ресурсами: разработку стратегии, проектирование деятельности, привлечение и адаптация новых сотрудников, стимулирование труда, профессиональное обучение и развитие, оценка человеческих ресурсов. Данный курс выходит за рамки традиционного рассмотрения функций системы управления человеческими ресурсами компании, акцентируя внимание именно на специфических вопросах, проблемах, современных подходах и технологиях управления персоналом компаний, работающих в индустрии гостеприимства и туризме. Имеет практикоориентированную, прикладную направленность. Особый акцент в ходе освоения дисциплины делается на активной роли студентов в процессе обучения – поиске информации, проектировании практических рекомендаций и участии в групповых видах активности, в ходе которых студентам предлагаются для анализа и обсуждения различные управленческие ситуации (кейсы), возникающие в процессе управления персоналом и связанные с применением конкретных HR-технологий, а также отражающие специфику деятельности компаний индустрии гостеприимства и туризма, проводятся тренинги, способствующие закреплению полученных знаний и навыков на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины – формирование у студентов системного представления о современных технологиях управления сотрудниками в компаниях индустрии гостеприимства и туризма, а также компетенций, необходимых для их (технологий) успешного практического применения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает современные подходы и основные тренды в управлении человеческими ресурсами
  • Понимает специфические проблемы управления человеческими ресурсами в ИГиТ
  • Умеет разрабатывать рекомендации по решению проблем в сфере управления человеческими ресурсами в ИГиТ
  • Знает варианты взаимосвязи стратегии управления человеческими ресурсам и бизнес-стратегии организации
  • Знает основные характеристики стратегии и политики управления человеческими ресурсами в зависимости от типа общей стратегии организации и стадии ее развития
  • Умеет разрабатывать стратегию и основные направления политики управления человеческими ресурсами организации
  • Знает современные технологии подбора персонала, в т.ч. в организациях ИГиТ
  • Умеет разрабатывать профиль должности для сотрудников разных категорий
  • Умеет разрабатывать процедуру отбора персонала, в т.ч. вопросы для собеседования с кандидатом
  • Знает современные подходы к организации процесса адаптации персонала
  • Умеет разрабатывать программу и план адаптационных мероприятий для сотрудников ИГиТ
  • Знает современные подходы к стимулированию персонала
  • Понимает специфику программ стимулирования персонала в организациях ИГиТ
  • Владеет навыками диагностики мотивационного профиля сотрудника
  • Знает современные подходы и технологии обучения и развития персонала
  • Понимает специфику и задачи обучения и развития персонала в ИГиТ
  • Может разрабатывать предложения по обучению и развитию персонала
  • Знает современные технологии и методы оценки персонала
  • Понимает особенности и специфику оценки персонала в ИГиТ
  • Умеет принимать решения по итогам оценки сотрудника, а также давать обратную связь
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Управление человеческими ресурсами: современные подходы и HR-тренды. Проблемы управления человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства и туризме
    Управление человеческими ресурсами (Human Resources Management) – стратегический и системный подход к управлению наиболее ценными активами организации. Основные функции HR-системы. Внешние факторы, влияющие на формирование HR-функции в современной организации: демографические проблемы, «война за таланты» (War for Talent), снижение корпоративной лояльности, рост темпов изменений, неопределенность внешней среды. Внутренние факторы, влияющие на формирование HR-функции в современной организации. Современные подходы к управлению персоналом: внутренний маркетинг (Internal Marketing), управление по ценностям (Management by Values). Модель управления по ценностям С. Долана и С. Гарсиа. HR – бизнес партнер. Управление талантами. Управление поколениями. Формирование бренда работодателя. HR-аналитика. Управление человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства и туризме: специфические черты, основные проблемы и тенденции.
  • Стратегия и политика управления человеческими ресурсами организаций индустрии гостеприимства и туризма
    Понятия «стратегия управления человеческими ресурсами» и «политика управления человеческими ресурсами (кадровая политика)» организации. Общая стратегия организации и стратегия управления человеческими ресурсами: варианты взаимосвязи. Основные этапы и особенности разработки стратегии управления человеческими ресурсами. Классификации стратегий управления человеческими ресурсами. Варианты стратегий управления человеческими ресурсами и особенности кадровых политик организаций сферы гостеприимства и туризма.
  • Технологии подбора персонала в организациях индустрии гостеприимства и туризма
    Процедура подбора персонала. Кто в организациях индустрии гостеприимства и туризма (далее – ИГиТ) отвечает за вопросы подбора персонала? Разработка требований к должности (Job Profile). Требования к должности в организациях ИГиТ. Источники привлечения персонала в организации ИГиТ. Современные технологии подбора персонала. Отбор персонала в организациях ИГиТ. проведения. Assessment-Center. Принятие решения о приеме на работу, предложение о работе. Digital технологии в подборе персонала.
  • Адаптация персонала в организациях индустрии гостеприимства и туризма
    Основные цели, задачи и направления адаптации. Продолжительность адаптационного периода. Особенности адаптации различных категорий персонала. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации персонала. Кто в организациях ИГиТ занимается вопросами адаптации персонала? Документы, регламентирующие процесс адаптации персонала. Основные этапы адаптации персонала. Программы адаптации (ориентации) персонала в организациях ИГиТ. Критерии оценки результатов адаптации. «Симптомы» психологической дезадаптации сотрудника. Книга (справочник) сотрудник».
  • Стимулирование персонала в организациях индустрии гостеприимства и туризма
    Новые подходы к мотивации и стимулированию персонала: мотивация 3.0. Типы мотивации сотрудников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. Мотивационные профили сотрудников в организациях ИГиТ. Современные формы стимулирования персонала. Особенности стимулирования сотрудников с разными типами трудовой мотивации. От управления мотивацией к управлению благополучием сотрудников. Well-being программы. Практики стимулирования персонала в организациях ИГиТ.
  • Технологии обучения и развития персонала в организациях индустрии гостеприимства и туризма
    Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации (Learning Organization Concept), корпоративный университет (Corporate University), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (Talent Management). Основные направления развития персонала в организациях ИГиТ. Современные формы наставничества. Сторителлинг. Digital технологии в обучении персонала. Подходы к управлению карьерой. Развитие командного взаимодейтвия - teaming. "Нетрадиционные" подходы к развитию персонала: «FISH» философия, Sign spinning, лидерство без титулов. Практики обучения и развития персонала в организациях ИГиТ.
  • Технологии оценки персонала организаций индустрии гостеприимства и туризма
    Основные цели и формы оценки персонала. Кто проводит оценку персонала в организациях ИГиТ? Современные методы оценки персонала. Методы оценки персонала в организациях ИГиТ. Обратная связь и принятие решений по итогам оценки. Digital технологии в оценке персонала. Психометрика. Инструменты психометрической оценки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (письменная аналитическая работа)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты: ручка, чистый лист бумаги; На компьютере необходимо выключить все приложения, вкладки браузера, кроме: вкладки с платформами StartExam и Examus. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения о дальнейшем участии студента в экзаменах. Вопрос о переносе экзамена решается согласно временному положению о проведении промежуточной аттестации 2020 НИУ ВШЭ. Правила проведения экзамена: Основные правила проведения экзамена установлены регламентом прохождения экзамена с применением технологии асинхронного прокторинга в рамках промежуточной аттестации. Дополнительно, на данном экзамене студенту разрешено: Пользоваться ручкой и чистым листом бумаги в качестве черновика. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут в течение экзамена. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam на более чем 5 минут в течение экзамена и является основанием для принятия решения о прекращении экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.4 * Домашнее задание (письменная аналитическая работа) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегическое управление человеческими ресурсами, Армстронг, М., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benckendorff, P., Edward Elgar Publishing, & Zehrer, A. (2017). Handbook of Teaching and Learning in Tourism. Northampton, MA: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1463232
  • Burke, R. J., & Christensen Hughes, J. (2018). Handbook of Human Resource Management in the Tourism and Hospitality Industries. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1696094
  • De Silva, J. A. M., Jafari, J., & Fayos Solá, E. (2012). Knowledge Management in Tourism : Policy and Governance Applications. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=527208
  • Tesone, D. V. (2008). Handbook of Hospitality Human Resources Management (Vol. 1st ed). Oxford, UK: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=240221
  • Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии, Лавлок, К., 2005
  • Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии : учеб. пособие / А.В. Ребров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 346 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20622. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/993450
  • Райли, Майкл. Управление персоналом в гостеприимстве: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом» (062100) и сервиса (230000) / М. Райли ; Пер. с англ. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 191 с. (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00873-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028614