• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Региональная идентичность и культурно-историческая память в России

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.02. Лингвистика
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на изучение вопросов формирования идентичности в контексте общественно-политического развития российских регионов в XVIII-XXI столетиях, а также изменения историко-культурной памяти указанных территорий. В практическом отношении речь идет об анализе вопросов формирования и изменения региональной идентичности, в сочетании с изучением механизмов и социальных практик культурноисторической памяти, которые были востребованы в России и сопредельных странах в течение трех столетий (с раннего нового времени по настоящее время), то есть применительно к России существовали (актуализировались или маргинализировлись) в рамках имперского, советского и/или постсоветского дискурсов. Во время курса рассматриваются как теоретические основания современной исторической регионалистики и истории памяти как гуманитарных дисциплин. Студенты изучют как текстуальные (от художественных литературы до мемуаристики и документальной прозы), так и визуальные источники (от живописи до фотографии и хроникальной съемки), а также исследуют взаимодействие между ними. Особый круг материалов к изучению составляют историографические тексты. Междисциплинарный характер курса позволяет сочетать историкокультурологические методы работы с источниками с методами анализа визуальности, а также работой с большими массивами оцифрованных данных. Языки реализации дисциплины – русский и английский.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студента с историей регионов России (XVIII - XXI вв.)
  • Ознакомление студента с методами работы современной исторической регионалистики (“Area Studies”), вопросами формирования идентичности и истории памяти
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые методологические подходы исторической регионалистики, использующиеся при интерпретации источников и анализе вопросов складывания и развития идентичности
  • Умеет пользоваться навыками исследовательской работы, предложенными историей памяти
  • Умеет применять методологию региональных исследований при интерпретации текстуальных и визуальных источников, процессов складывания идентичности (в том числе и региональной)
  • Умеет пользоваться навыками критической оценки практик выстраивания знания о прошлом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Историческая регионалистика. “Area Studies”. Регионы России: современные и исторические формы позиционирования территории
    Предмет дисциплины. Понятие «регион». Регион как абстрактная аналитическая единица (без прямой связи с категориям этнического или языкового порядка), а именно как территория, населенная разными людьми со сложившимся укладом – Центральная Россия, Урал, Сибирь, Дальний Восток и т. д. Терминологическое поле: проблематизация и историзация. Возникновение и введение в оборот терминов «регион», «область», «край». Географическое позиционирование регионов (Центральная Россия, Дальний Восток, и т.д.). Влияние на восприятие региона значимых в дискурсивном отношении историко-культурных конструктов («Север», «Юг», «Восток», «Запад», «Европа», «Азия», «царство», «империя», «нация», «пограничье», «фронтир», «колония», «ориентализм» (в терминологии Э. Саида), «центр», «периферия», «(несостоявшаяся) столица», «провинция», «маргинальность» и др.
  • Теория история памяти
    Предмет дисциплины. Исследовательские подходы и практики, выработанные в рамках французской и немецкой школ истории памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассман). Место истории памяти в контексте новых подходов современной историографии (новая политическая история, количественные методы, «лингвистический поворот», культурная антропология, устная история, микро история). «Социальная память» (М. Хальбвакс). Работа М. Хальбвакса «Коллективная и историческая память» и становление нового направления в 1930-е – 1940-е гг. Влияние социологии Э. Дюркгейма. Понятия «коллективная» и «индивидуальная» память. Социальные и временные границы «коллективной памяти». Авторство «коллективной памяти». Выражение эмоций и общественная среда. «Места памяти» П. Нора. Проект П. Нора «Места памяти» и развитие подхода в Франции в 1960-е – 1980-е гг. Эпоха «торжества памяти» и «мемориальная эпоха». История и память. Идентичность и память. Реакция академического сообщества на результаты работы группы П. Нора. Критика подхода П. Нора (Т. Джадт). «Культурная память» и «коммуникативная память» (Я. Ассман). Развитие концепции в Германии. Работа Я. Ассмана «Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности». «Коммуникативная» и «культурная» память. «Горячая» и «холодная» память. Темпоральные режимы (Алейда Ассман). Распад прошлого, настоящего и будущего. Прошлое как ключевой феномен. Изменение отношения к будущему.
  • Регионы России: память и идентичность
    Процессы формирования идентичности российских регионов на разных уровнях – от описания до политической практики и экономического воздействия. Проблема успешного и неуспешного встраивания региональной идентичности в общероссийскую. Складывание культурно-исторической (коллективной) памяти регионов: механизмы, социальные практики и институты памяти. Воображаемая география, интерпретационные модели в исторической перспективе. Региональная история и пространство города. Концепт «столичности». Региональные столицы России (Александров, Вологда, Тобольск, Омск, Новосибирск, Куйбышев (Самара), Свердловск (Екатеринбург), Владивосток и др.). Концепт «несостоявшаяся столица». Идентичность и сепаратизм. Парадипломатия регионов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговая письменная работа + 0.7 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Assmann, A. (2014). Transnational Memories. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D7305AE2
  • Evtuhov, C. (2011). Portrait of a Russian Province : Economy, Society, and Civilization in Nineteenth-Century Nizhnii Novgorod. Pittsburgh, Pennsylvania: University of Pittsburgh Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=829262

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lem, W. (1995). Identity and History: Class and Regional Consciousness in Rural Languedoc. Journal of Historical Sociology, 8(2), 198. https://doi.org/10.1111/j.1467-6443.1995.tb00087.x
  • Remnev, A. V., Von Hagen, M., & Burbank, J. (2007). Russian Empire : Space, People, Power, 1700-1930. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=225219