• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Историческая семантика образа в европейской культуре Нового времени

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Дежуров Арсений Станиславович, Иванова Юлия Владимировна, Соколов Павел Валерьевич, Чечович Светлана
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

В конкретном приложении будет исследование феномена канона и классики в романтической и постромантической культуре, форм и стратегий рецепции античного наследия в философии, литературе и искусстве, а также наследия, Nachleben, гуманистической и барочной культуры (от символологии и философии мифологии до Sinnbildforschung) в эпоху романтизма и Модерна. Особое место в программе курса занимают методы анализа функций классического наследия и форм присутствия «общих мест» европейской классической традиции в словесных и фигуративных искусствах эпохи постмодерна.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • проследить судьбу наследия донововременной риторической культуры в романтическую и постромантическую эпоху, подведшую черту под периодом «рефлексивного традиционализма» и выдвинувшую на первый план «эстетику гения» с характерными для нее представлениями о творческой оригинальности и неприятием риторики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает концепции, позволяющие обозначить различия в формировании «общих мест» нововременной культуры в сравнении с культурами античности и Средневековья
  • Знает историю рецепции барочных образов, сюжетов и категорий в романтической литературе XIX столетия.
  • Знает основные направления и формы рецепции резервуара античных образов и нарративов в Европе XIX в
  • Знает историю творческого освоения средневековой визуальной и нарративной архетипики в эпоху романтизма.
  • Знает пути образования форм «готового слова» после «романтического поворота»
  • Знает основные пути рецепции античности в культурах Центральной и Восточной Европы, топосы, связанные с самопозиционированием Речи Посполитой. Имеет представление о развитии неолатинской литературы в славянских странах в раннее Новое время.
  • Знает топосы, связанные с пограничным, рубежным положением стран Центральной и Восточной Европы и осмыслением этого положения в культурах центрально- и восточноевропейских народов.
  • Знает важнейшие топосы, обобщающие восприятие национальных катастроф в культурах Центральной и Восточной Европы.
  • Знает основные стереотипы, обобщавшие восприятие друг друга представителями разных славянских народов, а также восприятие славянами «иноверцев» - иудеев и мусульман.
  • Знает о типичных чертах и стереотипах западноевропейских дискурсов о Балканах
  • Знает разные пути воплощения представлений о Востоке и Западе в балканских литературах и искусстве.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Архетипика Ренессанса и барокко
    Синэстетические инварианты ренессансной и барочной культуры: prisca theologia; homo universalis; «петраркистская антропология»; «езда в остров любви» и мифология в культуре рококо (от «Гипнэротомахии Полифила» до Василия Тредьяковского); рецепция общих мест античной идиллии; vanitas и макабрическая архетипика барокко; theatrum mundi; алхимическая символология и новое понимание фигуры мага («Фауст»); «шабаш ведьм».
  • Тема 2. Темы и образы барочной мифологии в романтической философии и литературе.
    Архетипика сентиментализма, преромантизма и романтизма: топика готического романа (новая жизнь старых топосов: проклятое место (в т.ч. замок) и проклятый род, инцест, «волшебные» и «заветные» предметы, позволяющие устанавливать идентичность персонажей и связь между отдаленными событиями); сумасшествие и слабоумие, право «идиота» и «помешанного» на собственный «особый» мир; «двоемирие» и новый статус поэта и художника; Doppelgänger; вампир; мертвая невеста и любовник-мертвец, эстетика вырождения; «рождение детства» и образ Миньоны.
  • Тема 3. Рецепция античных образов и нарративов у романтиков и после: от Шиллера до Даумера.
    Формы рецепции теорий и способов интерпретации древней мифологии, разработанных полигисторами, антикварами и философствующими филологами эпохи барокко (Дж. Астори, С. Бошар, Г. И. Фосс, Н. Фрере, П. Э. Яблонский), в романтической и постромантической философии и истории мифологии (Г. Ф. Крейцер, Ф. В. Й. Шеллинг, Й. Геррес, И.А. Канне, Фр. Шлегель, барон де Сент-Круа, Г.Ф. Даумер). В наследство от эрудитской мифологии XVI – начала XVIII вв. романтикам достался не только огромный массив исторических сведений по восточной и грекоримской мифологии и разнообразный инструментарий методов исторической и филологической критики источников, но и богатый опыт историософского, натурфилософского и богословского их осмысления. Несмотря на то, что риторика радикальной новизны и решительного разрыва с прошлым побуждала авторов романтической ориентации скрывать свою преемственность с барочной мифологической наукой, для целого ряда категорий и проблем романтической символологии и мифологии (интерпретация самофракийских мистерий у Ф. В. Й. Шеллинга, теория мифологического языка у Ф. Крейцера и его же теория символа, концепция этимологии у И.А. Канне) без труда можно найти явные или скрытые барочные прототипы. Часто мы можем обнаружить, что используемый романтиками мифологический субстрат был определенным образом «преформирован» барочными исследователями мифа, как бы «провоцируя» спекулятивную его интерпретацию: так, объединение семитского (древнееврейского и финикийского) и «нордического» (германо-скандинавского) мотивов в генеалогии культа кабиров у Шеллинга восходит к «Диссертации о кабирических богах» Дж. Астори конца XVII столетия.
  • Тема 4. Средневековый имагинариум романтической культуры.
    Освоение Средневековья и фазы «возвращения» к Средневековью в культуре Западной Европы. Творчество прерафаэлитов и его историко-культурный контекст. 6 Рихард Вагнер как композитор и историософ. Европейская мифология в осмыслении Вагнера. Восприятие европейского Средневековья в России от Павла I до Александра Блока. Русское Средневековье в российской литературе XIX-XX вв. Готический стиль в русской архитектуре XVIII - нач. XX вв.
  • Тема 5. Топика по ту сторону культуры готового слова.
    Проблематика гения в романтической культуре. Диалектика воображения и подражания от классицизма к романтизму. Оригинальность автора и конгениальность читателя в романтической культуре. Расширение границ эстетического и топика культуры декаданса.
  • Тема 6. Античность в культуре Центральной и Восточной Европы.
    Образы Рима. Идея Республики (Речи Посполитой). Латинский язык в культурах региона
  • Тема 7. Образы миссионизма. Идея и образы ante murales в культурах региона
    Государства Центральной и Восточной Европы как "передовой рубеж" обороны христианства (католицизма, Европы). Сарматизм как "культурная формация" мира "пограничных крепостей".
  • Тема 8. Образы "золотого века" и национальных катастроф.
    Триумф и травма как экстремумы нарративов национально памяти. Позднее Средневековье/раннее Новое время как источник образов национальных триумфов и травм. Мифологизация габсбургского прошлого и межвоенного периода. ХХ век - источник образов травматической памяти.
  • Тема 9. Образы "Другого". Гетеростереотипы как способ выстраивания автостереотипов.
    Ксенология Центральной и Восточной Европы: "немец", "москаль/русский", "еврей", "мусульманин".
  • Тема 10. Введение в культуры Балканского полуострова
    Гомер и сербская эпическая традиция. Образы героя и геройства в сербской литературе от Средних веков до Нового времени. Образы женщины в сербской литературе. Мифологические фигуры: нимфы, дьявол, ведьма, вампир. Развитие сербской традиции эпоса в эпоху турецкого владычества. Вук Караджич и его роль в собирании и записывании сербского эпоса. Его корреспонденты – Старец Милия и Филип Вишнич, народные сказители и гусляры. Персонажи эпоса: Марко Кралевич, Змай Огненный Вук, Страхинич Бан, Мали Радоица, Милош Обилич, Старый Вуядин, Сенянин Иво. Образы женщин в эпосе. Животные и мифологические существа в циклах эпической поэзии. Значение косовского завета для сербской культуры и литературы.
  • Тема 11. Образы Балкан в западноевропейской мысли.
    Топос варвара в Европейской культуре XIX и XX вв: критическое рассмотрение представления о Балканах западных, в особенности британских, путешественников (Бернар Шо, Агата Кристи, Лоренс Дарел, Ивлин Во, Ребека Вест). Зарождение балканизма по аналогии с ориентализмом Э. Саида. Балканизм – совокупность западноевропейских представлений о Балканах как антиподе Западной Европы – варварской и отсталой среде. Ориенталистские представления о Балканах и их влияние на самосознание балканских интеллектуалов и на формирование их идентичности (особенно в XX в.). Формы и образы сопротивления доминирующим западноевропейским дискурсам о Балканах.
  • Тема 12. Представления о Востоке и Западе в балканских литературах.
    Географическое положение Балкан как пограничья между Востоком и Западом. Влияние Востока и Запада на культуры Балканских народов. Балканы как перекресток культур и религий (христианской, иудейской, исламской). Образы Востока и Запада в балканских литературах, особенно в сербской литературе и искусстве (на материале романов Ивы Андрича, Милоша Цернянского и других авторов)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опросы на семинарах
  • неблокирующий Презентация на семинаре
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Опросы на семинарах + 0.4 * Презентация на семинаре + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дворжак Макс - История искусства как история духа - Издательство "Лань" - 2014 - 369с. - ISBN: 978-5-507-40730-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51636

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Винкельман И.И. - История искусства древности - Издательство "Лань" - 2014 - 788с. - ISBN: 978-5-507-37931-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46382
  • Гнедич П.П. - История искусства с древнейших времен - Издательство "Лань" - 2013 - 500с. - ISBN: 978-5-507-31032-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32036