• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Искусство оксидентализма: Китай и Япония, XVІІ – XІX вв.

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гусева Анна Валентиновна, Дубровская Динара Викторовна
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ставит своей целью познакомить студентов 2-го курса магистратуры с искусством Китая и Японии Нового времени сквозь призму межкультурных контактов между Востоком и Западом, характерных для этого времени. В данном курсе будут рассмотрены художественные и культурные явления, связанные с освоением западноевропейских паттернов в искусстве Дальнего Востока. Если такие понятия как «ориентализм», «шинуазри» и «японизм», отражающие проникновение и переосмысление западноевропейской культурой восточных мотивов в живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, уже прочно закрепились в истории культуры и искусства, то понятие «оксидентализм» крайне редко используется применительно к искусству XVІІ-XІX веков дальневосточного региона. В этом курсе на примере искусства Китая и Японии будут рассмотрены такие явления как увлечение взаимодействие китайской и западноевропейской традиции в живописи Китая династии Цин; изучение и освоение западноевропейских техник и приёмов художниками Японии в период Эдо; проникновение западноевропейских мотивов и образцов в керамическое производство Китая и Японии в XVІІ-XVІІІ; а так же массовому проникновению западноевропейских образцов со второй половины XІX века и проявление этого феномена в искусстве Китая и Японии. Кроме того, внимание будет уделено формированию теоретического научного дискурса вокруг понятия «оксидентализм» в современном искусствознании и культурологии; а так же особенностям экспертизы и коллекционирования таких произведений искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представление о месте и роли культурных и исторических контактов в развитии истории искусств на примере дальневосточного региона
  • развить представление об основных подходах и актуальных методах исследования памятников и явлений, связанных с изучением искусства Дальнего востока в свете контактов с западноевропейской культурой Нового и Новейшего времени
  • выработать умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Китая и Японии Нового времени; раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностями создавшей её культуры
  • получить первоначальное представление о стилистических особенностях искусства Китая и Японии, а так же уметь выделять черты влияния западноевропейского искусства и культуры в искусстве Дальнего востока, и наоборот
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание хронологии и основных этапов культурных и исторических контактов между странами Западной Европы и Дальнего Востока
  • знать основные типы памятников, а также их стилистические и технологические характеристики
  • имеет представление об основны музейных коллекциях искусства Дальнего Востока
  • умеет раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Китая и Японии Нового времени
  • имеет представление об основных подходах и актуальных методах исследования памятников и явлений, связанных с изучением искусства Дальнего Востока в свете контактов с западноевропейской культурой Нового и Новейшего времени
  • умеет выделять черты влияния западноевропейского искусства и культуры в искусстве Дальнего востока, и наоборот
  • умеет включать междисциплинарные методы при проведении искусствоведческого исследования
  • понимает особенности развития и формирования историко-культурного контекста и его взаимосвязи с развитием искусства на примере династии Цин
  • владеет специальной терминологией и знает методы её транскрибирования на русский язык
  • умеет представлять результаты исследования с использованием специальной терминологии, понимает научную полемику по теме
  • умеет работать с визуальными источниками разного типа (карты, ширмы, графические работы, живописные произведения) в соответствии с поставленными целями научного исследования
  • умеет провести формально-стилистический анализ произведения, созданного в рамках японской культуры
  • умеет работать с документальными и визуальными источниками по культуре эпохи Эдо и Мэйдзи
  • знает основные этапы и стилистические особенности развития искусства на Дальнем Востоке после 1600-х гг
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство оксидентализма: Китай и Япония, XVІІ – XІX вв. Введение. Постановка проблемы. Терминология
    Вопросы, связанные с взаимопроникновением и взаимовлиянием того, что веками понималось под Западом и Востоком и их взаимным изучением, представляют собой огромный комплекс проблем, принадлежащих целому ряду областей гуманитарного знания. Введение в курс ставит цель обрисовать комплекс проблем, связанных с рецепцией и переработкой в странах Дальнего Востока – а именно, в Китае и Японии – западного искусства, поступавшего в эти страны вместе с проповедниками-иезуитами, голландскими переселенцами, по дипломатическим и другим каналам. В курсе будет описана историческая и общекультурная ситуация, вызвавшая интерес к искусству западных стран, формы, в которых воспринималось это искусство, наиболее распространенные жанры, техника и область распространения западного искусства в Китае и Японии. Для лучшего понимания процессов синизации и японизации классицизма, барокко, перспективного построения пространства, свето-теневой моделировки, введения масляной живописи и других приемов западного искусства в странах Дальнего Востока будет введен и объяснен комплекс терминов, не только связанных с изучением Востока на Западе и Запада на Востоке, но и новый термин «оксидентализм», отчасти зеркальный уже привычному термину «ориентализм», популяризированному Эдвардом Саидом, но предлагающийся к применению в более узкой области – в культурологии и искусствоведении. Среди терминов и понятий, предлагаемых вниманию магистрантов, ориентализм в социологическом и искусствоведческом понимании, тюркери, шинуазри и жапонизм со стороны западной культуры и истории искусства и понятия вестернизация, оксидентализм, Цинский стиль, китайская chinoisery in reverse, придворный стиль, стиль Трех великих правлений (трех великих маньчжурских императоров Китая XVIII в. Канси, Юнчжэна и Цяньлуна) и основные художественные методы, служившие обеспечению интереса художественных кругов и заказчиков-императоров к западным веяниям, вроде метода сянь-фа хуа – «перспективного метода».
  • Искусство оксидентализма: Китай и Япония, XVІІ – XІX вв. Искусство и культура Китая периода Цин и контакты с Западом.
    В науке достаточно долго практически не уделялось внимания западно-ориентированным тенденциям в искусстве эпохи Цин. Лишь по мере изучения влияния трудов миссионеров-иезуитов на науку и философскую мысль маньчжурского Китая более пристальный взгляд был направлен на определенную вестернизацию придворного искусства после того, как работавшие там итальянские, французские и немецкие мастера удовлетворили сначала интерес императора Канси к западным точным наукам – математике и астрономии, а затем по его прямому приказу вызвали из Европы художника-перспективиста, которым оказался итальянский барочный мастер Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин). В разделе освещается теория и практика художественного взаимодействия традиционного китайского – придворного и ученого – искусства, вопросы, связанные с императорским заказом, определение и понимание меры, в которой вводились западные художественные приемы, материалы и техника при создании «синтетического» сино-европейского стиля, основные работы – как живописные, так и архитектурные (дворцово-парковый комплекс Сиян-лоу), комплекс произведений декоративно-прикладного искусства и набор гравюр «О завоевании Западного края», явившийся ярким примером прямого взаимодействия европейских художников, работавших при маньчжурском дворе, и французских граверов и печатников. Цель этого раздела создать у магистрантов понимание роли и влияния западного искусства на дальнейшее развитие китайского придворного искусства наряду с искусством маймачэнов – столичных мастерских, быстро освоивших основные мотивы вестернизированного придворного искусства и с течением времени начавших продавать произведения, созданные в оксиденталистском стиле, самим европейцам. Будет сделан вывод о вкладе европейских художников в постепенную трансформацию китайского придворного искусства и рассмотрены вопросы, связанные с наследием художников-оксиденталистов, о стилистических особенностях китайского вестернизированного искусства XVIII–XIX вв.
  • Искусство оксидентализма: Китай и Япония, XVІІ – XІX вв. Искусство и культура Японии периода Эдо и контакты с Западом.
    Искусство Японии периода правления сёгуната Токугава довольно продолжительное время трактовалось в западно-европейской историографии как искусство «в себе», искусство чуждое внешних воздействий и влияний западного мира. Иногда эта позиция трактовалась позитивно как позволившая сформировать то самобытное искусство, которое очаровало Запад во второй половине XІX века. Иногда — негативно, как искусственная закрытость и отгороженность от мира, приведшая к отставанию, например в техническом прогрессе. Однако, в свете исследований последних десятилетий, посвященных изучению японского искусства периода Эдо и Мэйдзи, эта черно-белая позиция считается устаревшей. При ближайшем рассмотрении, оказывается, что довольно интенсивные контакты, продолжавшиеся до 1630-х годов — политики «сакоку» ( закрытых границ) — были очень интенсивными и оставили заметный след на искусстве и культуре этого времени. В то же время сохранение южного порта Нагасаки как единственного доступного иностранным судам (во второй полвине XVІІ века только голландским, китайским и корейским, а с середины XVІІІ в и другим, в том числе российским)сохраняли постоянный приток информации с Запада. А интеллектуалы и художники не были имели представлении об особенностях западноевропейской техники и в частности перспективы, различных жанрах (натюрморте, ведуте и портрете), и даже о живописи маслом. Влияние западноевропейской традиции не было таким громогласным, как после 1868, но в эпоху Эдо японские художники часто с не меньшем увлечением, чем потом западноевропейские изучали иностранные образцы. Например, художники школы Акита-ха выработали свой узнаваемый стиль, изучая живопись маслом и гравюры. Художники, работавшие большей частью в гравюре укиё-э изучали прямую перспективу и использовали ее. Художник Маруяма Окё выработал свой стиль привнеся в японскую живописную школу западноевропейскую трактовку объема и воздушного пространства. Художник Ватанабэ Кадзан, увлекавшийся «голландскими науками» ( как называли все западные книги) вывел портретное искусство на совершенно новый уровень тонкого психологизма, чего никогда не было в дальневосточном портретном искусстве. Цель этого раздела показать, что уникальный стиль и богатство японского искусства периода Эдо, сформировались совсем не только потому, что все границы были на замке, а является результатом сложного и насыщенного художественного поиска своего языка, поиска новых источников и новых инструментов для воплощения новых задач. И западные науки и искусство так же стали элементом формирования этого нового стиля эпохи Эдо.
  • Искусство оксидентализма: Китай и Япония, XVІІ – XІX вв. Интерпретация и восприятие западного в японском после 1868 года.
    Цель этого раздела проследить и обсудить революционность изменений происшедших в искусстве Японии после 1868 года, когда границы были открыты и по западному образцу перестраивались не только правительственные структуры, но и образовательные в том числе в искусстве. Происходит изменение в системе художественного обучения и от «ремесленной» системы внутри мастерских обучение переходит в университеты. Происходит выделение школ «ё-га» (западная живопись) и «нихон-га» ( японской живописи). Начинает обсуждаться проблема «национального в искусстве»и «национального искусства» и в интеллектуальное среде ведутся жаркие споры между «западниками» и «японофилами». В лекциях и на семинарах, мы обсудим, как это отражается на искусстве и как это проявляется в искусстве? В то же время на Западе происходит всплеск увлечения искусством Японии, получивший наименование «японизма» и оказавшего сильнейшее влияние на формирование искусства импрессионистов и пост-импрессионистов, графического искусства рубежа веков, и конечно стиля ар-нуво в архитектуре, мебели и ювелирном искусстве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задания
  • неблокирующий Доклад-эссе
  • неблокирующий Экзаменационное эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Доклад-эссе + 0.2 * Домашнее задания + 0.4 * Экзаменационное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bushell, S. W. (2012). Chinese Art. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=455924
  • Nishiyama, M., & Groemer, G. (1997). Edo Culture : Daily Life and Diversions in Urban Japan, 1600-1868. Honolulu, HI: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=39145
  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clarke, D. J. (2011). Chinese Art and Its Encounter with the World. Hong Kong: Hong Kong University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=410603
  • Finlay, R. (2010). The Pilgrim Art : Cultures of Porcelain in World History. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=317196
  • Hutchinson, R. (2011). Nagai Kafu’s Occidentalism : Defining the Japanese Self. Albany, [New York]: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=408727
  • Martine Julia van Ittersum. (2015). Adam Clulow, The Company and the Shogun: The Dutch Encounter with Tokugawa Japan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2533BB4F