• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Зоология позвоночных животных

Статус: Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление: 06.03.01. Биология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Зиновьев Андрей Валерьевич, Сибирякова Ольга Викторовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Зоология – это фундаментальная наука, которая обобщает молекулярно-генетические, физиологические, морфологические и поведенческие направления исследований животных в рамках экологического и эволюционного подходов. С этой точки зрения курс зоологии позвоночных можно рассматривать как базовый или фундаментальный для понимания строения и жизнедеятельности представителей позвоночных животных, к которым относится в том числе и человек. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Зоология позвоночных животных», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Базовая часть» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой профильной части. Осваивается на 1 курсе в 3-4 модуле. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных животных». Основные положения дисциплины «Зоология позвоночных животных» будут использоваться при прохождении дисциплин «Физиология животных и человека», «Эволюционная биология развития», «Теории эволюции» и практики на 1 курсе образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение и углубление биологического образования студентов.
  • формирование естественно-научного мировозрения, понимание проблем и современного состояния мегасистемы животного царства.
  • изучение внешнего и внутреннего строения, скелета, систематики, экологии и происхождения всех основных классов Позвоночных.
  • знание закономерностей развития животного мира от примитивных хордовых (класс Бесчерепные) до млекопитающих (включая человека) и птиц, морфофизиологической организации, филогении, особенностей эмбриогенеза, физиологии, воспроизведения, географического распространения, роли в экосистемах и практического значения основных типов и классов позвоночных животных, важности сохранения биоразнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом, истории становления зоологии как науки.
  • умение ориентироваться в морфологическом и видовом разнообразии животных, в том числе редких и исчезающих видов и групп, в методологии систематики животных, основных направлениях эволюции и морфофизиологической организации главнейших таксонов; определять животных, рассказывать об основных биологических особенностях строения типов беспозвоночных.
  • владение навыками творческого обобщения полученных знаний, конкретного и объективного изложения своих знаний в письменной и устной форме, определения таксономической принадлежности животных, камеральной обработки зоологического материала, работы со световыми микроскопами, зарисовки и оформления результатов работы; техникой и методикой осуществления лабораторного синтеза и выделения несложных органических соединений и их идентификации; техникой и методикой демонстрационного эксперимента; техникой безопасности при выполнении химических экспериментов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Изучение определений, методов и задач зоологии позвоночных, основных этапов ее развития. Знание основных законов эволюции животных.
  • Знание анатомии ланцетника.
  • Знание особенности развития и строения личинок асцидий. Умение обосновать присутствия оболочников в типе хордовых. Знание гипотез о происхождении хордовых.
  • Освоение анатомии миноги.
  • Освоение анатомии акулы.
  • Освоение биологического разнообразия бесчелюстных и хрящевых рыб в настоящее время и в прошлом.
  • Знание их роли в экосистемах.
  • Знание анатомии щуки или иного представителя костных рыб.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием костных рыб.
  • Освоение их роли в экосистемах.
  • Ознакомление с анатомией травяной лягушки.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием амфибий.
  • Усвоение их роли в экосистемах.
  • Знание анатомии агамы или другого представителя класса рептилий.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием рептилий в настоящее время и в прошлом.
  • Изучение анатомии крысы.
  • Изучение биологического разнообразия млекопитающих, различных экологических групп этого класса.
  • Знание роли млекопитающих в экосистемах.
  • Изучение анатомии перепела или иного представителя класса птиц.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием птиц, различными экологическими группами этого класса.
  • Знание роли птиц в экосистемах.
  • Изучение позвоночных животных и истории планеты (с элементами зоогеографии).
  • Изучение позвоночных животных и экологии биосферы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в предмет.
    Место зоологии позвоночных в системе современной биологии. Определение, методы и задачи зоологии позвоночных, основные этапы ее развития. Основные законы эволюции животных. Система типа хордовых.
  • Тема 2. Ланцетник – современный представитель подтипа Головохордовых – простейшая «модель» хордовых.
    Ключевые черты организации хордовых, отражающие принципиальные этапы истории эволюционного становления типа. Комплекс специфических черт хордовых, определивший их эволюционный успех. Формирование зародышевых листков у хордовых; образование связанных с ними основных систем органов.
  • Тема 3. Два подтипа Низших Хордовых: подтип Головохордовые и подтип Оболочники.
    Два подтипа Низших Хордовых: подтип Головохордовые и подтип Оболочники (необходимые ссылки на материал курса зоологии беспозвоночных) Особенности развития и строение личинок асцидий. Обоснование присутствия оболочников в типе хордовых. Гипотезы о происхождении хордовых.
  • Тема 4. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика подтипа позвоночных.
    Миноги и миксины– современные круглоротые - представители раздела бесчелюстных. Морфологическое своеобразие класса круглоротых, связанное со спецификой их образа жизни.
  • Тема 5. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика раздела челюстноротых.
    Класс хрящевые рыбы. Морфофункциональные и физиологические адаптации к особенностям водной среды. Передвижение в плотной среде, захват пищевых объектов, дыхание, кровообращение, водно-солевой обмен, функционирование органов чувств. Особенности размножения.
  • Тема 6. Биологическое разнообразие хрящевых рыб.
    Биологическое разнообразие хрящевых рыб. Их роль в экосистемах.
  • Тема 7. Класс костные рыбы.
    Класс костные рыбы. Система класса: лучеперые и лопастеперые рыбы. Пути окостенения скелета. Морфофункциональные и физиологические адаптации костистых рыб к особенностям водной среды. Передвижение в плотной среде, захват пищевых объектов, дыхательная система, кровообращение, водно-солевой обмен. Особенности размножения. Морфологические особенности кистеперых и двоякодышащих рыб. Адаптации, создавшие предпосылки к освоению суши. Исторические причины и стимулы к освоению позвоночными суши. Происхождение наземных позвоночных.
  • Тема 8. Биологическое разнообразие костных рыб.
    Биологическое разнообразие костных рыб. Их роль в экосистемах.
  • Тема 9. Амфибии как первый класс наземных позвоночных.
    Амфибии как первый класс наземных позвоночных. Преобразования опорно-двигательной системы, дыхательной системы, захвата пищевых объектов, кровообращения, водно-солевого обмена, органов чувств, обусловленные воздушной средой и силами гравитации. Морфофизиологические ограничения к распространению амфибий в наземной среде. Размножение амфибий. Метаморфоз, неотения.
  • Тема 10 Биологическое разнообразие амфибий.
    Биологическое разнообразие амфибий. Их роль в экосистемах.
  • Тема 11. Анамнии и амниоты.
    Анамнии и амниоты. Ароморфозы, обусловившие становление амниот. Амниотическое яйцо, внутреннее оплодотворение, утрата личиночной стадии, формирование грудной клетки и смена механизма дыхания, ороговение кожи, тазовая почка. Морфологические и экологические особенности класса рептилий. Пути эволюции осевого черепа. Особенности посткраниального скелета. Кровеносная система.
  • Тема 12 Биологическое разнообразие рептилий.
    Биологическое разнообразие рептилий. Их роль в экосистемах.
  • Тема 13. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса млекопитающих.
    Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса млекопитающих. Морфофизиологические преобразования, обеспечившие высокий уровень метаболизма и становление гомойотермии. Механизмы терморегуляции, особенности дыхательной, кровеносной, пищеварительной и выделительной систем. Специфические эволюционные преобразования в черепе и посткраниальном скелете, связанные со становлением млекопитающих. Особенности размножения млекопитающих. Центральная нервная система позвоночных, основные этапы ее эволюции в ряду позвоночных.
  • Тема 14. Биологическое разнообразие млекопитающих.
    Биологическое разнообразие млекопитающих. Их роль в экосистемах.
  • Тема 15. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса птиц.
    Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса птиц. Гомойотермия – механизмы терморегуляции, специфика дыхательной системы, особенности кровеносной системы. Специфика организации птиц в связи с адаптацией к полету. Особенности размножения. Происхождение птиц.
  • Тема 16. Биологическое разнообразие птиц.
    Тема 16. Биологическое разнообразие птиц. Их роль в экосистемах.
  • Тема 17. Позвоночные животные и история планеты.
    Позвоночные животные и история планеты (с элементами зоогеографии).
  • Тема 18. Позвоночные животные и экология биосферы.
    Позвоночные животные и экология биосферы. Обсуждение дополнительных материалов по теме лекции и закрепления представлений о мировом биологическом разнообразии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (два открытых вопроса - эссе) с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Во время экзамена студенту разрешается для ответа на вопросы использовать листы белой бумаги формат А4. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа №5
  • неблокирующий Контрольная работа №7
  • неблокирующий Графический биологический рисунок_Тема №1
    На первом занятии 3 рисунка, вес основного 50%, второстепенные два по 25%
  • неблокирующий Графический биологический рисунок_Тема №2
    На втором занятии 3 рисунка, вес основного 50%, второстепенные два по 25%
  • неблокирующий Графический биологический рисунок_Тема №3
    На третьем занятии 6 рисунков, вес основных двух - по 30%, второстепенных четырех - по 10%
  • неблокирующий Графический биологический рисунок_Тема №4
    На четвертом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
  • неблокирующий Графический биологический рисунок_Тема №5
    На пятом занятии 5 рисунков, вес основных двух - по 35%, второстепенных трех - по 10%
  • неблокирующий Графический биологический рисунок_Тема №6
    На шестом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
  • неблокирующий Графический биологический рисунок_Тема №7
    На седьмом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.035 * Графический биологический рисунок_Тема №1 + 0.035 * Графический биологический рисунок_Тема №2 + 0.035 * Графический биологический рисунок_Тема №3 + 0.035 * Графический биологический рисунок_Тема №4 + 0.035 * Графический биологический рисунок_Тема №5 + 0.035 * Графический биологический рисунок_Тема №6 + 0.035 * Графический биологический рисунок_Тема №7 + 0.118 * Контрольная работа №2 + 0.118 * Контрольная работа №5 + 0.118 * Контрольная работа №7 + 0.401 * Экзамен