• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар 1

Статус: Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление: 06.03.01. Биология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательские семинары (НИСы) - это практические занятия, на которых студенты осваивают навыки и знакомятся с инструментами исследовательской работы. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Научно-исследовательский семинар», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Практики, проектная и исследовательская работа» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой профильной части. Осваивается на 1 курсе в 4 модуле . Изучение НИСа 1 курса базируется на результатах освоения базовых и профильных дисциплин, освоенных на 1 курсе в течение 1-4 модулей. Основные положения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» будут использоваться при прохождении дисциплин 2-4 курсов, при написании курсовых работ, научно-исследовательских проектов и при написании ВКР, а также при прохождении практики на 1-4 курсах образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработать у студентов компетенции и навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, ознакомиться с основными формами научных исследований и современными методами приобретения навыков поиска научной информации на бумажных и электронных носителях, изучить и освоить этапы проектирования.
  • освоить область современных проблем биотехнологии.
  • выработать умение составлять план или программу предполагаемых исследований от выбора направления до ее завершения, пользоваться стандартными и популярными методами математической обработки экспериментальных данных, пользоваться различными источниками информации, применять их в оценке полученных результатов оформления и использования, находить творческие решения в области профессиональных задач.
  • овладеть правовыми и этическими нормами при прогностической оценке последствий своей профессиональной деятельности, навыками использования современных информационных технологий для сбора, обработки и распространения научной информации в области биотехнологии и смежных отраслей, способностью к профессиональной эксплуатации современного биотехнологического оборудования и научных приборов способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень в области биотехнологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание актуальности и практической значимости работы.
  • Изучение литературы и приобретение навыков работы с источниками информации на электронных и бумажных носителях.
  • Умение проводить эмпирические исследования (наблюдения, описание, сравнения, счет, измерения, анкетный опрос) и теоретические исследования.
  • Знание правил написания отчетов.
  • Знание общих схем хода научного исследования.
  • Освоение методов статистической обработки экспериментальных данных.
  • Умение интерпретировать полученные результаты (таблицы, графики, диаграммы и т.д.).
  • Умение оформлять выводы научно-исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в дисциплину "Научно-исследовательский семинар.
    Предмет учебной и исследовательской работы, цель и задачи. Виды знаний, основные признаки научных знаний. Важность приобретения навыков научной работы для повышения профессиональных качеств и квалификации в избранной сфере деятельности. Актуальность и практическая значимость работы.
  • Тема 2. Выбор темы и построение общего плана исследовательской работы.
    Определение состояния изученности и уровня достигнутых успехов в избранном направлении (обзор литературы) Мотивация выбора научных исследований. Изучение литературы и приобретение навыков работы с источниками информации на электронных и бумажных носителях. Отличия фундаментальных и прикладных исследований. Роль идеологий, парадигм, гипотез и объективных законов природы и общества в исследовательской работе.
  • Тема 3. Объекты и методы проводимых исследований в области избранной и изучаемой проблемы.
    Характеристика и обоснование выбранных методов исследования биологических объектов Выбор и обоснование хода исследования и применяемых методов. Структура и уровни научного знания (эмпирический, теоретический, технический). Краткая характеристика применяемых в настоящее время аналитических методов исследования биологических объектов. Эмпирические исследования (наблюдения, описание, сравнения, счет, измерения, анкетный опрос). Теоретические исследования (исторические, логические, аналитические, моделирование и т.д.
  • Тема 4. Освоение правил написания проектов, отчетов и диссертаций.
    Общая схема хода научного исследования. Основные понятия научно-исследовательских работ учебной и исследовательской работы, цель и задачи дисциплины. Важность приобретения навыков научной работы для повышения профессиональных качеств и квалификации в избранной сфере деятельности. Правила написания отчетов. Общая схема хода научного исследования. Актуальность и практическая значимость научной работы. Классификации методов познания (по уровню познания, по точности предсказаний и по другим функциональным признакам).
  • Тема 5. Оценка полученных результатов исследования, формы ее представления. Формирование выводов. Заключение.
    Методы статистической обработки экспериментальных данных. Интерпретация полученных результатов (таблицы, графики, диаграммы и т.д.). Оформление выводов. Презентация научно-исследовательского проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание_Тема 1
  • неблокирующий Домашнее задание_Тема 2
  • неблокирующий Устный опрос_Тема 3
  • неблокирующий Домашнее задание_Тема 4
  • неблокирующий Презентация_Тема 1-5
  • неблокирующий Экзамен
    Письменная часть экзамена проводится в письменной форме (эссе) с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Домашнее задание_Тема 1 + 0.05 * Домашнее задание_Тема 2 + 0.05 * Домашнее задание_Тема 4 + 0.3 * Презентация_Тема 1-5 + 0.05 * Устный опрос_Тема 3 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Загоскиной Н.В., Назаренко Л.В. - БИОТЕХНОЛОГИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 170с. - ISBN: 978-5-534-07410-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biotehnologiya-v-2-ch-chast-1-437436
  • Под общ. ред. Загоскиной Н.В., Назаренко Л.В. - БИОТЕХНОЛОГИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 219с. - ISBN: 978-5-534-07409-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biotehnologiya-v-2-ch-chast-2-437564
  • Чечина О. Н. - ОБЩАЯ БИОТЕХНОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-08291-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-biotehnologiya-424757

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Биотехнология. Практикум по культивированию клеточных культур : учебное пособие / М.Ш. Азаев, Т.Н. Ильичева, Л.Ф. Бакулина [и др.]. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 142 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/993530. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/993530