• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Цифровая грамотность

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Буйлова Надежда Николаевна, Вершинин Роман Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Городское планирование” и направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования городской среды.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципов и методов использования цифровых инструментов в области классической и современной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
  • Конвертировать файл из одного формата в другой
  • Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
  • Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
  • Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
  • Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
  • Умеет критически относиться к медиасообщениям, анализировать медиасообщения по вспомогательным вопросам
  • Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
  • Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
  • Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
  • Умеет анализировать результаты квантитативного анализа
  • Умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными
  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
    Программное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
  • Компьютерная безопасность
    Виды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
  • Интернет и поиск
    Интернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
  • Базовые текстовые технологии
    Знакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
  • Медиаграмотность
    Социальные сети. Цифровой след. Работа с информацией в сети. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
    Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
  • Работа с табличными данными
    Знакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
  • Основы работы с данными
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Работа с данными: машинное обучение.
  • Основы создания презентации в Power Point
    Знакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
  • Сбор и анализ данных
    Основы статистики. Виды распределений. Выборка и критерии значимости. Анализ данных. Проверка гипотез. Ошибки и манипулирования при работе с данными.
  • Структуры и модели данных
    Что такое данные. Структурированные и неструктурированные данные. Форматы данных. Модели данных: линейная, иерархическая, сетевая. Реляционная модель. Таблицы. Связи между объектами. Нормализация. Проектирование реляционной базы данных. Этапы. Инфологическое, даталогическое, физическое моделирование. ER-модель. Подходы к созданию информационных систем в гуманитарных науках. Источнико-ориентированный и проблемно-ориентированный подход.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тест состоит из 40 вопросов, носящих как открытый, так и закрытый характер. Пороговое значение сдачи экзамена, то есть получения минимальной положительной оценки (4) – 50% правильных ответов. Экзамен проводится на платформе LMS (lms.hse.ru) К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться конспектами, подсказками однокурсников. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться черновиками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Онлайн-курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru].
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.45 * Онлайн-курс + 0.45 * Проект + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761