• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Мультипрофильное консультирование

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Станковская Елена Борисовна, Шмелев Илья Михайлович
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.04.01 - «Психология» подготовки 1 магистра, обучающихся на магистерской программе «Консультативная психология. Персонология». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Образовательной программой по направлению подготовки специальности 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 37.04.01 – «Психология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение идей интегрального психологического консультирования, получение практических навыков психологического консультирования, центрированного на принципах транзактного анализа и родственных школ психотерапии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает задачи интегрального (мультипрофильного) психологического консультирования и предмет консультативной психологии как теоретической дисциплины.
  • Осваивает идеи и принципы психологической работы с клиентами в разных психологических и психотерапевтичес ких школах (психодинамич., гуманистич., когнитивно-поведенч. и др.).
  • Изучает подходы в системе Шифф, Стайнера, Гулдинг, Калера, Эрскина и др. Владеет теминологией и техниками различных подходов. Умеет различать подходы.
  • Приобретает навыки интегрального психологического консультирования, используя техники работы, развитые в ТА и родственных школах терапии и консультировании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Идея интегрального психологического консультирования – единства психотерапии, психологического консалтинга и коучинга.
    Общее представление о содержании и задачах консультирования, психотерапии, консалтинга и коучинга. Разграничение этих видов помощи (на примере экзистенциального анализа, транзактного анализа, коучинга). Структура и функции первой сессии с клиентом.
  • Тема 2. Психотерапевтические системы
    Инсценирование консультационных сессий в различных подходах (гипнотерапия, психодинамический подход, гуманистический подход, когнитивно-поведенческий подход). Инсценирование консультационных сессий в рамках психоаналитического, экзистенциального и гуманистического направлений. Обсуждение работы психологов-консультантов (психотерапевтов) с позиций клиента, консультанта, наблюдателя. Практика первичного прием. Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, кон-сультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Презентация отчетов групп кли-ентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума. Практика вторичного приема. Работа в триа-дах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в три-аде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление пози-тивных и негативных моментов работы. Сопоставление опыта первой и второй беседы с клиентом. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума. Итоговое обсуждение практики психологического консультирования. Неструктурированная групповая дискуссия участников практикума. Обсуждение личного и профессионального опыта, полученного в рамках практических занятий.
  • Тема 3. Школы современного транзактного анализа
    1. Школа Катексиса Шиффов. 2. Школа перерешения Роберта и Мери Гулдинг. Работа направлена на изменение патологических ранних решений, принятых в травматических ситуациях, при терапевтическом проигрывании этих ситуаций в техниках работы со стульями и подобных ей. 3. Направление процесса коммуникации Т. Калера, П. Вара, В. Джойнс и Я. Стюарт, как для психотерапевтического, так и для других применений транзактного анализа. 4.Интегративный подход Р. Эрскина, Р. Траутман, Ш. Силлс, Х. Харгаден и других авторов, направленный на интеграцию в ТА различных методов и техник из других терапевтических модальностей.
  • Тема 4. Сценарный анализ личности и консультирование.
    Тренировка навыков интегрального психологического консультирования, используя техники работы, развитые в ТА и родственных школах терапии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    Все оценки могут не являться целыми числами. Округляется только итоговая оценка, выставляемая в ведомость. Способ округления итоговой оценки - арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Округление итоговой оценки применяется только в том случае, если студент получил в качестве итоговой оценки 4 балла и выше. Если итоговая оценка студента не превышает 4 балла (например, 3,9) в отношении нее не применяется правило округления и в ведомость выставляется оценка неудовлетворительно (3).
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Выступление на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Выступление на семинарах + 0.25 * Посещение + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальное и семейное психологичекое консультирование, Алешина, Ю. Е., 2004
  • Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Антонова, Н. В., 2015
  • Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов, Кочюнас, Р., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методы практической социальной психологии : диагностика, консультирование, тренинг: учеб. пособие для вузов, Жуков, Ю. М., 2004
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
  • Психология развития, Крайг, Г., 2002