• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление ценностью информационных систем

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.04.05. Бизнес-информатика
Кто читает: Кафедра управления информационными системами и цифровой инфраструктурой
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Бизнес-информатика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

В качестве цели(ей) освоения дисциплины кратко указываются охват предметной области, глубина её изучения и уровень профессиональных требований, отражающих образовательные результаты ОП, в рамках которой реализуется учебная дисциплина. Результаты обучения: 1. Способность предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности (СК-2): знание принципов определения ценности ИС и учета комплементарных связей ИТ-сервисов, организационного и человеческого капитала предприятия, умение на практике оценить ценность вновь появившейся технологии, исходя из возможных выгод и угроз, а также ответа на внешние вызовы. 2. Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности (СК-3): знание теории оценки влияния ИС на производительность фирмы и принципов проведения исследований ценности, способность провести необходимые расчеты при наличии исходных данных. 3. Способность принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность (СК-5): знание основных моделей и методологий оценки ценности ИС, а также процессов управления ценностью ИС и умение подготовить экономические обоснования ИТ-проектов, исходя из их ценности для бизнеса. 4. Способность создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности (ПК-9) – знание основных методологий и моделей измерения ценности ИС и умение провести на практике необходимые расчеты. 5. Проводить научные исследования и готовить аналитические материалы для оценки мероприятий и выработки стратегических решений в сфере ИКТ (ПК-12) – умение подготовить экономическое обоснование ИТ-проекта в соответствии со стандартными методологиями оценки ИС. 6. Определять политику информационной безопасности на предприятии/в организации (ПК-14) – умение учесть и количественно оценить риски информационной безопасности и возможности ИС по их предотвращению при подготовке экономического обоснования проекта разработки или внедрения ИС. 7. Применять методы, инструментарий, программное обеспечение и новейшие разработки в целях информационной безопасности на предприятии/в организации (ПК-21) – умение количественно оценить риски информационной безопасности в конкретной ИС в соответствии с требованиями стандартных методологий оценки. 8. Выбирать оптимальные решения в вопросах совершенствования ИТ-инфраструктуры и архитектуры предприятия, а также его информационной безопасности (ПК-24) – умение решить задачу сорсинга ИТ-сервисов и ИС и выбрать оптимальное сочетание поддержки ИТ-сервисов силами ИТ-службы и использование услуг ИТ-аутсорсинга, прежде всего, облачных сервисов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины «Управление ценностью информационных систем» является получение теоретических знаний об источниках ценности информационных систем для современного бизнеса, методах измерения этой ценности и управления ею, а также умений на практике измерить ценность ИС в финансовом и нефинансовом аспекте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • При определении результатов обучения разработчик ПУД ориентируется на образовательные результаты и/или компетенции, определённые в ОП, в рамках которой реализуется учебная дисциплина.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ценность информационных систем: основные понятия и теоретические основы
    Понятие ИТ-сервиса. Клиентские и технические ИТ-сервисы. Ценность ИС и ИТ-сервисов. Взаимосвязь ценности и инвестиций в ИТ и ИС. Результативность и экономичность ИС. Понятие производительности, однофакторная и многофакторная производительность. Проблема производительности ИС в экономической науке. Так называемый «парадокс производительности». Основные направления разрешения парадокс с конца 20 века по настоящее время. Оценка значимости ИС и ИТ как фактора производства. Оценка влияния комплементарных связей между ИТ-сервисами, изменениями в организационном капитале и в человеческом капитале. Влияние комплементарных вложений в ИТ, организационный и человеческий капитал на капитализацию предприятия. Особенности и результаты проверки влияния ИТ на производительность предприятия на российских данных.
  • Оценка экономичности ИС.
    Общий подход к оценке экономичности ИС. Классификация моделей оценки экономичности ИС. Модель денежного потока. Составляющие денежного потока ИС. Основные аналитические модели. Источники данных о денежном потоке в результате использования ИС. Разделение «эффектов» улучшения бизнес-процесса и внедрения ИС: есть ли проблема? Модель совокупной стоимости владения ИС (ССВ). Затраты на предотвращение нежелательных последствий в модели ССВ. Затраты на информационную безопасность в модели ССВ. Сфера применения модели ССВ. Модель учета затрат по видам деятельности (ЗВД): основные понятия, методика построения. ЗВД и учет отдачи на масштаб. Расчет затрат в модели ЗВД. Оценка дохода от использования ИС в модели ЗВД и сфера её применения. Модель экономической добавленной стоимости (Economic Value Added) и её составляющие. Вероятностные модели оценки экономичности ИС: возможности и ограничения, сферы применения. Вероятностная модель денежного потока. Модель реальных опционов: основные понятия, виды реальных опционов, использование для измерения ценности ИС. Оценка экономичности в ситуации распространения технологии общего назначения (информационной революции)
  • Оценка результативности ИС.
    Понятия методологии и модели оценки ценности ИС. Необходимость оценки результативности ИС и общий подход к решению этой задачи. Модель сбалансированной системы показателей (ССП): назначение, элементы, подходы к выбору показателей. Комплементарные связи в модели ССП. ССП в сравнении с моделями денежного потока. Методология TVO: назначение, пять столпов, используемые модели. Информационная безопасность и столпы модели TVO. Процедура оценки проекта в методологии TVO. Сравнение методологии TVO с другими методологиями. Gartner IT Score – модификация TVO для оценки зрелости ИТ-организации. Методология REJ: назначение, принципы, используемые модели. Этапы оценки проекта в методологии REJ. Матрица выгод и её формирование. Сравнение REJ с другими методологиями. Проблема оценки результативности ИС в условиях информационной революции. S-образная кривая, технологический разрыв и конкурентное преимущество. Модель «цифрового вихря»: преобразование бизнеса в результате информационной революции. Признаки близости преобразования сферы бизнеса. Измерение способности предприятия к цифровому преобразованию. Элементы цифровой гибкости бизнеса: гиперосведомленность, информированное принятие решений, быстрая реализация. Оценка комплементарных связей между элементами цифровой гибкости бизнеса. Использование методологий REJ и TVO для оценки отдельных проектов преобразования в рамках «цифрового вихря».
  • Процессы управления ценностью ИС.
    Содержание проблемы управления ценностью. Варианты организационных изменений, индуцированных внедрением ИС. Факторы, ограничивающие изменчивость организации. Отраслевые особенности. Культурные особенности. Макроэкономические условия. Прошлые успехи и их инерция. Матрица изменений – инструмент оценки баланса факторов изменчивости и факторов, ограничивающих изменчивость, применительно к конкретному проекту. Процессы управления ценностью ИС. Процесс контроля проектов: назначение, фазы, модели и методологии. Построение модели TVO по фазам проекта ICER. Особенности контроля проектов при радикальных инновациях в бизнесе. Процесс управления спросом: назначение, основы, основные этапы. Управление сорсингом ИС и ИТ-сервисов. Переход от лицензирования ПО к подписке. Тенденции развития услуг аутсорсинга в сфере ИТ в мире и в России. Ценность облачных сервисов. Сопоставление частных, публичных и гибридных облачных сервисов с точки зрения влияния на ценность ИС и ИТ-сервисов. Проблемы информационной безопасности при использовании облачных сервисов. За пределами процессного управления: трансформация бизнеса. Проблемы накопления знаний в организации. Децентрализованная организация, экспертная организация, «рой». Распространение знаний в организации. Организационный дизайн и знания, преобразование организационного дизайна. Выводы: уровни изменений, индуцированных ИС, и управление ими.
  • Практические подходы к измерению ценности ИС
    Формализация ИТ-сервиса в модели ITIL/ITSM. Внутренний и внешний ракурс ИТ-сервиса. ИТ-сервис в бизнес-процессе. Пакеты ИТ-сервисов. Выгоды ИТ-сервисов для бизнеса и уровни их проявления. Модель S-образной кривой для оценки результативности и экономичности новой технологии. Технологический предел и технологический разрыв. Проблемы денежной оценки выгод ИС и построения денежного потока. «Ловушка экономичности». Подходы к измерению результативности. Технологические и предпринимательские эффекты ИС. Виды предпринимательских эффектов ИС. Понятие технологии общего назначения, примеры таких технологий. Современная информационная революция как распространение технологии общего назначения. Проблема оценки ценности технологии в период информационной революции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Самостоятельные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Самостоятельные работы + 0.4 * экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Suleykin, A. S. (2016). Применение Методологии Itsm В Электросетевой Компании Пао «Моэск» Для Процесса Управления Инцидентами Энергосети ; the Application of the Methodology Itsm in the Grid Company «Moesk» for the Incident Management Process. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B42302E5
  • Wu, I.-L., & Kuo, Y.-Z. (2012). A balanced scorecard approach in assessing IT value in healthcare sector: an empirical examination. Journal Of Medical Systems, 36(6), 3583–3596. https://doi.org/10.1007/s10916-012-9834-2
  • Гончаренко Л.П. - Менеджмент инвестиций и инноваций - КноРус - 2009 - 160с. - ISBN: 978-5-390-00399-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/220545
  • Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Касьяненко Т.Г., Мирзажанов С. - Коммерческая оценка инвестиций - КноРус - 2009 - 697с. - ISBN: 978-5-390-00197-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/226785
  • Информационная экономика : учебник / Л.Г. Матвеева, А.Ю. Никитаева, О.А. Чернова, Е.В. Маслюкова ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. — 356 с. - ISBN 978-5-9275-2612-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1039658
  • Касьяненко Т. Г., Маховикова Г. А. - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ. Учебник и практикум - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 559с. - ISBN: 978-5-9916-3089-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomicheskaya-ocenka-investiciy-425890
  • Лобанова Н. М., Алтухова Н. Ф. - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-534-00222-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/effektivnost-informacionnyh-tehnologiy-432997
  • Маховикова Г.А., Есипов В.Е., Касьяненко Т.Г., Мирзажанов С.К. - Коммерческая оценка инвестиций - КноРус - 2012 - 697с. - ISBN: 978-5-406-01877-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/902262
  • Скрипкин, К.Г. Экономическая эффективность информационных систем в России [Электронный ресурс] : Монография. - M.: МАКС Пресс, 2014. - 156 с. ISBN 978-5-317-04863-1. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/533938
  • Скрипник Д.А. - ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1 - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 373с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100616

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ClydeBank Media. (2016). ITSM QuickStart Guide : The Simplified Beginner’s Guide to IT Service Management. Albany, NY: ClydeBank Media LLC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1638995
  • Мелкумов Я. С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - (Серия 'Высшее образование')/Мелкумов Я. С. ИНФРА-М, 2000. - 248 с., обложка, тираж 5000, 60x88 1/16 ISBN 5-16-000292-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/39205
  • Реальные опционы в оценке бизнеса и инвестиций: Монография. Научное издание / А.А. Гусев. - М.: ИД РИОР, 2009. - 118 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль; Менеджмент). (переплет) ISBN 978-5-369-00390-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/148029