• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Анализ отраслевых рынков

Статус: Курс по выбору (Аналитик деловой разведки)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Аналитик деловой разведки
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина позволит студентам обоснованно изучать субъекты бизнеса в контексте отраслевых рынков, формировать объективное представление об особенностях любой рыночной среды, типах конкурентного поведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоение обучающимися методов и компонентов современных отраслевых рынков, сравнительных преимуществ и практики применения инструментов антимонопольной политики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделять факторы, влияющие на конкуренцию, и тенденции развития отраслевых рынков
  • Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы показатели концентрации рынков и интерпретировать их значения
  • Анализировать данные отечественной и зарубежной статистики для характеристики состояния и проблем развития конкуренции на конкретном рынке
  • Иллюстрировать навыки подготовки и представления аргументов для оценки соответствия бизнес-практик продавцов требованиям действующего антимонопольного законодательства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теория фирмы и корпоративное управление.
    Технологические и институциональные факторы выбора границ фирмы. Организационная структура, размеры и эффективность фирм. Агентская проблема фирмы и способы ее решения. Альтернативные цели фирмы. Влияние целей фирмы на рыночное поведение. Модели приватизации в контексте целей фирмы: поведение самоуправляемой компании. Проблемы корпоративного контроля. Организационно-правовые формы бизнеса (ОПФБ). Преимущества и недостатки разных ОПФБ. Делистинг.
  • Тема 2. Конкурентоспособность фирмы.
    Понятие конкурентоспособности фирмы Индикаторы конкурентоспособности в российской и международной бизнес-практике. Проблемы измерения конкурентоспособности. Корпоративное управление как источник конкурентоспособности фирмы.
  • Тема 3. Монополия и регулирование.
    Потери общества от монополии: подходы к измерению и результаты эмпирических оценок. Естественная монополия. Необходимость и проблемы развития конкуренции в отраслях естественных монополий. Сетевые эффекты потребления и платформы. Особенности спроса в условиях сетевых эффектов потребления. Сетевые эффекты потребления и структура рынков. Проблемы конкурентной политики на рынках с сетевыми эффектами потребления.
  • Тема 4. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынках олигополии.
    Ценовая конкуренция в краткосрочном периоде. Использование моделей Курно и Бертрана для объяснения факторов, влияющих на цены на рынках олигополии. Слияния: воздействие на цены и издержки. Компромисс Уильямсона и оценка эффектов слияний. Ценовая конкуренция в долгосрочном периоде и молчаливый сговор. Сговор и условия его устойчивости. Практика, облегчающая поддержание сговора. Антимонопольные запреты на горизонтальные соглашения и практика их применения. Система санкций за участие в жестких (hard-core) картелях. Программа ослабления наказания: воздействие на стимулы участников соглашений. Формы организации вертикальных связей. Формы вертикальной организации. Вертикальные ограничивающие соглашения (ВОС) и их разновидности. Воздействие вертикальных контрактов на конкуренцию.
  • Тема 5. Рыночная структура и рыночная власть.
    Показатели концентрации как индикаторы структуры рынка. Продуктовые и географические границы рынка. Методы определения границ рынка. Показатели рыночной власти. Факторы, благоприятствующие рыночной власти: высокая концентрация и барьеры входа. Барьеры входа-выхода. Проблемы измерения количественных показателей рыночной власти.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.45 * Работа на семинарах + 0.55 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Организация отраслевых рынков : вводный курс, Кабраль, Л. М. Б., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-01822-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-1-434201
  • Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-01824-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-2-434202
  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012