• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление изменениями и проектирование образа будущего в образовательной организации

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Цифровая трансформация образования
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является развитие культуры применения системного подхода в принятии эффективных управленческих решений в различных проблемных ситуациях на основе данных. Результаты обучения: слушатель понимает, как использовать данные для принятия управленческих решений различных видов, какие источники данных целесообразно использовать, умеет поставить задачу аналитику данных на сбор и визуализацию данных из образовательных информационных систем. В результате освоения дисциплины слушатель должен: Знать: • особенности управленческих проблем в образовательной организации; • факторы риска и неопределенности в процессе принятия управленческих решений в образовательной организации; • модели принятия управленческих решений;
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является развитие культуры применения системного подхода в принятии эффективных управленческих решений в различных проблемных ситуациях на основе данных.
  • Формирование у слушателя понимания, как использовать данные для принятия управленческих решений различных видов, какие источники данных целесообразно использовать, умеет поставить задачу аналитику данных на сбор и визуализацию данных из образовательных информационных систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками развития аналитического мышления;
  • владеть навыками создания «умных» команд для генерации идей, подготовки и принятия управленческих решений;
  • владеть технологией управления изменениями;
  • уметь прогнозировать последствия управленческих решений;
  • уметь работать с различными данными для принятия управленческих решений;
  • знать модели принятия управленческих решений;
  • знать сущность управления изменениями на основе данных;
  • знать виды и источники данных;
  • знать этапы управления изменениями;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория и практика разработки управленческих решений.
    Классификация управленческих проблем и решений. Запрограммированные и незапрограммированные решения. «Жесткие» и «мягкие» проблемы. Особенности управленческих проблем в образовательной организации. Свойства и критерии управленческих решений. Системный анализ проблем и выбор альтернатив. Стратегические решения – ключевой фактор формирования системы управленческих решений. Использование власти при принятии стратегических решений. «Перевернутая» и «плоская» организации: особенности управленческих решений. Принятие управленческого решения в контексте стратегии развития образовательной организации. Контроль исполнения управленческих решений. У словия повышения эффективности управленческих решений. Разбор практических кейсов.
  • Технологии обоснования, принятия и реализации управленческих решений
    Модели принятия решений. Стратегический анализ и прогнозирование. Постановка системы проблем, проблемных ситуаций и задач. Система сбалансированных показателей (ССП; BSC, Balanced Scorecard) как инструмент принятия управленческих решений. Методика построения прогнозных сценариев. Учет факторов риска и неопределенности в процессе принятия управленческих решений в образовательной организации. Дерево решений. Оптимизация процессов принятия управленческих решений. Моделирование факторов успеха управленческих решений в условиях динамичной внутренней и внешней среды. Групповые и партисипативные технологии принятия решений. Методы экспертной оценки. Интегрированный подход к принятию решений. Согласование интересов как фактор эффективности разработки и реализации управленческих решений. Разбор практических кейсов.
  • Требования к информации и данным для принятия решений в образовательной организации.
    Развитие аналитического мышления. Аналитическая культура, поддержание и интеграция в корпоративную среду. Информация и данные в управленческом процессе. Использование данных для принятия управленческих решений различных видов. Информационная модель управления организацией и автоматизации бизнес-процессов. Виды и источники данных. Государственные, общественные, коммерческие данные. Требования к открытым данным и информационные ресурсы. Алгоритм поиска и работы с данными, классификация, структурирование и инвентаризация данных. Информационные системы образовательной организации. Цифровая образовательная среда. Визуализация данных из образовательных информационных систем. Разбор практических кейсов.
  • Дизайн-мышление при разработке управленческих решений в образовательной организации.
    Концепт дизайн-мышления (Design Thinking). Дизайн- мышление как стратегия инноваций и поиск новых решений. Перемещение дизайна к источнику принятия решений. Визуализация ограничений принятия решений через дизайн-мышление (желаемость, рентабельность, осуществимость). Что возможно с функциональной точки зрения в обозримом будущем? Что может стать частью устойчивой бизнес-модели? Что нужно людям и для людей? Создание «умных» команд, архитектоника проблем, процессов, организаций. Использование физического пространства, создание «пространства инноваций». Анализ и синтез. Визуальное мышление. Прототипирование организации. Применение дизайн-мышления в образовательных проектах. Разбор практических кейсов.
  • Управление изменениями и принятие решений в инновационной среде.
    Типология изменений. Процесс управления изменениями. Агенты изменений (перемен). Стили и модели управления изменениями и особенности их применения в образовательной организации. Бизнес-модель как инструмент адаптации к изменениям. Методы минимизации и преодоления сопротивления изменениям. Жесткие подходы в управлении изменениями. Системная технология вмешательства (СТВ). Определение ситуации – контекста изменений. Три фазы и общая модель СТВ. Покровитель проекта и команда, осуществляющая изменения. Принятие решений при проведении стратегических организационных изменений, стратегия преобразования. Решение изобретательских задач. Инновационные управленческие решения. Инновационные технологии в процессе приятия решений. Управленческие решения в среде инноваций. Разбор практических кейсов.
  • Человеческий фактор и этические стандарты принятия решений при работе с данными
    Активизация человеческого фактора для подготовки и принятия решений. Психологические аспекты теории решений. Адекватные решения. Выявление психологических проблем в процессе подготовки и принятия управленческих решений. «Искусство» управления и процесс принятия решений. Информационная безопасность и человеческий фактор. Управление обеспечением непрерывности деятельности: стандарты и лучшие практики. Минимизация человеческого фактора при работе с данными. Стандартизация «цифровой» этики. Разбор практических кейсов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация по теме
  • неблокирующий посещение лекций студентом
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий аудитораня работа
    аудиторн. – это оценка за посещение и активность слушателей на аудиторных занятиях (разбор и решение кейсов, участие в деловых играх, ответы на вопросы преподавателя, работа в командах и пр. формы аудиторной работы, в том числе интерактивные),
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * аудитораня работа + 0.2 * контрольная работа + 0.1 * посещение лекций студентом + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • РУБАН ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Управление Изменениями В Организациях И Регионах: Новая Литература, Новые Достижения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.84CC68C
  • Ячменев, А. Л. (2019). Управление изменениями в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8633C587

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Petrova, V. I., & Петрова, В. И. (2017). Смешанное обучение в вузе на основе реализации индивидуальной траектории обучения при формировании компетентности в области применения информационных и коммуникационных технологий ; Blended Learning in University Based on Realization of Individual Learning Pathway in Formation of Competence in Sphere of Information and Communication Technology Application. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE27CAC6
  • Каменев, С. В. (2016). Исследовательская деятельность и проектирование в современном образовании. Concept / Koncept, (8), 1–6. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=118433185
  • Комаревцева О. О. (2016). Бюджетный Процесс В Муниципальном Образовании: Управляя Изменениями Территории. Международный Научный Альманах, (2 (2)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16460882
  • КРЫЛОВА Н.С. (2014). Глобальный Экономический Кризис: Новые Механизмы Регулирования Финансовых И Бюджетных Отношений. Право. Журнал Высшей Школы Экономики, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16027245
  • Малкова, И. (2005). Проектирование В Образовании: Гипотеза О Содержании Проектной Компетентности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2063E676