• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Анализ фильма

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 114

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Анализ фильма" предполагает изучение основных подходов и методов анализа, а также теории фильма в исторической перспективе. Студентам предлагается рассмотреть фильм в трех измерениях (визуальном, аудиальном и словесном) и отработать навыки критического анализа и академического письма при работе с кинематографическим материалом. Курс предполагает также изучение фильма в широком спектре интермедийных связей (кинематограф, литература, фотография, театр, радио) как с точки зрения теории (взаимодействие теорий различных искусств, их взаимообмен и взаимообогащение), так и с точки зрения сопоставительного анализа материала (взаимопроникновение различных медиумов и адаптация свойств других искусств). Дисциплина использует онлайн-курс "Анализ фильма", разработанный НИУ ВШЭ, автор - профессор В.А. Куренной. Онлайн-платформа "Открытое образование".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – изучить основные теории фильма в исторической динамике, сформировать представление об основных составляющих фильма и их взаимодействии как с точки зрения внутренней структуры, так и с точки зрения восприятия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление о развитии кинематографа как технологии, основных этапах развития истории и теории кино.
  • знать основные элементы визуальной репрезентации фильма
  • Знать основные теории монтажа в исторической динамике
  • знать нарративные структуры жанров кинематографа
  • Знать нарративные конструкции, используемые в экспериментальном кино
  • иметь представление о ненарративном кино в исторической динамике
  • Знать механизмы конструирования времени в кино
  • Знать механизмы организации пространства в кино
  • Знать виды звука в кино, их функции и возможности.
  • Знать основные функции цвета в кино.
  • Знать основные теории кино в метафорах
  • знать нарративные структуры жанров кино
  • Знать концепцию Ж. Делеза об устройстве кинематографа
  • Знать теории В. Собчак, Л. Маркс.
  • Знать определения театральности в кино.
  • Знать типы ирреального в фильме
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анализ фильма: основные измерения. Тема изучается по онлайн-курсу "Анализ фильма".
  • Основные категории визуальной репрезентации фильма
    Основные категории визуальной репрезентации фильма: поле, план, кадр. Понятия «поле» и «вне поля». Техники выхода за пределы поля, функции поля, создание пространства «видимого» и «невидимого» в фильме, стратегии конструирования автором пространства «вне поля» в восприятии зрителя. Связь визуальной структуры поля со звуковой репрезентацией фильма. Понятие кадра. Определения «закадрового пространства» или пространства «вне кадра» (С.М. Эйзенштейн). Внутреннее деление кадра. Понятие плана. Виды плана по величине, движению, длительности. Крупный план, неподвижный план, тревеллинг, панорама, длинный план. Функции видов плана. Переходы от одного плана к другому. Работа камеры: подвижная камера, субъективная камера.
  • Кино как предмет анализа. Тема изучается по онлайн-курсу "Анализ фильма"
  • Монтаж в теории и истории кино.
    Теории монтажа, определения монтажа, историческая динамика. Монтаж по Д. Вертову, С.М. Эйзенштейну, Ю.М. Лотману, К. Метцу, Ж. Делезу. Художественные потенции монтажа как технологии. Основные функции монтажа: создание эффекта последовательности, длительности, одновременности, сопоставления, рассогласования. Понятие монтажного шва. Понятие лакуны и лакунарности в применении к кинематографу, «продуктивный» монтаж (Б. Балаш). Монтаж с точки зрения зрителя: основные эффекты. Монтаж «за пределами» кино: бриколаж, коллаж, ассамбляж, категория случайности сопоставляемых элементов.
  • Нарратив в жанровом кино: вестерн, нуар.
    Нарратив в кинематографе. Понятие нарратива и нарративности, специфика кинематографического нарратива. Понятие «повествование» (récit) и «история» (histoire) в нарратологии, их отличия. Линейный и нелинейный нарратив.
  • Нарратив в жанровом кино: мюзиклы, музыкальные комедии
  • Вестерн. Тема изучается по онлайн-курсу "Анализ фильма".
  • Нарратив в экспериментальном кино
    Усложненная организация нарратива в кинематографе: конструкция с «повторяющимся» сюжетом/с вариациями (разбор эпизодов: «Случай» К. Кеслевского, «День сурка», «Вечное возвращение» К. Муратовой, «Кофе и сигареты» Дж. Джармуша, «Двойная жизнь Вероники» К. Кеслевского). Границы фикционального и их нарушение (разбор эпизодов: «Американская ночь» Ф. Трюффо, «Корабль плывет» Ф. Феллини). Точка зрения в фильмическом нарративе: субъективная камера – аналог «ненадежного» повествователя в литературе (разбор эпизодов: «Окно во двор» А. Хичкока, «Фотоувеличение» М. Антониони). Функции субъективной камеры, позиция зрителя. Понятие нарративного ожидания у зрителя и его обман.
  • Ненарративное кино
    Ненарративное кино: от аттракциона в раннем кино до экспериментов современности. Теория аттракциона (Т. Ганнинг) и особенности его восприятия в раннем кинематографе, аттракцион как технология в раннем кино. Аттракцион как художественный прием и эффект в нарративном кинематографе. Функции аттракциона, его виды и экспериментальный характер с точки зрения длительности, движения, ритма и нарративного ожидания. Позиция зрителя в структуре опыта просмотра ненарративного кино.
  • Время в кино
    Время в кино. Техники репрезентации прошлого, настоящего и будущего в кино. Создание эффекта длительности времени, процесса переживания времени. Техника «мертвого времени».
  • Пространство в кино
    Пространство в кино. Отзвук монтажного эксперимента. Географическое наложение, его основные функции. Историческая динамика репрезентации пространства в кино: от студийного кинематографа до выхода на улицы (неореализм, новая волна) и включения реального городского пространства с его непредсказуемостью в поле съемки. Экспериментальные пространственные решения: незаданные пространственные координаты («Не я» С. Беккета), «ложные» пространственные координаты (противоречие пространства, заданного на уровне слова и на уровне изображения, - «Женщина с Ганга» М. Дюрас)
  • Формальный анализ фильма. Тема изучается по онлайн-курсу "Анализ фильма".
  • Соотношение реального/ирреального
    «Вторжение в реальное»: модальность в кино, воображаемое, онирическое, мнемоническое. Репрезентация памяти. Способы и техники репрезентации грезы/сна/фантазии/воспоминания и других типов ирреального. Экспериментальное разрушение эффекта реальности в кино. Попытки репрезентации возможного, неслучившегося, потенциального («Случай» К. Кеслевского).
  • Звук в кино
    Звук в кино. Виды звука: музыка, шум, голос. Соотношение и взаимодействие различных видов звукового оформления. Диегетический/недиегетический звук. Функции вовлечения зрителя и расфокусирования зрительского внимания. Синхронный/асинхронный звук. Понятие «акуметра» (М. Шион). Звук, подчиняющийся изображению (аккомпанирующий ему), звук, сопротивляющийся изображению (порождающий диссонанс).
  • Цвет в кино
    Цвет в кино. Функции монохромного изображения в эпоху цветного кино. Нарративная, темпоральная, мнемоническая функции цвета.
  • Теория кино в метафорах: окно, рамка, глаз, зеркало, дверь, порог
  • Теория Ж. Делеза
  • Семантика и феноменология фильма. Тема изучается по онлайн-курсу "Анализ фильма".
  • Гаптическая визуальность
    Л. Маркс, В. Собчак
  • Театральность, фотографичность, литературность в кино: возможности интермедийных взаимодействий.
  • Введение. Фильм: визуальная и звуковая репрезентация. Основные этапы развития кино как технологии. Развитие теории кино.
    Фильм: визуальная и звуковая репрезентация. Основные этапы развития кино как технологии (краткий обзор: кино-аттракцион, появление речи (интертитры), появление внешнего музыкального сопровождения (антивоспроизводимость), появление звука, появление голоса). Кино как «движущееся изображение» и как «образ-движение». Динамика кинематографа с точки зрения зрителя. Основные свойства кино как медиума. Экспериментальные возможности кино как медиума в исторической динамике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные домашние задания (4)
  • неблокирующий Доклад / презентация
  • неблокирующий Оппонирование
  • неблокирующий Онлайн-курс
  • неблокирующий Итоговое академическое эссе
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Доклад / презентация
  • неблокирующий Оппонирование
  • неблокирующий Онлайн-курс
  • неблокирующий Итоговое академическое эссе
    Экзамен проводится в письменной форме без прокторинга. Студенты заранее готовят итоговые академические эссе по выбранной и согласованной с преподавателем теме. Эссе необходимо загрузить на странице курса в гугл-классе: https://classroom.google.com/u/0/c/NDE4NzQxOTgxNDRa
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Доклад / презентация + 0.4 * Итоговое академическое эссе + 0.15 * Онлайн-курс + 0.15 * Оппонирование + 0.15 * Письменные домашние задания (4)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Доклад / презентация + 0.4 * Итоговое академическое эссе + 0.25 * Коллоквиум + 0.1 * Онлайн-курс + 0.1 * Оппонирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Harbord, J. (2002). Film Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251425
  • Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585
  • Pethő, A. (2011). Cinema and Intermediality : The Passion for the In-between. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=522802
  • Toby Miller, & Robert Stam. (2008). A Companion to Film Theory. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231749

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abel, R. (2005). Encyclopedia of Early Cinema. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=106201
  • Kilbourn, R. J. A. (2010). Cinema, Memory, Modernity : The Representation of Memory From the Art Film to Transnational Cinema. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653625
  • Mactaggart, A. (2010). The Film Paintings of David Lynch : Challenging Film Theory. Bristol: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320650