• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Экстремальная психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Программа общеуниверситетского курса (МАГОЛЕГО) "Экстремальная психология" содержит разделы по усвоению основных понятий экстремальной психологии, описанию экстренной (допрофессиональной) психологической помощи, профессиональной помощи в стрессовых ситуации и длительной помощи в условиях ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Экстремальная психология и психология катастроф» являются: 1. Подготовка студентов к квалифицированному самостоятельному использованию изучаемых понятий и методов в прикладной и теоретической деятельности. 2. Изучение основных понятий экстремальной психологии и психологии катастроф, позволяющих ориентироваться в литературе, выбирать и изучать информацию (специальную литературу, сетевые ресурсы и др.), необходимую для решения конкретных научных и прикладных профессиональных проблем. 3. Изучение особенностей поведения и деятельности человека в экстремальной ситуации и после нее. 4. Изучение возможных действий неспециалиста и специалиста-психолога при работе с людьми, оказавшимися в экстремальной ситуации и постэкстремальной ситуации. 5. Изучение приемов экстренной психологической помощи. 6. Изучение возможностей оказания психологической помощи пострадавшим и их близким в период после экстремальной ситуации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать виды катастроф и экстремальных ситуаций. 2. Знать об особенностях психологического состояния, поведения и деятельности людей непосредственно в экстремальной ситуации.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать виды катастроф и экстремальных ситуаций. 2. Знать об особенностях психологического состояния, поведения и деятельности людей непосредственно в экстремальной ситуации. 3. Знать и уметь использовать приемы экстренной психологической помощи.
  • 2. Знать об особенностях психологического состояния, поведения и деятельности людей непосредственно в экстремальной ситуации. 3. Знать и уметь использовать приемы экстренной психологической помощи. 4. Иметь представление о деятельности специалиста-психолога в период сразу после экстремальной ситуации и в реабилитационный для потерпевших и их близких период. 5. Знать и уметь использовать принципы организации помощи при неблагоприятных психических состояниях потерпевших и их близких.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Основные понятия экстремальной психологии и психологии катастроф. Виды катастроф и чрезвычайных ситуаций
    Объект, предмет, задачи и методы экстремальной психологии и психологии катастроф. Понятия: катастрофа, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация. История психологии катастроф, причины увеличения количества катастроф. Виды катастроф и чрезвычайных ситуаций, их основные классификации. Организационно-психологические причины техногенных катастроф.
  • Тема 2. Эмоциональные состояния и психогенные реакции
    Эмоциональные состояния: страх, ужас, паника, тревога, агрессия, аффект, истерика, апатия, ступор, нервная дрожь, плач, двигательное возбуждение, бред, галлюцинации, стремление к самоубийству, психическая напряженность, реакции горя. Кризисы. Фрустрация и стресс. Дистресс, эустресс. Психическая травма. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Психогенные нервно-психические заболевания. Влияние экстремальной ситуации на спасателей, врачей, психологов и других специалистов. Острая стрессовая реакция (ОСР). Психологические изменения личности спасателей, личности военнослужащих.
  • Тема 3. Экстренная психологическая помощь
    Понятие экстренная психологическая помощь. Телефон доверия. Дебрифинг, рилив-терапия, арт-терапия и другие виды кризисного вмешательства. Условия и принципы оказания экстренной психологической помощи. Психологические и психологические механизмы экстренной психологической помощи: воздействие, убеждение, понимание, социальные взаимодействия, механизмы обратной связи, смена доминанты, тренинговая работа. Экстренная психологическая помощь при различных эмоциональных состояниях. Алгоритм работы психолога в ситуации катастрофы.
  • Тема 4. Психологическая реабилитация и социальная адаптация
    Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): виды, признаки, особенности. Негативное и позитивное влияние ПТСР. Понятие о психологической реабилитации и социальной адаптации. Влияние экстремальных ситуаций на психическое состояние. Действие защитных механизмов. Изменение поведения, деятельности и отношений. Психологическая помощь при психической травме. Психологическая помощь при ПТСР (социальное, образовательное, психотерапевтическое и др. направления).
  • Тема 5. Экстремальные условия, адаптация и деятельность
    Понятие «экстремальные условия деятельности». Экстремальные факторы внешних условий. Особенности и закономерности деятельности в экстремальных условиях. Психогенные факторы. Функциональные состояния человека. Готовность к деятельности в экстремальных условиях. Толерантность к экстремальным условиям. Психологическая поддержка в экстремальных условиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1,2,3
    Все контрольные работы выполняются в аудитории без использования гаджетов и письменных источников
  • неблокирующий Эссе или реферат
    Сдать до 20 апреля, основной текст – 6 -7 машинописных страниц (табличные эссе – 3-4 страницы), Times New Roman 14, полтора интервала, поля слева – 3 см, остальные по 2. Ссылки и оформление литературы как в курсовой. Обзор не менее 7 источников.
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Посещение лекций, работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Контрольная работа 1,2,3 + 0.3 * Посещение лекций, работа на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе или реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Орлова Е.А. - Экстремальная психология: теория и практика. Часть I - Русайнс - 2017 - 167с. - ISBN: 978-5-4365-2160-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927938
  • Орлова Е.А. - Экстремальная психология: теория и практика. Часть II - Русайнс - 2017 - 226с. - ISBN: 978-5-4365-2159-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927941

Рекомендуемая дополнительная литература

  • БАЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2016). Психология безопасности: теоретическая основа помощи в экстремальной ситуации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89088E9A
  • Шойгу, Ю. С., & Филиппова, М. В. (2015). Этические Аспекты Экстренной Психологической Помощи Представителям Разных Культур. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 108–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117146671