• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Визуальная социология как средство исследования современной культуры. Кино как социологический текст

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является одновременно практикумом по исследованию социальнокультурной жизни современного общества, все более визуализирующегося. Сколько у вас фотографий в телефоне? Для вас важно ими делиться? Как давно вы рассматривали фотографии в семейном альбоме? Вы его оцифровали? Фотоизображения (их изготовление, рассматривание) сегодня включены практически во все социальные действия. Как новые технические средства влияют на этот процесс? В чем социальный и культурный смысл этих процессов? Данный раздел курса знакомит с теориями и методами визуальной социологии, работающей с фотоизображениями. Он предполагает, помимо обсуждения теоретического материала и известных социологических фотопроектов, практические занятия, обсуждение своих проектов (профессиональные навыки и техника фотографирования для этого курса не требуются). Часть данного курса «Кино как социологический текст» направлена на развитие у студентов навыков социологического мышления и применения социологических понятий при анализе различных явлений и событий с помощью социологического анализа кинотекстов. Занятия по этой части курса предполагают предварительный просмотр специально отобранных кинофильмов и их последующий анализ и обсуждение. Студенты смогут лучше понять мир современной урбанизированной культуры, изменения в социальных институтах современного общества, зависимость человеческих Я и биографий от социальной среды, в которой они формируются, такие явления как глобализация, война, преступность и др. В курсе отдельное внимание уделено обсуждению методологических аспектов визуального анализа, связанных с фиксацией и последующей интерпретацией визуальных объектов Данный курс является четвертым, завершающим разделом майнора «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам». Он развивает освоенные ранее положения социологии культуры, потребления, медиа и фокусирует внимание на визуальных аспектах современной культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Визуальная социология как средство исследования современной культуры. Кино как социологический текст» являются: получение систематизированных знаний о современных феноменах визуальной культуры; интерпретация визуальных данных, в том числе кинодокументов, с точки зрения основных теоретических категорий и подходов; знакомство с методами социологического анализа визуальных образов. Данный курс является четвертым, завершающим разделом майнора «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам». Он развивает освоенные ранее положения социологии культуры, потребления, медиа и фокусирует внимание на визуальных аспектах современной культуры.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • владеть навыками социологического анализа кино- и фотодокументов
  • уметь применять социологические понятия и подходы к анализу визуальных явлений
  • уметь применять социологические понятия и подходы к анализу визуальных явлений;
  • знать возможности применения основных современных социологических теорийк анализу визуальных образов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социологическое воображение и визуальные данные. Фотографирование как способ наблюдения и конструирования.
    Визуальное в современной жизни. Визуальная культура и визуальные данные в социологии. Процессы виртуализации: понятийный ряд для их изучения, следствия для стратегий и методов исследований. Визуализация и виртуализация в различных сферах жизни (досуг, маркетинг, академические практики). Фотография в контексте повседневности и ее визуализации. Социологическое воображение и визуализация. Фотографические средства в социологии и расширение возможностей их использования. Постановка социологических проблем, для описания которых используются фотоданные. «Наблюдаем явное – пытаемся проанализировать скрытое» (практическое использование приемов социологического воображения).
  • Социальная и социологическая фотография: история становления, основные принципы.
    История фотографии и ее использование в социальных науках. Социально-ориентированная фотография и ее история. Первые примеры использования фотографии в социологических исследованиях и журналах. Возрождение интереса к фотографии после 1970-го года. Связь возрождения визуальных методов с культурным поворотом в социологии. Работы И. Гофмана. Жанр в фотографии. Из истории становления документальной фотографии. Уличная фотография и её классики: Брессон А., Капа Р.
  • Визуальное в современном обществе. Теоретические перспективы визуальной социологии.
    Визуальные представления в повседневных и профессиональных практиках. Типология образов Р. Барта и методические следствия. Основные критерии отбора визуальной информации: техника создания, локализация образа, функцию образов. Представления (репрезентации) и имитация. Понятие симулякра. Визуальные проявления. Основные факторы трансформации визуальной культуры: ускоренное техникой расширение мира, урбанизация, коммерциализация, формирование общества потребления. Насыщенность разных социальных контекстов визуальными образами. Основные теоретические перспективы: композиционный анализ, контент-анализ, семиотика, дискурс-анализ, исследования аудитории, антропологический подход.
  • Визуальная интерпретация основных социологических категорий: исследовательские возможности и критика метода
    Визуальные данные социологии и их использование. Цель фотографирования – наблюдение социальных отношений, демонстрации социальных статусов и идентичности, функционирования социальных институтов, типов социальных действий. Фотографирование как основной метод: фотографирование, осуществляемое социологом; фотографирование членами групп и сообществ по программе социологического исследования (Photovoices). Фотоизображения и фотографирование как вспомогательный (стимулирующий) метод. Соотношение фотографии и других визуальных методов (рисование, коллаж, видео). Описание и анализ на основе визуальных данных: человеческие личности, действия, интеракции, коллективность и коллективные действия, культура, окружающая среда. Серия фотографий в социологии. Степень участия исследователя-социолога в процессе взаимодействия с окружающей средой и фотография. Разбор кейсов: а) фотографирование городской среды и проблема фотографического образа. Приемы съемки в городе: геометрия пространства, маршрутизация, работа со светом, серийность фотографий; б) семейный фотоальбом и другие коллекции личных фотографий как объект изучения социологов.
  • Этико-правовые рамки в визуальных исследованиях
    Юридические и этические аспекты работы с фотоизображениями и практики фотографирования. Существующие нормативные регламенты, кодексы, регулирующие юридические и этические аспекты использования фотографий в социологических исследованиях, публикациях, презентациях, публичных проектах. Согласие фотографируемого, необходимость получения согласия, формы получения согласия. Информированность участников визуализации социальной жизни (фотоизображения в публичных, социальных сетях, размещаемые пользователями) и этико-юридические аспекты использования таких визуальных в социологическом исследовании. Протокол по Медийной Этике 101 (MediaEthics 101 protocol). Анализ ситуаций, с которыми столкнулись студенты во время самостоятельной работы по фотонаблюдению
  • Социальная жизнь и кинотекст.
    Способы использования кинотекстов для развития социологического воображения. Кинотекст как дополнительный источник опыта и материал для формирования социологических гипотез. Соотношение киноизображений и социальной реальности. Ограничения возможного использования кинотекстов в социологической работе.
  • Человек в обществе. Социальные статусы и социальные роли
    Личность в современном мире, влияние социальных условий на формирование личности, жизненный смысл успеха. Личность и социальный статус. Карьера и институты. Социальный статус. Статусные системы: каста, сословие, класс. Социальная мобильность. Отношения господства. Символы классового статуса. Репрезентации жизненных траекторий и карьер в кинотекстах (на примере фильма «Гражданин Кейн»).
  • Город, урбанизация, городская среда
    Город в социологической перспективе. Урбанизация, ее проявления и последствия. Город с высоты птичьего полёта и с высоты человеческого роста. Город как мозаика миров. Жизненный мир городского человека. Личность в условиях современного большого города. Урбанизм как образ жизни. Городские пространства. Репрезентации города в кинотекстах (на примере фильма «Небо над Берлином»).
  • Социология работы. Работа и идентичность.
    Работа, социальный статус и человеческое «Я». Место труда в повседневном жизненном мире человека. Драма потери работы. Социологические и психологические смыслы безработицы. Работа и идентичность. Репрезентации социальной значимости работы в кинотекстах (на примере фильмов «Последний человек» и «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»).
  • Институты и тотальные институты
    Понятие социальных институтов. Различные трактовки и параметры институтов. Тотальные институты, их основные характеристики. Воздействие тотальных институтов на человеческое «Я». Структура тотального института; мир персонала и мир пациента; институт и человеческое Я; обезличивание; стигматизация. Последствия пребывания в тотальных институтах для человеческой личности. Социологический смысл исследования тотальных институтов. Репрезентации тотальных институтов в кинотекстах (на примере фильмов «Пролетая над гнездом кукушки», «Ночной портье», «Эксперимент»).
  • Социология знания. Проблема релятивизма.
    Социология знания. Знание и общество. Релятивизм. Ангажированность; зависимость восприятия и интерпретации ситуации от социальных позиций, интересов и ценностных ориентаций. Множественность интерпретаций и реальность. Определения ситуации и борьба определений. Репрезентация проблемы релятивизма в кино (на примере фильма «Расёмон»).
  • Социальная и культурная маргинальность.
    Культурный контакт. Мы-группа и они-группа; этноцентризм; культурные различия. Аккультурация. Глобализация и интенсификация столкновения и контакта культур. Понятие маргинального человека. Маргинальная личность и маргинальные группы. Репрезентации культурных конфликтов и маргинальности в кинотекстах (на примере фильма «Апокалипсис сегодня»).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинарах (3 модуль) (неблокирующий)
  • Домашнее задание №1 (неблокирующий)
  • Домашнее задание №2 (неблокирующий)
  • Работа на семинарах (4 модуль) (неблокирующий)
  • экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашнее задание №1 + 0.15 * Домашнее задание №2 + 0.15 * Работа на семинарах (3 модуль) + 0.15 * Работа на семинарах (4 модуль) + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Социология, Гидденс Э., Бердсолл К., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В. (2002). Поланьи К. Великая Трансформация: Политические И Экономические Истоки Нашего Времени. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B126E263
  • Социология социальных изменений, Штомпка П., Ядова В. А., 1996