• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Цифровая экономика

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровая экономика – это, с одной стороны, концепт 1990-х годов, связанный с теориями информационного общества, цифровой революции и новых медиа, а с другой стороны – масштабный государственный мегапроект, реализация которого началась в России в 2016 году. В рамках учебной дисциплины цифровая экономика рассматривается как комплексный социальный феномен через оптику междисциплинарных подходов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у слушателей представления о текущем состоянии, основных сегментах и направлениях развития российской и глобальной цифровой экономики, а также направлениях и методах ее изучения.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает ведущих исследователей и теории цифровой экономики
  • Знает структуру глобальной цифровой экономики, направления ее развития.
  • Имеет представление о государственной политике России в сфере цифровой экономики, особенностях ее развития.
  • Имеет представление о месте и значении цифровой грамотности в цифровой экономики, методах ее измерения и основных российских и зарубежных проектах по ее изучению.
  • Знает основные подходы к регулированию цифровой экономики в мире, а также особенности российского законодательства в данной области.
  • Имеет представление о роли и направлениях трансформации системы образования в условиях цифровой экономики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая экономика как теоретический концепт.
    Возможные определения цифровой экономики. Цифровая экономика в контексте теорий постиндустриального, информационного и сетевого общества. Биты против атомов (Н. Негропонте). Концепция цифровой экономики Д. Тапскотта. Развитие теории цифровой экономики в XXI в.
  • Сегменты цифровой экономики. Цифровая экономика в мире.
    Основные сегменты цифровой экономики. Ведущие цифровые экономики зарубежных стран, их особенности. Глобальные исследователи и исследования цифровой экономики. Современные тенденции развития цифровой экономики.
  • Цифровая экономика России: состояние и тенденции развития.
    Исследования цифровой экономики в России (BCG, РАЭК/НИУ ВШЭ, McKinsey и др.). Особенности развития различных национальных сегментов цифровой экономики. Государственные программы в области развития цифровой экономики. Российский медийный дискурс цифровой экономики.
  • Цифровая грамотность и ее измерение.
    Концепция цифровой грамотности П. Гилстера (1997). Цифровая грамотность и ее «сестры» (медиаграмотность, компьютерная грамотность, информационная грамотность и т.д.). Международные исследования цифровой грамотности. Измерения цифровой грамотности в России.
  • Регулирование цифровой экономики.
    Основные направления и проблемы регулирования цифровой экономики. Государственное регулирование и саморегулирование. Развитие законодательной базы в сфере цифровой экономики в России и ее особенности.
  • Цифровая экономика и образование.
    Институциональная трансформация системы образования в условиях цифровой экономики. Цифровое образование и его сегменты. Особенности развития цифрового образования в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Семинары
  • неблокирующий Created with Sketch. Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Семинары + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социальных исследований : группы организации и бизнес, Браймен А., Белл Э., 2012
  • Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев В. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., Тылевич, Н. М., 2017
  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова Г. Ф., 2012