• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Советская урбанистическая модернизация

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Виноградова Ольга Владимировна, Деминцева Екатерина Борисовна, Задирко Екатерина Сергеевна, Майофис Мария Львовна, Махалова Ирина Андреевна, Опарин Дмитрий Анатольевич, Танис Кристина Александровна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен анализу эффектов советской урбанистической революции, последствия которой рассматриваются не только с точки зрения географических и демографических изменений при расширении «обитаемой территории», но в первую очередь с позиции статусных трансформаций в обществе. Массовая миграция жителей сельских поселений в города привела к появлению новых статусных групп и «сословий», поддерживаемых советской системой распределения ресурсов. В рамках курса будут рассмотрены различные основания социального неравенства в советском обществе, место и состав интеллигенции в новой социальной структуре, охарактеризованы возможности и ограничения советского типа социальной мобильности. Мобилизационный тип и масштаб советской урбанизации не мог не сказаться на градостроительной политике, изменениях городской культуры, представлениях о комфорте в общественном и личном пространстве.  Обсуждение этих проблем составляет содержание данного курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Анализ эффектов советской урбанистической революции, последствия которой рассматриваются не только с точки зрения географических и демографических изменений при расширении «обитаемой территории», но в первую очередь с позиции статусных трансформаций в обществе.
  • Рассмотрение различных оснований социального неравенства в советском обществе, место и состав интеллигенции в новой социальной структуре
  • Анализ возможностей и ограничений советского типа социальной мобильности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы и характерные черты развития советской урбанизации; - особенности советских и постсоветских городских практик в исторической и культурологической перспективах
  • Уметь оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности; выявлять научную сущность проблем в профессиональной области
  • Уметь вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества; в письменной и устной речи логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, аргументировать свою точку зрения
  • Владеть навыками работы с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Владеть способностью решать коммуникативные задачи с использованием современных технологий презентации результатов исследовательской и другой профессиональной деятельности
  • Владеть навыками научного анализа социально-значимых проблем и процессов, уметь использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Специфика советской урбанизации и ее демографические последствия.
    Общие теории модернизации. Российская имперская и советская модернизации. Неразвитость городской культуры в доимперской России. Урбанизация в пореформенной России. Связь урбанизации и миграций. Развитие городской культуры в период НЭПа. Основные пики урбанизации в СССР. «Великий перелом» и изменение облика советского города. Урбанизация во второй половине 1950—1960-е годы и ее влияние на облик позднесоветских и постсоветских городов.
  • Тема 2. Структура и архитектура больших и малых советских городов.
    Новые типы городов в СССР: соцгорода, промышленные моногорода, академгородки, «закрытые города». Сталинская архитектура. Сталинский план реконструкции Москвы. Военная эвакуация и ее влияние на демографию и культуру советских городов. Специфика послевоенной застройки. Феномен «хрущевок». Рабочие поселки и рабочие пригороды. Советские дачи и садовые участки.
  • Тема 3. Новые и старые жители советского города
    Как крестьян делали рабочими: концепции ревизионистской историографии и работы С. Коткина. Бывшие дворяне в городе. Сталинские инженеры. Партийно-государственная бюрократия. Няни и домработницы. Спецпоселенцы. Жители «закрытых городов», военные, сотрудники КГБ.
  • Тема 4. Культурная и образовательная инфраструктура советских городов.
    Концепция «культурности» в конце 1930-х и в 1950-е годы. Индустрии развлечений для «новых горожан»: кинотеатры, дома культуры, танцплощадки, организованные экскурсии. Образовательные и просветительские институции: вечерние школы, рабфаки, научнопросветительские общества, подписка на центральные и региональные издания. Культура ИТР 1960—1980-х годов и ее специфические институты. «Лимитчики»: рост социального антагонизма и агрессии в советских городах 1970—1980-х годов. Проблема дефицита приватности.
  • Тема 5. Миграция в советские города
    Как в СССР люди принимали решение о переезде и контролировался ли этот процесс государством? Почему переезжали в города? Была ли в советские годы жестко регулируемая политика миграции? Где и как жили мигранты в городах? Какова была социальная политика в отношении этих граждан? В советское время миграция если и изучалась, то многие работы публиковались под грифом секретно. Миграция была интенсивной, контроль за ней часто терялся, а статистические данные были засекречены. На лекциях будут представлены результаты исследований, включающих в себя как анализ работ, опубликованных в советский период, так и новейших исследований.
  • Тема 6. Мигранты в постсоветских городах.
    Распад Советского Союза спровоцировал новые потоки миграции. Начиная с 2000х годов в российские мегаполисы стали приезжать трудовые мигранты из бывших советских республик. Как изучать миграцию в постсоветском городе? Как советская планировка города влияет на расселение мигрантов? Спровоцировали ли потоки постсоветской миграции создание «гетто» в городах? В лекциях будут использованы материалы новейших исследований мигрантов в постсоветских городах.
  • Тема 7. Неравенство в городском пространстве.
    Был ли советский город городом равных возможностей для всех? Какой была социальная политика советского союза? Кто жил в «рабочих поселках» и для кого строились сталинские высотки. Как изменился город в постсоветское время? В этом блоке лекций будут рассмотрена социальная история городов. Исходя из концепта социального неравенства будет проанализирована социальная политика в советское и постсоветское время, а также возможности доступа разных категорий горожан к инфраструктуре города.
  • Тема 8. Новые места и практики горожан.
    Кто такие горожане в советском/постсоветском городе? Как изменились досуговые практики горожан за последние 30 лет? Что такое общие и общественные места современного города? Блок лекций посвящен новым досуговым практикам и общественным местам, возникшим в постсоветском городе. Как изменяется городское пространство, какие исчезают и появляются городские сообщества в постсоветском городе? Как изучать городское пространство?
  • Тема 9. Городская антропология и религия.
    Первые две лекции блока являются теоретическими. Они посвящены истории исследования религиозных практик в городском контексте, а также современным подходам к антропологии религии в рамках урбанистики. Отдельно рассматриваются такие понятия и явления как секуляризация и пост-секулярный город, сакральное и светское в городском контексте, публичное пространство. В блоке также анализируются современные исследования советского и пост-советского городского пространств через призму антропологии религии.
  • Тема 10. История многоконфессионального пространства Москвы.
    Блок, состоящий из двух лекций посвящен истории культурного, этнического и религиозного многообразия Москвы, начавшегося формироваться еще в Средние века. В фокусе данного блока временной отрезок от начала XX века до распада СССР, история и практики наиболее заметных этнических общин города предреволюционного и советского времени. В лекции пойдет речь в первую очередь об армянах, евреях и татарах. Отдельный рассказ будет посвящен судьбам ассирийской, китайской, немецкой, караимской, французской и грузинской общин. Лекции затрагивают вопросы истории миграции в Москву, формирования многоконфессионального и мультикультурного пространства города, динамике национальной политики центра, отразившейся на повседневной жизни этнических общин. Особенное внимание уделяется религиозному архитектурному наследию многонациональной Москвы. Исследование, презентованное в данном блоке, основывается на антропологической и архивной работе автора.
  • Тема 11. Мусульманское пространство современной Москвы.
    Данный блок логически вытекает из более общего и исторически-ориентированного предыдущего блока. Фокус лекций – история и современность мусульманских практик в пост-советской Москве. В лекции пойдет рассказ о мусульманской инфраструктуре и мусульманской географии города, об этническом, социальном, культурном, религиозном и экзистенциальном плюрализме мусульманского пространства Москвы. Вторая лекция посвящена в первую очередь трем явлениям современной московской мусульманской жизни – громкому круговому зикру, практикуемому чеченцами и ингушами в Исторической мечети, религиозным практикам среднеазиатских “неинституционализированных” мулл и практикам экзорцизма в современном городском миграционном контексте. В ходе лекции автор отвечает на следующие вопросы: какую нишу занимают эти духовные практики в мусульманскоймосковскойсреде; какую роль они играют в жизни мигрантов; как эти практики конструируют и воспроизводят идентичности.
  • Тема 12. Многоконфессиональное пространство городов Сибири.
    В фокусе данного блока лекций история послевоенного освоения Сибири, урбанизация этого региона и миграционные процессы постсоветского периода. В лекциях рассматривается масштабная миграция в нефтегазовые районы Сибири, начавшаяся еще в советское время и интенсифицировавшаяся после распада СССР. Отдельное внимание уделяется культуре и религиозным практикам особенной и уже многочисленной группы – представители коренных народов, живущие в городах. Часть заключительной лекции посвящена также современному мусульманскому пространству сибирских городов, привлекающему внимание антропологов, специалистов по миграции и исламоведов, некоторые из которых склоны с недавнего времени рассматривать Западную Сибирь как третий мусульманский регион России (после Поволжья и Северного Кавказа). Автор проводил полевые исследования в Ханты-Мансийском автономном округе, ЯмалоНенецком, на Чукотке и в Томске. Именно на примере этих разных регионов рассматриваются вышеперечисленные вопросы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Включает в себя итоговую оценку за работу на семинарах.
  • неблокирующий Проект
    Включает оценку за подготовку и презентацию коллективного проекта, связанного с анализом современного культурного процесса
  • неблокирующий Проверочная работа №1
    Включает в себя оценку за контрольную работу по материалам лекций и семинаров
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе LMS. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS, доступ к Интернету. Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. При обнаружении преподавателем плагиата или повторяющихся у разных студентов формулировок ответов студент автоматически получает «0». Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Проект: презентация проекта
  • неблокирующий Проект: участие в дискуссии на презентации проектов
  • неблокирующий Проект: работа в архиве в рамках подготовки проекта
  • неблокирующий Проверочная работа №2
    Включает в себя оценку за контрольную работу по материалам лекций и семинаров
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.07 * Проверочная работа №1 + 0.07 * Проверочная работа №2 + 0.063 * Проект: презентация проекта + 0.084 * Проект: работа в архиве в рамках подготовки проекта + 0.063 * Проект: участие в дискуссии на презентации проектов + 0.35 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лаппо, Г., & Полян, П. (1999). Результаты Урбанизации В России К Концу Xx Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A74C867

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169