• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Французская литература Нового времени: иллюзия и реальность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Французская литература раннего Нового времени: иллюзия и реальность» посвящен углублённому изучению истории французской литературы раннего Нового времени, анализу наиболее важных культурных и литературных явлений XVI – XVIII вв. в лирике, прозе и драматургии, исследованию взаимного влияния тенденций барокко и классицизма во французских литературных и эстетических практиках «Великого века», а также выявлению соотношений литературы с социальными и антропологическими представлениями (концепты Автора, Читателя, академии, салона, галантности и пр.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – познакомить студентов с наиболее репрезентативными текстами французского «Великого века», научить их читать, понимать, комментировать художественные произведения в контексте французской культуры обозначенного времени. Курс включает в себя два тематических блока, первый включает в себя период XVI века, когда французская литература обретает свое лицо, постулирует важнейшие мотивы, сюжетные ходы, осознает себя, формирует свой язык. Вторая часть включает эпоху XVII и XVIII веков, когда в русле барокко, классицизма и Просвещения она достигает зрелости и расцвета.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать о народно-смеховой культуре (М.М. Бахтин), умение анализировать текст с элементами пародии, гротеска.
  • Уметь анализировать французскую лирику 16 века, находить петраркистские мотивы и сюжеты, «платоновский код».
  • Уметь анализировать новеллистический и эссеистический текст 16 века, знание теоретических основ новеллы («сокол»), поэтики эссе.
  • Знать о женском салонном движении 17 века, лингвистических и поэтических экспериментах прециозниц, теоретические основания барочной метафоры и перифраза
  • Уметь работать с драматургическим текстом, анализировать его поэтику, а также антропологическую проблематику.
  • Уметь анализировать афористический текст, прояснять его антропологическую проблематику.
  • Уметь анализировать философский роман и повесть эпохи Просвещения.
  • Знать о сентименталистском тексте, связь творчества маркиза де Сада с просветительскими традициями.
  • Понимать механизмов французской светской культуры и умение находить её коды в художественных текстах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Авторские предисловия и их значение. Изменение тональности предисловий в последних книгах романа. Образы добрых великанов.
    Воспитание и подвиги великанов как «смеховой дублет» рыцарского романа. Ренессансная утопия как объект прославления и снижения. Образ Панурга и его эволюция в романе. Фарсовые мотивы и образы в романе. Образы «материально-телесного низа». Особенности раблезианской «непристойности»: восприятие современников и потомков. Место Рабле в истории смеха.
  • Тема 3. Кружок Маргариты Наваррской, утопия и реальность в «Гептамероне». Поэтика французского новеллистического сборника.
    «Опыты» Монтеня: иллюзия и реальность. Эссе о каннибалах: образ другого и других между реальностью и иллюзией. Иллюзорность реальности и субъекта в эссе.
  • Тема 4. Галантная и аллегорическая география и картография: Мадлен де Скюдери и карта страны нежности.
    Прециозность и светский салон. Пьеса Мольера «Смешные прециозницы»: сатира на реальность или на иллюзию реальности? Иллюзия и реальность в барочном тексте: французская поэзия 17 века.
  • Тема 5. Иллюзия и реальность в классицистическом тексте: теория «здравого смысла», статус страстей.
    Антропологическая утопия в трагедиографии П. Корнеля и Ж. Расина. Пагубность страстей у Расина и Мольера.
  • Тема 7. Статус человека и реальности в художественном дискурсе Просвещения. «Нескромные сокровища» Д. Дидро, «Кандид» Вольтера.
    Аналитический разбор романа Дидро «Нескромные сокровища» и философской повести Вольтера «Кандид» в соотнесении с философскими взглядами просветителей.
  • Тема 8. Классицистическое и сентименталистское понимание человеческого характера и реальности мира
    «Исповедь» Ж.Ж. Руссо. Иллюзия «естественного состояния»: творчество маркиза де Сада.
  • Тема 9. Светская традиция в культуре XVI-XVIII вв.
    Быть или казаться: шевалье де Мере, романы А. Прево, Шодерло де Лакло, Мариво.
  • Тема1. Литература XVI века как особой эпохи в поиске и определении социо-культурных и этических ориентиров, поиске адекватного языка.
    Открытие петраркизма и платонизма, Лионская школа, лирика Луизы Лабе. Теория и практика поэзии у представителей школы «Плеяда», лирика П. Ронсара, Ж. Дю Белле. Демонтаж петраркизма во французской поэзии, поиск нового языка чувств.
  • Тема 6. Статус человека и реальности в афористической традиции: Ларошфуко, Лабрюйер, Паскаль.
    Антропологическая проблематика афористического текста. Поэтика барочного остроумия и средневековый силлогизм: внутреннее устройство максимы во взаимосвязи с данными понятиями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий дискуссия на семинаре
  • неблокирующий Собеседование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * дискуссия на семинаре + 0.3 * Собеседование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fedotova E.D. Baroque. Series “Epochs. Styles Directions”. M .: ’White City’, 2007 ; Федотова Е.Д. Барокко. Серия «Эпохи. Стили. Направления». М.: «Белый город», 2007. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4EF6BE29
  • Вольтер Ф. - Кандид, или Оптимизм - Издательство "Лань" - 2013 - 58с. - ISBN: 978-5-507-10826-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5875
  • Гак В. Г., Мурадова Л. А. - ВВЕДЕНИЕ ВО ФРАНЦУЗСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 303с. - ISBN: 978-5-534-00624-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-vo-francuzskuyu-filologiyu-432993
  • Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М., 2006. — 255 с. ISBN 5-9540-0050-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346164
  • Интерпретация текста. Французская новелла.: Учебник / А.А. Корниенко. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 175 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0326-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419148
  • Мисюров Н.Н. - История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 48с. - ISBN: 978-5-9765-1231-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105180
  • Петрарка Ф. ; Пер. Гершензон М. О. - МОЯ ТАЙНА, ИЛИ КНИГА БЕСЕД О ПРЕЗРЕНИИ К МИРУ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 151с. - ISBN: 978-5-534-09198-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/moya-tayna-ili-kniga-besed-o-prezrenii-k-miru-427384
  • Рабле Ф. ; Пер. Пяст В. А. - ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 442с. - ISBN: 978-5-534-08631-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gargantyua-i-pantagryuel-425909

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Новиков Н.И. - О поэзии классицизма - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-13485-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/14153
  • Писарев Д.И. - Идеализм Платона - Издательство "Лань" - 2013 - 21с. - ISBN: 978-5-507-11825-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8510
  • Розанов В.В. - Ж.Ж.Руссо - Издательство "Лань" - 2013 - 4с. - ISBN: 978-5-507-10916-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7713
  • Скакун, А. А. (2015). Французская Культура Xvii Века И Ее Восприятие В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D40380D1
  • Соколов М.Н. - Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения - Издательство "Прогресс-Традиция" - 1999 - 424с. - ISBN: 5-89826-003-Х - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77020
  • СОКУРЕНКО Е.В. (2014). Кантовские Рецепции Французского Просвещения: Идея «Bon Sense». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.75E12EC2