• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Анализ и моделирование бизнес-процессов

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе проведения курса у студентов формируются умения и навыки моделирования и анализа бизнес-процессов в целях решения прикладных задач в области бизнес-информатики. Теоретическая часть дисциплины реализуется как в традиционном формате лекционных занятий с активным использованием различных форм командной работы при разборе и анализе практических бизнес-кейсов, так и в формате mooc на Национальной платформе «Открытое образование» (НПОО) (https://openedu.ru/). Освоение материала теоретической части курса проверяется и закрепляется в рамках практических занятий в компьютерном классе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение теоретических знаний о системном, процессно-ориентированном подходе к управлению деятельностью, методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Изучение основ системного мышления и управления сложными системами
  • Получение практических умений и навыков по моделированию и анализу бизнес- процессов
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Идентифицирует системы различной природы
  • Выделяет в системах положительные и отрицательные обратные связи
  • Перечисляет базовые элементы нотации и правила моделирования SADT\IDEF0
  • Читает и правильно интерпретирует ER-диаграммы (Сущность-Связь)
  • Распознаёт особенности функциональной, процессной и проектной модели управления в деятельности организации
  • Использует терминологию процессного управления
  • Определяет цели и метрики бизнес-процессов
  • Идентифицирует процессы верхнего уровня, понимает их сходство и различие
  • Владеет методами документирования деятельности организации
  • Применяет кросс-функциональные диаграммы и метод SIPOC для описания бизнес-процессов
  • Применяет основные понятия и принципы моделирование деятельности
  • Создаёт модели организационных структур
  • Создаёт модели бизнес-процессов верхнего уровня
  • Строит eEPC-диаграммы для моделей бизнес-процессов
  • Находит и исправляет ошибки в eEPC-диаграммах
  • Идентифицирует место и роль метрик бизнес-процессов в модели BSC
  • Описывает назначение эталонных и референтных моделей бизнес-процессов
  • Сравнивает особенности 12-процессной модели, vмоделей eTOM, SCORe, моделей SAP, IBM
  • Описывает особенности жизненного цикла разработки ПО, модели ITIL/ITSM
  • Сравнивает и выявляет отличия различных этапов моделей зрелости бизнес-процессов
  • Формулирует цели и методы анализа бизнес-процессов
  • Применяет качественные и количественные методы анализа бизнес-процессов
  • Анализирует причинно-следственные связи с использованием диаграммы Исикавы
  • Строит и анализирует матрицу ответственности (RASCI) для бизнес-процесса
  • Идентифицирует и классифицирует ошибки бизнес-процессов, предлагает способы их исправления
  • Сравнивает и выявляет различия в подходах Шухарта-Деминга и Хаммера-Чампи к совершенствованию процессов
  • Формулирует основные подходы концепции управления бизнес-процессами - Business Process Management (BPM).
  • Разрабатывает модели бизнес-процессов в виде BPMN-диаграмм
  • Оценивает применимость подхода Process mining для анализа бизнес-процессов
  • Предлагает способы применения технологий роботизации и искусственного интеллекта для совершенствования бизнес-процессов
  • Сравнивает особенности субъектно-ориентированного подхода к моделированию деятельности (S-BPM) с другими подходами
  • Формулирует ключевые особенности технологии адаптивного кейс-менеджмента (ACM)
  • Владеет базовой терминологией, связанной с управлением рисками
  • Идентифицирует и оценивает риски в бизнес-процессах
  • Использует статистические данные для управления рисками
  • Сравнивает применимость основных стратегий и способов снижения операционных рисков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы структурного анализа
    Организации как сложные социотехнические системы. Свойство эмерджентности. Связи в системах, положительная и отрицательная обратная связь. Система и модель системы. Методология структурного анализа SADT\IDEF0. История создания, базовые элементы нотации и правила моделирования. Принцип декомпозиции. Примеры моделей в нотации IDEF0. Коллективная работа над моделями. Достоинства и недостатки методологии. Моделирование данных, ER-диаграммы (Сущность-Связь), атрибуты, мощность связи, варианты нотаций, примеры. Другие структурные методологии, семейство методологий IDEF. Объектно-ориентированное моделирование, методология UML.
  • Основы процессного управления
    Функциональная, процессная и проектная модели в деятельности организации. Определение понятия «бизнес-процесс». Сравнение существующих определений бизнес-процесса. Введение основных используемых терминов и их определений: владелец, продукты, входы и выходы, ресурсное окружение, границы и интерфейсы, поставщики и потребители, риски. Цели и метрики бизнес-процессов. Идентификация процессов. Свойства процессов. Процессы верхнего уровня, их сходство и различие. Варианты описания бизнес-процессов. Кросс-функциональные диаграммы. Метод SIPOC. Документирование деятельности организации, анкетирование и интервьюирование.
  • Моделирование деятельности организации
    Модели и моделирование деятельности – основные понятия и принципы. Методология ARIS, инструментальная система, типы представлений. Моделирование отдельных предметных областей. Организационные структуры: их виды, уровни описания, примеры моделей, линейное и функциональное подчинение, должности и бизнес-роли. Бизнес-процессы: функции и их иерархии, цепочки добавленной ценности (Value added chain - VAD), диаграммы процессов верхнего уровня, событийная цепочка процесса (Extended event driven process chain – eEPC), построение eEPC-диаграмм, логические операторы, диаграмма окружения функции, типичные ошибки при моделировании. Цели организации, декомпозиция целей, понятие о сбалансированной системе показателей (Balanced ScoreCard), метрики процесса в модели BSC. Знания и полномочия: понятие об управлении знаниями, представление структуры знаний, иерархия и карта полномочий, взаимосвязь компетенций и полномочий бизнес-роли, значение знаний и полномочий в бизнес-процессах. Термины, данные и взаимосвязи между ними.
  • Эталонные и референтные модели
    Назначение эталонных и референтных моделей бизнес-процессов. 12-процессная модель APQC (American Productivity & Quality Center). Модели процессов жизненного цикла ПО. Модель процессов SAP R/3. Модель IBM. Модель оказания ИТ-услуг ITIL\ITSM. SCOR-модель для управления цепочками поставок. Модели eTOM и SCOR. Понятие зрелости бизнес-процесса. Характеристика уровней зрелости бизнес-процессов. Стандарт Business Process Maturity Model (ВРММ).
  • Методы анализа бизнес-процессов
    Цели и методы анализа, качественные и количественные методы, анализ топологии, функционально-стоимостной анализ, имитационное моделирование, агентное моделирование, бенчмаркинг, SWOT-анализ, метод пяти вопросов. Выявление проблем, связанных с бизнес-процессами. Анализ и классификация проблем. Построение дерева проблем (диаграмма Исикавы). Правило Парето. Матрица ответственности (RASCI). Ошибки в бизнес-процессах и их классификация. Примеры ошибок и способы их исправления.
  • Совершенствование бизнес-процессов
    Подходы Шухарта-Деминга и Хаммера-Чампи к совершенствованию процессов. Непрерывное улучшение и реинжиниринг. Методы совершенствования бизнес-процессов. Концепция управления бизнес-процессами - Business Process Management (BPM). Циклы совершенствования бизнес-процессов. Система менеджмента качества (TQM) и концепция шести сигм. Автоматизация процессного управления организацией. Системы Workflow и BPMS. Стандарты в описании и автоматизации бизнес-процессов (BPMN и BPEL). Нотация BPMN – история создания и назначение. Элементы BPMN – пулы, дорожки, задачи, подпроцессы, события, шлюзы, сообщения, элементы данных. Правила построения BPMN-диаграмм. Роботизация и искусственный интеллект в совершенствовании бизнес-процессов. Анализ логов корпоративных информационных систем (Process mining).
  • Слабоструктурированные бизнес-процессы
    Директивное, процессное и проектное управление – сходство и различия. Субъектно-ориентированное моделирование деятельности (S-BPM). Отличия субъектно-ориентированного от потоко-ориентированного моделирования бизнес-процессов. Адаптивный кейс-менеджмент (ACM). Процессы в управлении проектами.
  • Операционные (процессные) риски
    Понятие риска и операционного риска. Методы идентификации и анализа рисков бизнес-процесса. Статистические основы управления рисками. Распределения с «тяжелыми хвостами». Методология FMEA (Failure Mode and Effects Analysis). Стратегии управления операционными рисками. Способы снижения операционных рисков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Групповая работа на лекционных занятиях (деловые игры, разбор кейсов) (неблокирующий)
  • Итоговое тестирование онлайн-курса «Анализ и моделирование бизнес-процессов" (неблокирующий)
  • Практические задания, выполняемые в компьютерных классах (неблокирующий)
  • Контрольная работа (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.175 * Групповая работа на лекционных занятиях (деловые игры, разбор кейсов) + 0.175 * Итоговое тестирование онлайн-курса «Анализ и моделирование бизнес-процессов" + 0.3 * Контрольная работа + 0.35 * Практические задания, выполняемые в компьютерных классах