• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Европейская музыка от античности до XXI века: исторические этюды

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Лебедь Марина Игоревна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Задачей курса является воспитание широко эрудированного молодого специалиста, свободно ориентирующегося в вопросах и проблемах истории музыки. Для этого студентам предлагается развернутый курс, включающий аудиторные (лекционные и семинарские) занятия, а также самостоятельную работу. В ходе аудиторных занятий предусмотрено прослушивание аудиозаписей по всем основным темам курса, а также знакомство с видеоматериалами: фильмами-операми, фрагментами концертов симфонической и камерной музыки и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с основными историческими этапами и стилевыми направлениями мировой музыкальной культуры.
  • Сформировать навыки стилевого анализа музыкальных произведений различных эпох и традиций.
  • Сформировать представление о национальном своеобразии и особенностях развития музыкальных культур европейских стран.
  • Познакомить с современными музыкально-историческими научными концепциями.
  • Познакомить с основной исследовательской литературой по каждому из изучаемых периодов истории мировой музыки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет исторические этапы мировой музыкальной культуры.
  • Различает стилевые направления мировой музыкальной культуры.
  • Анализирует литературу по теме истории музыкальной культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Музыкальная культура античности: на основании каких артефактов мы ее анализируем?
    Музыка и научная мысль. Как античная трагедия повлияла на рождение оперы в XVII веке. Клаудио Монтеверди и миф об «Орфее».
  • Западноевропейское музыкальное искусство Средних веков
    Григорианское пение. Первые профессиональные композиторы: Леонин и Перотин. Ars Nova – трактат, давший имя эпохе. Гийом де Машо. Ренессансная месса и ее национальные воплощения.
  • Светская музыка и ее создатели: от средневековья до барокко
    Век мадригалов; Джезуальдо, Монтеверди, Дауленд. Барочная опера.
  • Инструментальная музыка барокко
    Органные школы. Светская клавирная музыка. «Золотой век» итальянской инструментальной культуры и ее загадочное исчезновение в начале XIX века.
  • Бах и Гендель – два художника, два творческих подхода
    Краткое пособие по музыкальному менеджменту. Старый и Новый Завет в музыке Баха и Генделя. «Страсти по Матфею» Баха, «Самсон» и «Мессия» Генделя.
  • Век Просвещения
    Что такое классическая симфония и как научиться ее слушать. Моцарт-Бетховен-Шуберт-Брамс-Малер.
  • Романтический XIX век: новые жанры и формы
    Вокальные циклы и циклы фортепианных миниатюр, сонаты-фантазии и одночастные симфонические сочинения. Шопен-Шуман-Лист. Рождение национальных музыкальных школ.
  • Русская музыка допетровского времени
    Столичный музыкальный театр XVIII века: по следам заграничных оперных трупп. Глинка и его музыка: разрушаем стереотипы.
  • Век музыкальных дилетантов
    Композиторы «Могучей кучки»
  • Опера в XIX веке и ее создатели
    Вебер, Россини, Вагнер, Верди, Бизе, Чайковский. Почувствуем разницу.
  • Европейская музыка на рубеже XIX-XX веков: закат романтической эпохи
    Малер и Брукнер. «Русские сезоны» Дягилева.
  • Европейское межвоенное двадцатилетие
    Создавая «музыку будущего»: нововенская школа и французские экспериментаторы, первый русский авангард и итальянцы в поисках самоидентичности.
  • Советская музыка и ее корифеи
    Время в музыке Шостаковича, Прокофьева, Мясковского.
  • Вторая волна европейского авангарда и Дармштадские летние музыкальные курсы
    Берио, Ноно, Куртаг, Ксенакис. Американская композиторская школа. Советский авангард 60-х годов. «Конец времени композиторов». Что мы слушаем на рубеже веков?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Семинары + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Berndt-Morris, E. (2018). The History of European Jazz: The Music, Musicians and Audience in Context. Library Journal, 143(21), 99. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=133703878
  • Link, M. W. C. (2018). Contemporary Music and Its Challenges for Music Theory. Harmonia: Journal of Arts Research & Education, 18(1), 39–44. https://doi.org/10.15294/harmonia.v18i1.13686

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Каган М. С. - МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 218с. - ISBN: 978-5-534-06319-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/muzyka-v-mire-iskusstv-441573