2019/2020
Европейская музыка от античности до XXI века: исторические этюды
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Лебедь Марина Игоревна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Задачей курса является воспитание широко эрудированного молодого специалиста, свободно ориентирующегося в вопросах и проблемах истории музыки. Для этого студентам предлагается развернутый курс, включающий аудиторные (лекционные и семинарские) занятия, а также самостоятельную работу. В ходе аудиторных занятий предусмотрено прослушивание аудиозаписей по всем основным темам курса, а также знакомство с видеоматериалами: фильмами-операми, фрагментами концертов симфонической и камерной музыки и т.д.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить с основными историческими этапами и стилевыми направлениями мировой музыкальной культуры.
- Сформировать навыки стилевого анализа музыкальных произведений различных эпох и традиций.
- Сформировать представление о национальном своеобразии и особенностях развития музыкальных культур европейских стран.
- Познакомить с современными музыкально-историческими научными концепциями.
- Познакомить с основной исследовательской литературой по каждому из изучаемых периодов истории мировой музыки.
Планируемые результаты обучения
- Называет исторические этапы мировой музыкальной культуры.
- Различает стилевые направления мировой музыкальной культуры.
- Анализирует литературу по теме истории музыкальной культуры.
Содержание учебной дисциплины
- Музыкальная культура античности: на основании каких артефактов мы ее анализируем?Музыка и научная мысль. Как античная трагедия повлияла на рождение оперы в XVII веке. Клаудио Монтеверди и миф об «Орфее».
- Западноевропейское музыкальное искусство Средних вековГригорианское пение. Первые профессиональные композиторы: Леонин и Перотин. Ars Nova – трактат, давший имя эпохе. Гийом де Машо. Ренессансная месса и ее национальные воплощения.
- Светская музыка и ее создатели: от средневековья до бароккоВек мадригалов; Джезуальдо, Монтеверди, Дауленд. Барочная опера.
- Инструментальная музыка бароккоОрганные школы. Светская клавирная музыка. «Золотой век» итальянской инструментальной культуры и ее загадочное исчезновение в начале XIX века.
- Бах и Гендель – два художника, два творческих подходаКраткое пособие по музыкальному менеджменту. Старый и Новый Завет в музыке Баха и Генделя. «Страсти по Матфею» Баха, «Самсон» и «Мессия» Генделя.
- Век ПросвещенияЧто такое классическая симфония и как научиться ее слушать. Моцарт-Бетховен-Шуберт-Брамс-Малер.
- Романтический XIX век: новые жанры и формыВокальные циклы и циклы фортепианных миниатюр, сонаты-фантазии и одночастные симфонические сочинения. Шопен-Шуман-Лист. Рождение национальных музыкальных школ.
- Русская музыка допетровского времениСтоличный музыкальный театр XVIII века: по следам заграничных оперных трупп. Глинка и его музыка: разрушаем стереотипы.
- Век музыкальных дилетантовКомпозиторы «Могучей кучки»
- Опера в XIX веке и ее создателиВебер, Россини, Вагнер, Верди, Бизе, Чайковский. Почувствуем разницу.
- Европейская музыка на рубеже XIX-XX веков: закат романтической эпохиМалер и Брукнер. «Русские сезоны» Дягилева.
- Европейское межвоенное двадцатилетиеСоздавая «музыку будущего»: нововенская школа и французские экспериментаторы, первый русский авангард и итальянцы в поисках самоидентичности.
- Советская музыка и ее корифеиВремя в музыке Шостаковича, Прокофьева, Мясковского.
- Вторая волна европейского авангарда и Дармштадские летние музыкальные курсыБерио, Ноно, Куртаг, Ксенакис. Американская композиторская школа. Советский авангард 60-х годов. «Конец времени композиторов». Что мы слушаем на рубеже веков?
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Berndt-Morris, E. (2018). The History of European Jazz: The Music, Musicians and Audience in Context. Library Journal, 143(21), 99. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=133703878
- Link, M. W. C. (2018). Contemporary Music and Its Challenges for Music Theory. Harmonia: Journal of Arts Research & Education, 18(1), 39–44. https://doi.org/10.15294/harmonia.v18i1.13686
Рекомендуемая дополнительная литература
- Каган М. С. - МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 218с. - ISBN: 978-5-534-06319-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/muzyka-v-mire-iskusstv-441573