• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

«Твой щит на вратах Цареграда»: Византия в русской истории и общественной мысли

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен «имагологии», то есть образу Другого: в данном случае, мы разбираемся, какой ви-делась Византия на разных этапах нашей истории и что из этого можно понять про нас самих. Им-перия ромеев – очень значимый «другой», в отталкивании от которого и в сравнении/состязании с которым Русь и потом Россия выстраивали собственную идентичность. Разумеется, то, как на эту древнюю цивилизацию смотрела Новгородская республика – сильно отличается от взгляда Московского царства или Петербургской империи. И Екатерина Вторая, и Константин Леонтьев, препарируя образ Византии, хотели что-то сказать современникам, причем не в первую очередь о ней. Курс начинается с киевского летописца и заканчивается Тихоном Шевкуновым.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о различных способах «отражения» византийской культуры в русской церковной традиции от крещения Руси до наших дней, в государственных институциях от средневековья до современности, в литературе древней Руси и литературе Нового времени, в живописи, архитектуре, музыке и языке
  • Выработка навыков анализа взаимодействия культурных текстов, традиций, отражения их в языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает особенности представлений о Византии в русской культуре от ХII до ХХ века.;
  • знает различия между воззрениями, общими для эпохи, и присущими конкретным периодам;
  • умеет адекватно понимать, корректно анализировать, комментировать и интерпретировать художественные тексты с исторической проблематикой;
  • умеет рассматривать анализируемые сочинения в историческо-иделогических контекстах;
  • умеет адекватно понимать, корректно анализировать, комментировать и интерпретировать явления языка, государственных установлений разных эпох
  • владеет навыком корректного изложения прочитанного, историко-идеологического комментария художественных текстов, адекватного реферирования трудов по истории литературы и общественной мысли с учетом их идеологических контекстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образ великой Византии
    Что такое Византия. Появление Византии в Восточной Европе. Находки ранневизантийских предметов на территории Восточной Европы. Циркуляция солида и дирхема: сходства и различия. Что привлекало «варваров» в Империи? Византийские свидетельства о контактах с «варварами» как источник по исследованию восприятия Византии самими «варварами». Первые контакты с Русью, варяжской и славянской. Восприятие Русью Византии до, во время и после крещения. Летописные свидетельства о «греках». Договоры Руси с грекам Латинские заимствования в славянских языках: от клеврета до кота. Греческие заимствования в древнерусский язык. Лексика книжная и лексика бытовая: от епитрахили до свеклы, от нелицеприятия до каторги. Различия южнославянского и восточнославянского ареалов в усвоении греческого вокабуляра. Сферы бытования грецизмов в русском обиходе в древности и сейчас. Кто такие офени и что такое катавасия? Образ Византии в древнерусской литературе: жития, хождения, учительная книжность. Империя как источник авторитета, как святая земля, как политический конкурент. Киево-Печерский Патерик. Житие Леонтия Ростовского. Хождение Стефана Новгород-ца. Библиография: Свод древнейших письменных источников о славянах. Т.2. М., 1995; Г.Г.Литаврин. Византия, Болгария, Древняя Русь. Спб., 2000; Д.Оболенский. Связи между Византией и Русью. М., 1970; История русского искусства. Т.1. М., 2007
  • «Суть бо греки льстивы»
    Греческие надписи на территории Древней Руси и древнерусские надписи в Византии: признаки контактов и отчуждения. Сколько людей на Руси знали греческий язык? Сколько греков владело древнерусским? Анализ греческих надписей из Новгорода и Киева, с точки зрения восприятия греков русскими. Чтение надписей на монетах, печатях, мозаиках, фресках, граффити. Канонические отве-ты митрополита Иоанна. Археологические свидетельства присутствия греков на Руси: строительство, ремесло, искусство, торговля. Одежда, еда, утварь. Что Русь взяла от греков, а в чем она нарушила их традицию? Какую цель преследовало возведение соборов Св.Софии в Киеве и в Новгороде, Золотых Ворот в Киеве и во Владимире? Фрески лестничной башни Софии Киевской: почему князь Ярослав изображен на константинопольском Ипподроме Игра в распознавание византийских предметов в древнерусском быту. Попытаемся определить, какие из художественных произведений, созданных в Древней Руси, являются «местными», а какие «импортными». Сравнение Мирожского монастыря во Пскове с византийским искусством норманнской Сицилии. Какую греческую литературу переводили на Руси? Что там знали о светской культуре Империи? Как «Роман об Александре Македонском» превратился в часть Священного Писания. Девгениево Деяние – родственник Слова о полку Игореве? Девгениево Деяние, Физиолог, Палеи. Византийский художник на Руси: львы, павлины, пальмы, дворцы в древнерусской ми-ниатюре. Писали ли на Руси по-гречески? Попытки подражать эллинскому языческого искусству в древнем Киеве. Политические связи и династические браки Руси с Византией и с Западом: сходства и различия. Византийские аристократы среди снегов: захоронение принцессы из рода Комнинов в Кидекше. . Проповеди митрополита Никифора. Древнейший русско-греческий разговориник. Библиография: И.Мейендорф, Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей XIV веке. Paris, 1990; П.Соколов, Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала 15 в. Киев, 1913; М.Р. Фасмер, Греко-славянские этюды. 3. Греческие заимствования в русском языке. СПб., 1909; М. В. Левченко, Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956 Е. Барсов, Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси М., 1883
  • Византия как идеал и проклятие
    Константинопольский патриархат в Восточной Европе: Русь и Литва. Отличие Московской Руси от Киевской и Владимиро-Суздальской Различия в восприятии Византии. “Церковь име-ем – царя не имеем”. Саккос митрополита Фотия. Русский свидетель штурма Константинополя. От-клик Руси на гибель Византии. Византия в былинах и апокрифах. Переписка патриарха Антония с князем Василием Дмитриевичем. Нестор-Искандер. Плачи по Царьграду. Былина “О киевских богатырях и о цареградских”, Сказание о Вавилоне, По-весть о белом клобуке. . Образ Византии в конце XV - XVI веке. Реальные причины и следствия женитьбы Ивана Третьего на Софье Палеолог. Последующие переосмысление и мифологизация этого брака. Отно-шение в Софье русского общества. Что думали в Москве 15 в. о Византии. Приключения двуглаво-го орла. Что означала теория “Москвы как Третьего Рима” для ее современников? “Шапка Монома-ха” и “царское место” в Успенском Соборе Кремля. Византийский пример в царской коронации Ивана Грозного и в дискуссиях об учреждении патриаршества в Москве. Восприятие Византии московитами. Пасхалия Зосимы и образ Византии в хронографах. Максим Грек. Образ погибшей Империи в сочинениях Ивана Пересветова и политике Ивана Грозного. “Сказание о князьях Влади-мирских”. Образ Византии в XVII веке. Византийские примеры в публицистике и подражание первых Романовых византийским императорам. Патриарх Никон и роль Византии в спорах о цер-ковной реформе. Отношение старообрядцев к греческому православию. Разбираем приметы «византинизма» в быту, геральдике, обряде московских царей. Шествие на осляти в Константинополе и Москве. Образ Византии в XVIII веке. Петр и Византия. “Греческий проект” Екатерины Второй: политические расчеты и выстраивание символов. Эллада и Царьград. Византия в литературе конца столетия: Князь Олег на постановке Еврипида. Переписка Екатерины Второй с Вольтером. Стихи Василия Петрова, Сергея Домашне-ва, Александра Сумарокова, Гавриила Державина. Пьесы Екатерины. Библиография: В.С.Иконников, Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869; В. Е. Вальденберг Древнерусские учения о пределах царской власти : очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. - Пг., 1916; В.И.Савва, Московские цари и византийские василевсы. М., 2013; Н. В. Жилина, «Шапка Мономаха»: Историко-культурное и технологическое исследование. М.,2001 И. Дуйчев, Византия и византийская литература в посланиях Ивана Грозного// Труды Отдела Древнерусской Литературы, 15 (1958), 159–76 А. Зорин, Кормя двуглавого орла … Литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001, 43–62, 125, 131
  • Византия как лозунг
    Образ Византии в XIX в. Пушкин: «Твой щит на вратах Цареграда» и ода Рылеева: “Для рифмы с Византией.” Значение Византии для русской истории в переписке Пушкина с Чаадаевым. Тютчев и Фальмерайер: Византия у славянофилов. Русско-турецкие войны и публицистическая эксплуатация византийской тематики. Оформление внешнеполитической концепции «возвратим крест на Св.Софию». Константин Леонтьев, “византизм” и общественная дискуссия вокруг этой идеологе-мы: Владимир Соловьев, Герцен, Розанов. Сатирическое изображение византизма у Салтыкова-Щедрина. Псевдо-византийский стиль в архитектуре и его образцы. Морской Собор в Кронштадте и София Константинопольская. Византия в литературе Серебряного века. Русский Археологиче-ский Институт в Константинополе. Проблема «восстановления Византии» в Первой Мировой вой-не. «Византизм и славянство» Леонтьева. Романы из византийской жизни: Безобразов, Филео, Краснянский. «Отравленная туника» Гумилева. Царьград в эмигрантской литературе и публицистике. Большевики и Византия. Визан-тия при Сталине. Имперский Ренессанс и византиноведение. Возобновление «Византийского Вре-менника» и дискуссия о «самобытности». Сергий Булгаков, Алексей Толстой, Ильязд о Византии. Романы Антонина Ладинского, Валентина Иванова, Юрия Вронского. Бродский. Византия в кино: «Русь изначальная» Византия сегодня. Византия в религиозном возрождении 1960-х-70-х гг. Постсоветские дискурсы для Византии: православный, евразийский, имперский, фашистский, либеральный. Алек-сандр Дугин и Валерий Фадеев: разные грани интерпретации Византии. Что общего в отношении к Византии у Юлии Латыниной и Тихона Шевкунова? Византийский лейбл в рекламе. Различия в имидже Византии между Россией, Грецией и Западом. Византия как феномен и ноумен: реальная цивилизация и идеальное вместилище смыслов. Фильм «Сказание о княгине Ольге», «Рыцарский роман», «Гибель Империи: Византийский урок». Библиография: Л. Герд. „Еще один проект «русского Константинополя». Записка Ф. И. Успенского 1915 г //Вспомогательные исторические дисциплины 30 (St Petersburg, 2007), 424–33; Г. М. Левицкий, „Николай Второй и византийская мечта‟, Самиздат, 13 November 2011, http://samlib.ru/l/lewickij_g_m/nikolaj.shtml Y. Pyatnitsky, „An Imperial Eye to the Past: Byzantine Exhibitions in the State Hermitage Museum, 1861– 2006‟, Tyragetia (2011), N4, A. Toynbee, „Russia‟s Byzantine Heritage‟, in Civilization on Trial (New York, 1948), 166–73, 182–3 А. Дугин, Абсолют византизма, at http://arctogaia.com/public/vizantism.htm С. В. Селиверстов, „Византийский мир в евразийском дискурсе: «свой» или «чужой»?‟, in В. Я. Баркалов and А. В. Иванов, eds, Евразийство: теоретический потенциал и практическое приложе-ние (Barnaul, 2009), 111–16. А. Елисеев, „Византизм как орудие национальной революции‟, at http://nationalism.org/eliseev/vizantizm.htm Д. Сапрыкин, „Вернуть Византию!‟, Русский Журнал, 26 June 2001, athttp://old.russ.ru/politics/20010626.html М. Кожокин. „Византийское прошлое – европейское будущее‟, Oтечественные записки, 4 (2003), 165. А. Курчаткин, „Урок 550-летней давности‟, Русский журнал, 30 Мay 2003, atold.russ.ru/ist_sovr/20030530_kur.html
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    На семинарских занятиях оценивается активность и подготовленность студентов . Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость. Не обязательно каждый студент получает какую-либо оценку на каждом семинаре. Общая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед сессией .
  • неблокирующий Промежуточная контрольная
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий экзамен
    На финальном экзамене студент должен объяснять формы и методы формирования имиджа чужой культуры и прошлого как такового.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * доклад + 0.2 * Промежуточная контрольная + 0.2 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Smythe, D., & Marciniak, P. (2016). The Reception of Byzantium in European Culture Since 1500. Farnham, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1062493

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Milena Dobreva, & Serguey Ivanov. (n.d.). Medieval Slavic World: Byzantium and the Slavs in the 9th century AD’. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A96028A
  • Vodoff Vladimir. (1994). Ihor Ševčenko, Byzantium and the Slavs in letters and culture. Revue Des Études Slaves, (2), 413. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.slave.0080.2557.1994.num.66.2.6193.t1.0413.0000.1