2019/2020
Манипуляция потребителем информации: реклама, пропаганда, социальные мифы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь)
Когда читается:
4 модуль
Преподаватели:
Кимерлинг Анна Семеновна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
На современном этапе большую роль играет визуальная информация. Через разнообразные каналы она оказывает решающее влияние на человека в экономической и политической сферах, погружает его в мифологические структуры. Визуальные образы, кажущиеся очевидностью, на самом деле таят в себе идеологический обман. Умение распознавать мифы, анализировать воздействие визуальных образов, понимать механизмы воздействия пропаганды разных типов очень значимо сегодня. Но также важно и умение самому создавать эти образы в рамках профессиональной деятельности. Цель: дать слушателям курса знания, умения и навыки, которые будут им полезны для работы в медиа сфере или в любой другой сфере работы с потребителями визуальных продуктов, дать практические компетенции по созданию собственных визуальных продуктов. Научит распознавать мифы и культурные коды. Курс рассчитан на студентов факультетов экономики, менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ Пермь, социально-гуманитарного НИУ ВШЭ Пермь, студентов других пермских вузов, политологов, журналистов и специалистов по связям с общественностью.
Цель освоения дисциплины
- Дать слушателям курса знания, умения и навыки, которые будут им полезны для работы в медиа сфере или в любой другой сфере работы с потребителями визуальных продуктов, дать практические компетенции по созданию собственных визуальных продуктов. Научит распознавать мифы и культурные коды. Курс рассчитан на студентов факультетов экономики, менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ Пермь, социально-гуманитарного НИУ ВШЭ Пермь, студентов других пермских вузов, политологов, журналистов и специалистов по связям с общественностью.
Планируемые результаты обучения
- Знает особенности современной массовой культуры и механизмы воздействия на людей.
- Может применить методы анализа потребительского поведения.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Массовая культура: методы анализа и механизмы воздействия на людей.Тема 1. Массовая культура и система знаков Особенности современной культуры. Ценности, модели поведения, стереотипы, речевые шаблоны. Системы знаков. Семинар: Отражение современной культуры в медиа пространстве. Социальные сети: знаки успешности, демонстративные модели поведения, информация для работодателя. Тема 2. Методы анализа визуальной информации. Герменевтический анализ. Семиотический анализ. Структурная, семиотическая, дискурсивная интерпретация визуальной информации. Семинар: Анализ семейных фотографий.назначение фото, целевая аудитория, эмоции, предубеждения, что хотел сказать автор. Люди на фото. Тема 3. Рекламные образы: механизмы воздействия. Мифология в рекламе по Р.Барту и У. Эко. Означающее и означаемое. Способы формирования и воздействия. Ошибки рекламодателей. Неиромаркетинг. Мартин Линдстрем – влиянии рекламы на подсознание. Семинар: Телевизионная реклама. Классификация мотивации и ценностей. Содержание образов. Механизмы воздействия. Тема 4. Гендерные стереотипы глянцевых журналов и другие шаблоны восприятия Гендерные роли в различных культурах: особенности, сходства, эволюция. Гендерные стереотипы глянцевых журналов. Взаимовлияние среднего класса и глянцевых журналов. Семинар: Найдите различия образов мужествености и женственности в современных глянцевых журналах \ рекламных роликах Великобритании, России, любой исламской страны. Визуальные символы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины».
- Раздел 2. Воздействие на массы в политике и медиаТема 5. Пропаганда и идеология: теория и практика. Понятие пропаганды. Теории пропаганды. Цели, жанры и методы. Краткий экскурс в историю. Пропаганда в тоталитарном обществе. Пропаганда в демократическом обществе. Семинар: Советская пропаганда. Мобилизационная политическая кампания: понятие, этапы, методы, технологии. Работа с подборкой документов. Тема 6. Политическая реклама и политические мифы ХХ-ХI века. Российская и зарубежная политическая реклама. Типология политических мифов. Эволюция образа кандидата.CambridgeAnalytica (CA) и глубинный анализ данных социальных сетей. Семинар: Сравните материалы политической рекламы разных лет. Какие образы и роли принимают разные политики. Как политическая партия создает свой мифологический образ. Какие знаки в визуальном и вербальном ряду помогают понять, на какие ценности избирателей ориентируется политик. Как влияют особенности эпохи и культуры на образ кандидата в депутаты. Тема 7. Мемы, аттракторы и хайп: визуальное в соцсетях и интернет Типология и примеры. Мем как аналог гена для культуры, его смысл и значение. Важность популярности. Коммуникативная деконструкция. Современные аттракторы. Хайп как явление. Хайпономика, экономика ажиотажа. Семинар: найдите по одному примеру хайпа в экономике, аттрактора и мема. Опишите технологию его появления и воздействия на людей. Тема 8. Визуальный медиа продукт: технология и практика создания Создание и развитие видео - блогов. Блогосфера как коммуникативное пространство (Гусейнов Г.). Продвижение в социальных сетях. Охота на лайки. Семинар: Деятельность «Фабрики троллей». Определите особенности технологии.
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен проводится в LMS. В начале экзамена раздаются вопросы. По почте отправляется список группы с номерами вопросов и сами вопросы в отдельных файлах. Все вопросы сформулированы так, что к заданному кейсу (серия фото или текстов) необходимо применить на практическом материале теоретические знания (провести анализ определенного типа). Письменный ответ на вопрос обучающиеся должны не позднее, чем через 1 час выложить в Проект LMS. Экзамен позволяет проверить исследовательские и аналитические компетенции, умение применить знания на практике. Сами технологии анализа были даны на лекциях, материалами которых они могут воспользоваться свободно во время экзамена.
- Семинарские занятия
- Самостоятельная работа: аналитическая записка.
- Эссе о современном потреблении и влиянии рекламы.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Самостоятельная работа: аналитическая записка. + 0.3 * Семинарские занятия + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе о современном потреблении и влиянии рекламы.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Осокин А. Н., Мальчуков А. Н. - ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 205с. - ISBN: 978-5-9916-7064-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-informacii-434040
- Осокин А. Н., Мальчуков А. Н. - ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 205с. - ISBN: 978-5-534-11417-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-informacii-445263
Рекомендуемая дополнительная литература
- Соколов А. В. - ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 340с. - ISBN: 978-5-534-08009-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-informacii-424098
- Шапцев В. А., Бидуля Ю. В. - ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-02989-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-informacii-teoreticheskie-osnovy-sozdaniya-informacionnogo-obschestva-434455