• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Психология семейных отношений

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Среди всего многообразия социальных сообществ и групп, больших и малых, в которых участвует человек, особое значимое место на всем жизненном пространстве занимает семья. Семья – это особое социальное образование, где человек впервые получает представление об окружающем его социуме от элементарных знаний социальных норм и правил до присущего каждому чувства теплоты, любви, привязанности и доверия. Именно семья та самая малая группа, что отражает мироощущение личности, ее эмоциональное благополучие, понимание и принятие, чувство личностной удовлетворенности. Всем важно знать, как этого достичь в семье, как должны развиваться отношения с Другим и личностный выбор, чтобы эта удовлетворенность браком длилась долгие годы. Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в курсе «Психология семьи». Цель курса – раскрыть социально-психологические особенности становления и развития семьи и специфику ее функционирования на разных жизненных этапах. Предметом нашего исследования будут проблемы становления семьи исторической ретроспективе и анализ современных семейных отношений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представления об основных предметных областях психологии семейных отношений
  • знание основных механизмов поведения человека в семье
  • усвоение основ супружеских, детско-родительских и межпоколенных отношений в семье.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю развития семьи в социогенезе, определяет типы семейных отношений
  • Раскрывает основные функции семьи и социального контроля семьи
  • Определяет циклы развития семьи и критические периоды
  • Различает стабильность семьи и удовлетворенность браком
  • Определяет качество брака, раскрывает его основные факторы
  • Знает и понимает ролевую структуру семьи, определяет ролевые ожидания супругов
  • Определяет и анализирует виды родительских установок, стиль общения и типы семейного воспитания
  • Понимает причины и основные фазы разводов; понимает и раскрывает последствия разводов для детей.
  • Знает основные предметные области психологии семейных отношений, основы супружеских, детско-родительских и межпоколенных отношений в семье
  • Умеет строить первичные модели психологической помощи семье
  • Имеет навыки диагностики стиля супружеских отношений, детско-родительских отношений, ролевых ожиданий в браке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семья как социо-культурный феномен. Специфика семьи как малой группы
    История развития семьи в социогенезе. Эволюция семьи и брака. Этиология семейно-брачных отношений. Типы семейных отношений в исторической перспективе. Специфика семьи как малой группы. Закрытость семьи. Нуклеарность семьи. Гомогенность и гетерогенность семьи. Тайны семьи. Язык семьи. Ролевые ожидания. История семьи как основа ее стабильности. Роль семьи в развитии личности. Семья как важнейший институт социализации. Социальные программы помощи семье. Задача организации психологической службы семьи и пути се решения в нашей стране. Эмоциональная значимость семейных отношений. Семья и психологическое благополучие личности. Семья и здоровье. Этические, экологические и экономические отношения в семье. Значение семьи в профессиональном становлении личности. Семейные карьеры и профессиональная карьера.
  • Функции семьи и современные типы семейных отношений
    Семья в исторической ретроспективе. Основные функции семьи (хозяйственно-бытовая, репродуктивная, воспитательная, эмоциональная, психотерапевтическая, духовного общения, сексуально-эротическая, социального контроля). Состав семьи (нуклеарная, расширенная, полная, неполная). Виды семей (традиционная, семья-содружество, бикарьерная семья, открытая семья и пр.). Основные психологические трудности создания семьи. Истоки и проблемы семейных отношений. Современные западные и отечественные теории гармонизации семейных отноше-ний (В.Сатир, Р.Мэй, А.С.Спиваковская, О.А.Карабанова). Специфика русской семьи. Многонациональность состава семьи. Ассимиляция и адаптация. Детоцентричность семьи. Домострой и эмансипация. Авторитаризм и авторитарность в семейных отношениях. Доминирование отца или матери. Слияние, захват и подчинение. «Административный восторг». Проблема автономизации в семье. Право на психологическую свободу и личное пространство. Проблема симбиоза детско-родительских отношений в российской семье. Нарушение границ личности в семье. Идентификационные процессы в семье. Позитивные и негативные последствия. Сиблинговые отношения в семье.
  • Жизненный цикл развития семьи. Критические периоды
    Семья как саморегулирующаяся динамическая система. Жизненный цикл развития семьи (Картер, Мак Голдрик; Васильева). Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи (добрачный период, образование новой семьи, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период «выхода» из семьи взрослых детей, семья в период старения и старости). Специфика задач, решаемых на каждой из стадий. Мотивы вступления в брак. Теория «фильтров» (Удри). Особенности добрачных отношений и их влияние на развитие семьи. Факторы риска стабильности новой семьи. Роль родительской семьи (семьи по происхождению) для формирования и функционирования новой семьи. Триангулирование как основной механизм передачи паттернов взаимо-отношений в последующие поколения (М. Боуэн). Нормативные кризисы развития семьи. Факторы нарушения функционирования семьи: сверхсильные, длительные хронические, резкое изменение стереотипа жизни семьи, суммирование трудностей. Супружеские конфликты, их причины. Проблема личной совместимости супругов. Конструктивные и деструктивные конфликты. Нормативные стрессы в развитии семьи. Возрастные кризисы. Супружеская усталость. Миграционные процессы.
  • Стабильность семьи и удовлетворенность браком
    Роль родительской семьи для формирования и функционирования новой семьи. Особенности межличностного общения в семье. Причины нарушения общения в семье. Семейные «мифы», их особенности и влияние на коммуникацию. Коммуникативная проблема, ее генезис, этапы развития и следствия (Э.Эйдемиллер). Принципы организации эффективного общения в семье. Характер межличностных отношений супругов в деструктивных семьях. Супружеские конфликты, их причины. Проблема личной совместимости супругов. Правила конструктивного разрешения конфликтов. Субъективная удовлетворенность браком. Гармоничные и дисгармоничные семьи. Характеристика гармоничной семьи. Виды дисгармоничных семей (собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся, распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья - А.Е. Личко).
  • Качество брака и его основные факторы. Формула Р.Левиса-Д.Спаниера
    Добрачные факторы (гомогенность, личностные средства, родительская модель, поддержка значимых других, внешняя мотивация на брак, сексизмы и их проявления, карьерные отношения). Социально-экономическое факторы (дом, социальное окружение, межличностная атрибуция и компетентность в общении, отношение к карьере, общность деятельности супругов). Личностно-диадические факторы (компетентность в общении, эмоциональная привязанность и формы ее реализации, включенность в деятельность супругов). Взаимная поддержка карьеры. Социальная стратификация карьерных достижений. Проблемы развития эмоциональных отношений и их стабилизация. Условия гармонизации супружеских отношений. Правила соединения, неоднозначность позиций женщины и мужчины в добрачных и брачных отношениях. Проблема слияния и границ в супружеских отношениях. Взаимодополняемость и комплиментарность в семье. Соотношение целей и планов поведения, прогноз и перспектива развития семьи. Готовность к узнаванию другого. Социальная зрелость и чувство ответственности. Понимание и принятие в семье.
  • Психология супружеских отношений. Ролевая структура семьи
    Любовь как основа построения современной семьи. Теоретические подходы к анализу любви и мотивации брака (Э.Фромм, К.Хорни, Э.Эриксон). Проблема аффективной дифференциации личности (М.Боуэн). Нарциссизм, эмоциональная отстраненность, симбиотическая связь. Тип социальной привязанности и особенности построения личностью аффективных отношений в семье (Д. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттснден). Ролевая структура семьи. Конвенциональные и межличностные роли в семье. Проблема распределения власти в семье (главенство в семье). Авторитарный, демократический и эгалитарный тип главенства. Факторы, определяющие ролевые ожидания супругов и правила приписывания ролей в семье. Степень идентификации супруга с ролью, мера компетентности, конфликтность роли, согласованность ролевых ожиданий супругов как условия эффективности ролевой структуры семьи. Особенности межличностного общения в семье. Причины нарушения общения в семье. Семейные «мифы», их особенности и влияние на коммуникацию. Коммуникативная проблема, ее генезис, этапы развития и следствия (Э. Эйдемиллер). Принципы организации эффективного общения в семье. Виды деструкции семьи. Характер межличностных отношений супругов в деструктивных семьях. Супружеские конфликты, их причины. Проблема личной совместимости супругов.
  • Детско-родительские отношения. Семейное консультирование
    Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Эмоциональное принятие и любовь родителем ребенка как условие полноценного личностного развития (Э. Эриксон, Я. Корчак, Т. Дрейкурс, Р. Кемпбелл). Причины эмоционального отвержения ребенка и отказа от ребенка. Основные задачи и пути коррекции эмоционального отвержения и индифферентности родителей. Виды родительских установок: отвержение, безразличие, сверхтребовательность, гиперопека, устойчивость, активная любовь (Роэ и Сигельман). Родительская позиция, ее характеристики: адекватность, динамичность, прогностичность (А.С.Спиваковская). Феномен «мистификации», ее формы и следствия для развития личности ребенка. Причины нарушения роди-тельской позиции. Стиль общения и взаимодействия и его влияние на развитие ребенка (А.Болдуин, Д. Баумринд, Р. Элдер). Авторитарный, демократический, авторитетный, разрешающий, либерально-попустительский, игнорирующий стиль. Система родительского контроля (требования, запреты, форма контроля, санкции). Поощрения и наказания как способы регуляции поведения ребенка. Принципы построения эффективной коммуникации в детско-родительских отношениях (Т.Дрейкурс, X.Джайнотт, Т.Гордон). Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания: гиперпротекция (потворствующая и доминирующая), гипопротекция, гиперсоциализирующее воспитание (по типу повышенной моральной ответственности), эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание, жестокое обращение. Их влияние на развитие ребенка. Причины возникновения нарушений семейного воспитания (А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер, А.Е.Личко, А.Я.Варга). Основные направления их коррекции.
  • Проблемы развода в семье. Причины и фазы развода. Последствия развода
    Развод как кризис в развитии семьи. Причины разводов. Основные фазы развода. Семья до развода (фаза эмоционального развода: принятие решения о разводе, планирование распада семейной системы, сепарация). Семья во время развода (информирование детей, юридический, экономический, социальный развод). Семья после развода (формирование новой семейной системы). Особенности фазы пост-развода для одинокого родителя, остающегося с детьми и родителя без детей. Основные условия оптимизации психологического статуса супруга после развода. Психологические особенности переживания развода в зависимости от возраста детей. Психологические условия профилактики и преодоления негативных последствий развода для детей и разведенных супругов. Проблемы воспитания детей в неполной семье. Повторный брак. Основные фазы формирования новой семейной системы. Психологические проблемы повторного брака (определение границ, формирование функционально-ролевой структуры с учетом системы отношений с прежней семьей, особенности родительства в условиях повторного брака, влияние психологических проблем первого брака). Вдовство. Основные задачи и направления психологической помощи. Проблемы усыновления детей. Психологические условия эффективности включения ребенка в новую семейную систему. Факторы, определяющие динамику вхождения ребенка в новую семью. Основные задачи оказания психологической помощи семье. Основные направления семейной психотерапии: индивидуальная и системная ориентации. Интегративная модель психологической помощи семье. Психодинамический, поведенческий, коммуникативный, структурный подходы. Значение исторического анализа (истории развития семьи) в разрешении проблем семьи. Основные этапы оказания психологической помощи семье. Проблема оценки эффективности интервенции. Перспективы развития психологической службы семьи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа на предложенную тему
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка по промежуточной аттестации (окончательная оценка по дисциплине) складывается из оценок аудиторной работы, контрольной работы и экзамена. Формула расчета оценки по промежуточной аттестации: Оокончательная = 0,2.Оаудиторная + 0,4.Ок.р. + 0,4.Оэкзамен. В случае если накопленная оценка студента без учета веса экзамена превышает 8 баллов (без предварительного округления), преподаватель вправе освободить его от прохождения экзамена с выставлением оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учета веса экзамена.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для вузов, Карабанова, О. А, 2005
  • Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи : монография / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - 4-е изд. —Санкт-Петербург : Питер, 2015.— 672 с.— (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01929-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055333 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055333

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
  • Социальная психология, Майерс, Д., 2019