• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Маркетинг медицинских услуг

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины «Маркетинг медицинских услуг» дает теоретические представления и сформирует практические навыки магистров первого года обучения в области управления маркетингом медицинских услуг. Маркетинг медицинских услуг позволяет формировать спрос на медицинские услуги и стимулировать их распределение, проводить исследования рынков, вводить новые продукты, осуществлять грамотную ценовую политику. Главная форма оценивания работы магистра - письменный экзамен по итогам курса. Дополнительная форма – выставление оценок за работу на семинарах (по итогам выполнения заданий преподавателя), контрольная работа и написание рефератов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Маркетинг медицинских услуг» - сформировать базовые знания о маркетинге медицинских услуг. Обсуждаются главные тенденции развития рынка медицинских услуг на зарубежном и отечественном материале Подробно раскрываются теоретические основания и практические аспекты маркетинга в здравоохранении, возможности и ограничения маркетинговых механизмов, рассматриваться проблемы эффективного применения маркетинга в деятельности медицинской организации, включая особенности управления интегрированными маркетинговыми коммуникациями медицинской организации, методики оценки коммуникативной и экономической эффективности рекламы медицинских услуг, методики управления потребительским выбором пациентов, факторы, влияющие на выбор пациентом медицинской клиники и врача. Разбираются конкретные «бизнес кейсы» по продвижению платных медицинских услуг, позиционированию бренда медицинских организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет идентифицировать возможности рынка медицинских услуг в терминах потребительских выгод, свободных ниш, зон неудовлетворенности потребителей по исследуемым категориям медицинских услуг
  • Студент знаком с ключевыми показателями оценки рынка медицинских услуг
  • Студент знает ключевые понятия, цели и задачи использования медицинского маркетинга
  • Студент владеет навыками аналитического анализа маркетинговой деятельности медицинской организации
  • Студент умеет осуществлять анализ маркетинговой среды медицинской организации
  • Студент умеет сегментировать и выделять целевую аудиторию потребителей
  • Студент знает основные модели потребительского поведения на рынке медицинских услуг
  • Студент умеет анализировать результаты маркетингового аудита на рынке медицинских услуг
  • Студент владеет навыками использования современных инструментов, применяемых в проведении маркетинговой деятельности, получения и анализа необходимой информации
  • Студент умеет выбирать пригодные в конкретных ситуациях методы маркетинговых исследований
  • Студент знает основные модели ценообразования на медицинские услуги
  • Студент умеет разрабатывать маркетинговую стратегию продвижения медицинских услуг
  • Студент умеет управлять поведением потребителей медицинских услуг
  • Студент умеет разрабатывать концепции проведения маркетинговых мероприятий
  • Студент ознакомлент с основными подходами к оценке экономической и коммуникационной эффективности маркетинговых коммуникаций медицинской организации
  • Студент владеет навыками позиционирования бренда медицинской организации
  • Студент ознакомлен основными приемами работы на рынке медицинских услуг
  • Студент владеет навыками эффективной деловой письменной и устной коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • . Особенности позиционирования медицинских услуг
    Позиционирование медицинской услуги на рынке. Стратегии позиционирования. Формирование бренда медицинской организации. Имиджевая политика медицинской организации. Репутация, приносящая прибыль: формирование персонального бренда врача.
  • Общественная роль маркетинга в модернизации системы здравоохранения
    Основные направления реформирования российской системы здравоохранения в современной России. Значение маркетинга в реструктуризации системы оказания медицинской помощи. Современное состояние и проблемы развития маркетинга в российских государственных и частных медицинских организаций. Зарубежный опыт маркетинга медицинских услуг
  • Маркетинг на рынке медицинских услуг
    Сущность, принципы, цели, методы и функции маркетинга. Маркетинг и медицинский бизнес. Понятийный аппарат маркетинга медицинских услуг. Организация маркетинговой службы и управление маркетингом в медицинской организации.
  • Маркетинговая среда медицинской организации
    Факторы внешней среды медицинской организации. Внутренняя среда медицинской организации. Оценка факторов внешней среды медицинской организации
  • Рынок медицинских услуг
    Сущность рынка медицинских услуг. Субъекты рынка медицинских услуг. Критерии и принципы сегментации рынка медицинских услуг. Конкуренция на рынке медицинских услуг. Анализ деятельности конкурентов. Бенчмаркинг как маркетинговый инструмент улучшения качества медицинских услуг
  • Потребительское поведение на рынке медицинских услуг
    Потребитель на рынке медицинских услуг. Процесс принятия решения потребителем. Факторы выбора потребителем медицинских организаций и врачей. Организационное потребительское поведение на рынке медицинских услуг.
  • Ценообразование на медицинские услуги
    Ценовая политика медицинской организации. Факторы, влияющие на ценообразование на медицинские услуги. Стратегии ценообразования на медицинские услуги
  • Организация и проведения маркетинговых исследований в здравоохранении
    Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований в здравоохранении. Методы маркетинговых исследований. Основные объекты маркетинговых исследований в здравоохранении. Наиболее распространенные практические задачи маркетинговых исследований в здравоохранении
  • Маркетинговые коммуникации на рынке медицинских услуг
    Содержание и составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций медицинской организации. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций медицинской организации. Маркетинговые коммуникации медицинских организаций в интернет-среде. PR в системе маркетинговых коммуникаций медицинской организации. Стимулирование сбыта медицинских услуг. Прямой маркетинг и личные продажи медицинских услуг. Эффективность коммуникативной деятельности медицинской организации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий выполнение домашних заданий и активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа и рефераты
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговый контроль (экзамен) проходит в письменном виде. Итоговая оценка является суммой оценок за посещаемость лекций и активность на лекциях (аудиторная работа), за работу на семинарах, выполнение домашних заданий и подготовку письменных заданий (текущий контроль), а также результатов экзамена. О итоговый = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная, где k1= 0,4; k2=0,4; k3=0,2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Glen I. Spielmans, Peter I. Parry, & Olanzapine Quetiapine. (2010). P: From Evidence-based Medicine to Marketing-based Medicine: Evidence from Internal Industry Documents. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0698898
  • Marketing Medicine. (2016). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315794198
  • Джеффри М. - Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 384с. - ISBN: 978-5-91657-666-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62237
  • Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / ВЗФЭИ; Под ред. Н.А. Нагапетьянца. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 272 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0030-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/124825