• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты знакомятся с главными идеями и фигурами европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени. В курсе рассматривается культурный, социальный и идеологический контекст развития новоевропейской философии, выявляется влияние философских теорий на развитие политической, научной и религиозной мысли эпохи Нового времени. Выявляются значения философских построений и концепций эпохи Возрождения и Нового времени для современной культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: • знакомство с главными идеями и фигурами европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени; • ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития ново-европейской философии; • выявление влияния философских теорий на развитие политической, научной и религиозной мысли эпохи Нового времени; • выявление значения философских построений и концепций эпохи Возрождения и Нового времени для современной культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные методологические особенности изучения истории философии.
  • Ориентируется в характерных чертах эпохи Возрождения, определивших ее философский облик.
  • Знает особенности антропоцентризма в философии эпохи Возрождения.
  • Ориентируется в основных идеях социальной и политической философии эпохи Возрождения.
  • Может воспроизвести основные следствия Реформации и Контрреформы для европейской философии.
  • Понимает особенности развития скептической философии в реалиях Нового времени.
  • Знает основные этапы Научной революции и положения учений Галилея, Декарта, Бэкона и Ньютона в сфере философии науки.
  • Ориентируется в основных философских идеях Рене Декарта.
  • Знает основные положения рационализма XVII в., учений Спинозы и Лейбница.
  • Знает основные положения физики и метафизики Ньютона.
  • Ориентируется в основных идеях теории познания Локка, Беркли, Юма.
  • Может воспроизвести основные положения теорий общественного договора Гоббса, Локка, Руссо.
  • Ориентируется в идеях философов французского Просвещения.
  • Может воспроизвести основополагающие идеи Канта. Знает основные теоретические подходы и философские концепции ведущих мыслителей европейской философской традиции XV-XVIII вв. Умеет ориентироваться в проблематике европейской философии Нового времени, различать этапы ее становления.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1 Философия эпохи Возрождения. Тема 1: Методологическое введение.
    Хронологическое деление философии XV-XVIII веков. Основания для выделения основных этапов и периодов развития философской мысли. Синхроническое и диахроническое описания истории философии. Проблема философского канона.
  • Раздел 1 Философия эпохи Возрождения. Тема 2: Культурно-философские особенности эпохи Возрождения.
    Историографическое значение термина «Возрождение». Хронологические рамки и основные характеристики эпохи Возрождения. Зарождение гуманистического движения в Италии. Историографическое значение термина «гуманизм». От университетского преподавателя к гуманисту: появление нового типа европейского интеллектуала. Формирование предпосылок для зарождения политического гуманизма во Флоренции. Поворот от природы к духу как предпосылка переоценки значения гуманитарных наук. Возрождение studia humanitatis как средства воспитания человеческого духа с опорой на классическое наследие древних. Значение общественного бытия человека для его совершенствования. Противопоставление деятельной жизни (vita activa) и созерцательной жизни (vita contemplativa).
  • Раздел 1 Философия эпохи Возрождения. Тема 3: Антропоцентризм в философии эпохи Возрождения.
    Этико-политическая ориентация гуманистов Кватроченто: от созерцательного — к практическому образу жизни. Культура и гражданская жизнь свободного республиканского общества как определяющие области интереса гуманистов Кватроченто. Расширение программы studia humanitatis в качестве программы гуманитарного образования, рассчитанной на изучение древней мудрости с целью возрождения и обновления гражданской культуры. Новая гуманистическая культура как основа жизни свободного республиканского общества. Образование в гуманистическом духе как лучшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Учение о человеке как об общественном животном, значение семьи, приоритет воли над рассудком и практического образа жизни — над «созерцательным» или «теоретическим». Человек как недостаточное существо, восполняющее свое несовершенство за счет гражданской жизни в обществе. Философский синтез Пико делла Мирандола (1453—1494). Учение Пико делла Мирандола о достоинстве человека.
  • Раздел 1 Философия эпохи Возрождения. Тема 4: Политическая и социальная философия эпохи Возрождения.
    Трансформация классического учения о политике в политической философии эпохи Возрождения. Политический реализм Макиавелли. Проблема политического господства как центральная проблема политического учения Макиавелли. Политика как техника захвата, укрепления и расширения власти. Вопрос об учреждении «новых политических порядков и обычаев» и проблема тирании. Макиавелли о соотношении политической целесообразности и частной морали. Учение Макиавелли о гражданской добродетели как общем благе. Возрождение классического республиканского идеала в политическом учении Макиавелли. «Утопия» Томаса Мора как ответ на вопрос о рациональном социальном порядке, способном избавить человека от голода и нужды. Концепция государства как инструмента принуждения на службе у богатых. Идея упразднения частной собственности на средства производства и предметы потребления. Благосостояние свободных граждан как цель существования справедливого социального порядка. Кризис идеи «естественного права» и поиск новых путей осмысления политической жизни.
  • Раздел 1 Философия эпохи Возрождения. Тема 5: Философское значение Реформации и Контрреформы.
    Мартин Лютер (1483—1546) как идеолог протестантской Реформации. Основные положения реформаторского учения М. Лютера. Доктрина оправдания верой (sola fide). Возвращение к Священному Писанию (sola scriptura). Учение Лютера о Церкви и идея «всеобщего священства». Отношение Лютера к поздней схоластике. Спор Лютера с Эразмом Роттердамским о свободе воли. Жан Кальвин (1509—1564) и радикализация протестантской Реформации в кальвинизме. Учение Кальвина о предопределении. Учение Кальвина о Церкви. Вопрос об отношении Церкви к светской власти в сочинениях идеологов умеренной и радикальной Реформации.
  • Раздел 1 Философия эпохи Возрождения. Тема 6: Новоевропейский скептицизм
    Интеллектуальный и моральный кризис как причина распространения скептических настроений в интеллектуальных кругах Западной Европы. Появление в XVI в. новых переводов античных авторов — приверженцев скептицизма и перенос споров с использованием скептической проблематики и форм аргументации из области теологии на почву философии. «Пирронистский кризис» XVI в. как интеллектуальный кризис, связанный с невозможностью удовлетворительно решить проблему достижения достоверного знания и определить критерии его истинности. «Апология Раймунда Сабундского» Монтеня и его защита скептицизма в философии. Тесный альянс между скептицизмом в философии и фидеизмом в религии как отличительная черта скептической философии XVI в.
  • Раздел 2. Научная революция XVI-XVII веков. Тема 7: Развитие экспериментального и математического естествознания.
    Общая характеристика Научной революции как исторического периода. Предпосылки Научной революции: взрывной характер распространения знания, рост математической культуры, распространение скептицизма, изменение отношения человека к материальному миру. Этапы Научной революции: астрономическая революция XVI в., математическое естествознание Галилея и Декарта, эмпиризм Бэкона, математическая физика Ньютона. Математизация природы. Научный эксперимент и его отличие от наблюдения и обыденного опыта.
  • Раздел 3. Рационализм и эмпиризм XVII-XVIII веков. Тема 8: Философия Рене Декарта.
    Рене Декарт — отец-основатель «новой» европейской философии. Критика Декартом схоластической учености и выдвижение идеи новой, методически ориентированной философии. Учение Декарта о методе и главные основоположения его рационалистической теории познания. Декартова концепция философии как «поиска мудрости» и метафорическое обозначение структуры философии как «древа мудрости». Принципы «временной морали». Проблема методического сомнения. Доказательство Декартом достоверности своего собственного существования в качестве мыслящего существа и формула «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). Декарт о природе своего человеческого Я как вещи мыслящей (res cogitans). Картезианская концепция мышления. Учение Декарта об идеях. Проблема существования Бога в философии Декарта. Доказательство существования материального мира. Дух и материя в философской системе Декарта. Душа и тело и проблема их взаимодействия в философской системе Декарта. Учение об аффектах и этика Декарта. Значение философии Декарта для развития европейской философии и науки XVII в.
  • Раздел 3. Рационализм и эмпиризм XVII-XVIII веков. Тема 9: Рационализм XVII века (Спиноза, Лейбниц).
    Философский синтез Бенедикта Спинозы (1632—1677). Учение Спинозы о Боге, или субстанции. Бог, или субстанция как «причина самой себя» (causa sui). Формальные и содержательные характеристики субстанции. Единственность, несотворенность, вечность и бесконечность как формальные свойства Бога, или субстанции. Проблема пантеизма Спинозы. Субстанция и ее познаваемые атрибуты — мышление и протяжение. Приравнивание Спинозой онтологического ранга материи к онтологическому рангу духа. Субстанция как «природа порождающая» (natura naturans) и модусы как «природа порожденная» (natura naturata) в метафизике Спинозы. Формула «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и психофизический параллелизм в философии Спинозы. Учение Спинозы о человеке. Человеческая душа как один из модусов атрибута мышления. Отношение души и тела. Проблема свободы и необходимости в философии Спинозы. Отрицание свободы воли и универсальный детерминизм Спинозы. Философский синтез Лейбница (1646—1716) — вершина в развитии рационалистической ветви европейской философии Нового времени. Учение Лейбница о Боге и идея творения. Проблема воображаемых миров и принцип выбора наилучшего из воображаемых миров для творения. Метафизический характер оценки Лейбницем мироздания как «наилучшего из возможных миров». Учение о Боге как теодицея. Проблема поиска «первоэлемента» метафизической действительности в философии Лейбница. Учение Лейбница о монадах. Представление и стремление как основные свойства монад. Душа, тело и идея предустановленной гармонии. Монада как «микрокосм», отражающая мироздание со своей собственной перспективы. Основополагающие принципы философии Лейбница: закон непрерывности, закон тождества неразличимых, закон достаточного основания, панлогизм, принцип предустановленной гармонии.
  • Раздел 3. Рационализм и эмпиризм XVII-XVIII веков. Тема 10: Физика и метафизика Исаака Ньютона.
    Политический и интеллектуальный контекст жизни и творчества Исаака Ньютона. Реставрация династии Стюартов, образование Лондонского королевского общества, Славная революция 1688 года. Научная биография Ньютона. Его деятельность как математика и физика, теолога, алхимика. Научное значение Математических начал натуральной философии и Оптики. Теологические и метафизические идеи Ньютона. Проблема всемирного притяжения как «оккультного качества». Связь физики Ньютона с магико-алхимических мышлением.
  • Раздел 3. Рационализм и эмпиризм XVII-XVIII веков. Тема 11: Теория познания в учении Локка, Беркли и Юма
    Джон Локк как основоположник эмпирического направления в философии Нового времени. Концепция философии как «подмастерья науки» и сдвиг к теоретико-познавательной ориентации в философии Локка. Критика учения о врожденных идеях и обоснование Локком эмпиризма как философской программы. Учение Локка о чувственном опыте как источнике человеческого познания. Структура человеческого опыта. «Внутренний» и «внешний» опыт: ощущения и рефлексия. «Идеи» как простейшие составляющие опыта. Простые и сложные идеи. Способы образования сложных идей и учение Локка об абстрагировании. Идеи первичных и вторичных качеств. Основополагающие понятия философии Локка: идеи модусов, субстанций и атрибутов. Учение Локка о субстанции и личности. Учение Локка о значении языка для человеческого познания. Номиналистическое понимание Локком понятия сущности. Учение о достоверности. Интуитивное, демонстративное и чувственное знание. Значение философии Локка для формирования эмпиризма как направления европейской философии Нового времени. Критика локковской теории абстракции как исходный пункт философии Беркли (1685—1753). Номинализм Беркли. Противопоставление репрезентативных общих идей и абстрактных общих идей. Отрицание существования абстрактных общих идей. Общие понятия как обобщенные наглядные образы единичных предметов. Имматериализм Беркли. Идеи как непосредственные объекты знания. Эпистемологический дуализм Беркли: чувственное и интеллектуальное познание; идеи и понятия. Проблема существования материального мира в философии Беркли. Принцип esse est percipi как основа имматериализма Беркли. Учение Беркли о причинности. Критика Беркли учения о существовании абсолютной телесной субстанции. Понятие духовной субстанции в философии Беркли. Радикальный эмпиризм и скептицизм как теоретическая основа философии Юма (1711—1776). Центральное положение науки о человеке в структуре человеческого знания. Психологический атомизм Юма. Структура чувственного опыта: впечатления и идеи. Впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Теория идей-копий. Роль принципа ассоциации в философии сознания Юма. Репрезентативная теория абстракции. Проблема существования внешнего мира в философии Юма. Критика понятия причинности. Критика понятия субстанции.
  • Раздел 4. Политическая философия XVII-XVIII веков. Тема 12: Теории общественного договора: Гоббс, Локк, Руссо.
    Разграничение между политикой и моралью в политической философии Нового времени. Теория социального контракта (общественного договора) в противопоставлении к теории божественного и естественного образования государства. Абсолютная власть взамен божественной санкции. Сходства и различия в теории социального контракта Т. Гоббса и Дж. Локк. «Левиафиан» и «Два трактата о правлении». Договорный характер власти. Особое значение права на сохранение собственности. Теория разделения властей у Дж. Локка.
  • Раздел 5. Философия эпохи Просвещения. Тема 13: Философия французского Просвещения.
    Философия Просвещения как духовно-исторический и культурный феномен. Основные идеи и образы философии Просвещения: разум и природа, идея эмансипации человеческой природы, ориентация на науку и популяризацию научных знаний. Главные теоретические построения европейского Просвещения: либерализм и деизм. Утверждение идеи всемирно-исторического прогресса как гаранта человеческой эмансипации и победы проекта Просвещения. Европейское Просвещение и Французская революция. Кризис Просвещения и поиски новых путей развития европейской философии.
  • Раздел 5. Философия эпохи Просвещения. Тема 14: Философия немецкого Просвещения. Иммануил Кант.
    Философское творчество И. Канта (1724—1804) как вершина развития новой философии и начало формирования немецкой классической философии. Новая проблемная постановка философского поиска: «трансцендентальная рефлексия» над условиями возможности человеческого познания. «Критика чистого разума» (1781/1787) как основополагающее произведение критической философии Канта. Постановка проблемы: Как возможна метафизика в качестве науки? Синтетические суждения a priori. Трансцендентальный вопрос. «Коперниканский переворот» Канта. Чувственное созерцание и рассудочное мышление. Категории рассудка. Трансцендентальная дедукция категорий. Трансцендентальный схематизм. Трансцендентальная апперцепция. Идеи чистого разума. Паралогизмы и антиномии чистого разума. Идеал чистого разума. Проблема достоверности человеческого познания. Критика практического разума. Критика способности суждения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарах по уровню активности и степени подготовленности к занятию на основании устного опроса. Оценка по десятибалльной шкале за работу на семинарах определяется перед итоговым контролем.
  • неблокирующий Письменные домашние работы
    Домашние задания представляют собой мини-эссе, в которых студент должен дать краткий (3-4 тыс. знаков) ответ на один из вопросов по текстам, которые обсуждаются на семинарах. В работе требуется дать ответ на заранее предложенный вопрос и подкрепить его ссылками на обсуждаемый текст или на другие источники. В мини-эссе не требуется предоставлять биографическую информацию об авторе текста или об истории создания и общей философской значимости данного текста. Оценивается корректность и аргументированность изложенной позиции.
  • неблокирующий Экзамен
    Оценка за экзамен выставляется по 10-ти бальной шкале во время устного экзамена в конце модуля. Экзамен представляет собой устный ответ на 2 вопроса из билета. Отказ от ответа на один из вопросов билета автоматически понижает оценку на 4 балла. Перетягивание билета автоматически понижает оценку на 3 балла.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Письменные домашние работы + 0.3 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Владиславлев М.И. - Кант. Критика чистого разума - Издательство "Лань" - 2013 - 647с. - ISBN: 978-5-507-12990-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/30539
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 1. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-06074-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-1-leviafan-v-2-t-tom-1-441701
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 2. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-06076-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-2-leviafan-v-2-t-tom-2-441782
  • Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия, Макиавелли (Макьявелли), Н., Муравьевой, Г., 2013
  • Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве, Макиавелли (Макьявелли), Н., Курочкина, Н., 1998
  • Гриненко Г.В. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 706с. - ISBN: 978-5-9916-3453-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-378223
  • Два трактата о правлении, Локк, Д., Субботина, А. Л., 2009
  • История философии. Кн.2: Средние века. Возрождение. Новое время : учебник для вузов, Грядовой, Д. И., 2009
  • Кант И. - Критика чистого разума (Пер. М. И. Владиславлева (1867); Н. М. Соколова) - Издательство "Лань" - 2013 - 452с. - ISBN: 978-5-507-11693-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5922
  • Критика чистого разума, Кант, И., Лосского, Н., 2007
  • Локк Д. - THE SECOND TREATISE OF GOVERNMENT. ВТОРОЙ ТРАКТАТ О ПРАВЛЕНИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 148с. - ISBN: 978-5-534-07971-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-second-treatise-of-government-vtoroy-traktat-o-pravlenii-441719
  • Мор Т. ; Пер. Малеин А. И. - УТОПИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 137с. - ISBN: 978-5-534-05616-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/utopiya-441674
  • Опыты : судьбы и нравы, Монтень, М., Бобовича, А., 2007
  • Руссо Ж. - ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 146с. - ISBN: 978-5-534-06412-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ob-obschestvennom-dogovore-ili-principy-politicheskogo-prava-441987
  • Спиноза Б. ; Пер. Иванцов Н. А. - ЭТИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-09695-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-428381
  • Чумаков А.Н. - Отв. ред. - ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Учебное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 598с. - ISBN: 978-5-9916-4656-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/hrestomatiya-po-filosofii-389073

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., Кротов, А. А., 2008
  • Философия Лейбница на фоне эпохи / Л.А. Петрушенко. - 2-е изд., стереотипное - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 512 с.: 60x90 1/16 - ISBN 978-5-16-015765-8. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/542887
  • Философия Лейбница на фоне эпохи / Петрушенко Л.А. - М.:Альфа-М, 2009. - 512 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-98281-163-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/157905
  • Философы Нового времени: жизнь и идеи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т, юрид. фак.; сост.: А. В. Колесникова, В. В. Куликов, М. А. Назарова, С. С. Сергеев, М. Б. Софиенко, С. И. Черных. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. – 390 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515969